Гдз по биологии в латюшин.

  • Учеников в 7 классе ждет интересный мир биологии. Разные классы и характеристика мира животных. Черви, моллюски – строение, важная роль для природы, улучшения жизни человека. Загадочные мир разнообразных жуков, волшебные перевоплощения бабочек, любимые животные проживающие рядом. Эти интересные факты, открытия науки и ученых помогут школьникам окунуться в мир удивительной природы, её наполнения.
  • ГДЗ по биологии Латюшин, Ламехова - рабочая тетрадь , станут основным помощником терпеливых родителей. Ответы на школьные задания, помощь в понимании материала учебной программы: готовые ответы помогают разложить по полочкам получаемую информацию, закрепить знания.
  • Осознанное понимание законов России по защите животных должно давать четкое понимание правильного, гуманного обращения со всеми обитателями нашей планеты. В седьмом классе ребята любопытно стараются на практике изучить котят или щенков. Знание ответственности за негативные последствия от плохого отношения к этим животным поможет воспитать личность, четко понимающую свои поступки, вероятность наказания за них.
  • При помощи готовых решений по биологии для седьмого класса, можно без труда наверстать пропущенный материал, посмотреть требования следующих занятий или заниматься самостоятельно, изучая и контролируя свои знания – иногда подглядывая в ответы.
  • Сборники по зоологии и решебники к ним для семиклассников

  • Биология для семиклассников - это изучение мира животных, его особенностей и закономерностей. Этот раздел дисциплины носит название зоология и значительный блок вопросов из него выносится в качестве заданий на итоговые испытания - ОГЭ и ЕГЭ. Учитывая, что биологию предпочитает в качестве предмета по выбору значительное количество выпускников, надо изначально грамотно и эффективно наладить процесс работы по дисциплине. Для этого школьникам понадобятся качественные и интересные учебные материалы и решебники к ним. Не только базовые учебники, но и дополнительные сборники-практикумы, позволяющие отработать и закрепить полученные знания и навыки.
  • Не менее важно грамотно выстроить сам процесс подготовки. Одним из вариантов является самоподготовка с использованием ГДЗ к избранному материалу. Подобрав нужный комплект литературы и применяя готовые домашние задания, семиклассники учатся:
    - искать и находить полезную информацию;
    - анализировать её и применять в своих целях;
    - отслеживать и запоминать технологию правильной записи ответа;
    - контролировать процесс и результат.
  • Такая работа позволяет учиться в своем темпе, ориентируясь на собственный уровень знаний, интерес и цели. Среди актуальных задач семиклассников - подготовка к участию в предметных олимпиадах и конкурсах по биологии, написание диагностических и ВПР, а также - заблаговременная подготовительная работа для сдачи ОГЭ.
  • В числе актуальных пособий, отмеченных экспертами - рабочая тетрадь по биологии для 7 класса, составленная Латюшиным В. В. и Ламеховой Е. А. Представленные в книге материалы отличает хорошая систематизация, наглядность иллюстраций, наличие заданий различных уровней сложности, чтобы каждый семиклассник смог реализовать собственные задачи и цели в изучении биологии. Второе полезное качество этой рабочей тетради - её универсальность, то есть возможность использовать в комплекте с учебником по биологии из любого УМК для седьмого класса.
  • Практикум подходит для выпускников 9-х и 11-х классов, осуществляющих подготовку к экзаменам для повторения курса зоологии, изучаемого на уроках биологии в седьмом классе. Книга часто используется репетиторами и преподавателями биологических кружков и курсов в их работе.

Гдз по биологии 7 класс учебник Латюшин Шапкин ответы на вопросы

Биология, Животные, 7 класс, Латюшин В.В., Шапкин В.А., 2016.

Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплект по биологии для основной школы (5-9 классы), созданный на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

Современная зоология.
Зоология изучает представителей самого большого царства живых организмов - царства животных. Животные, как и растения и все другие живые организмы на Земле, состоят из клеток, растут, развиваются, размножаются, дышат, питаются.

В процессе эволюции у животных сформировались и развились органы, из органов состоят системы органов, например опорно-двигательная, дыхательная, пищеварительная, выделительная. Каждый орган имеет особое строение и выполняет определенные функции.

В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.
Клетки животных отличаются от клеток растений строением оболочки, в которой нет целлюлозы, и отсутствием пластид. Есть много других особенностей, отличающих животных от растений. Об этом вы узнаете в процессе изучения данного курса.

В настоящее время существует очень много наук, изучающих животных, например: этология - наука о поведении животных; зоогеография - о закономерностях распространения и распределения животных на Земле; энтомология - о насекомых; ихтиология - о рыбах; орнитология - о птицах и т. д.

Значение зоологических знаний. Знания, полученные в результате изучения животного мира, имеют и практическое значение для деятельности человека.
Так, разработаны безвредные для человека биологические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства и запасов продовольствия.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Как работать с учебником 3
Введение 4
1. История развития зоологии 4
2. Современная зоология 8
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ
Глава 1. Простейшие
3. Простейшие
Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики 12
4. Простейшие
Жгутиконосцы, Инфузории 16
Глава 2. Многоклеточные животные
Беспозвоночные
5. Тип Губки
Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. . 22
6. Тип Кишечнополостные
Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы 25
7. Тип Плоские черви
Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные 31
8. Тип Круглые черви 35
9. Тип Кольчатые черви, или Кольчецы
Класс Многощетинковые, или Полихеты 37
10. Классы кольчецов
Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки 41
11. Тип Моллюски 45
12. Классы моллюсков
Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие 48
13. Тип Иглокожие
Классы: Морские лилии. Морские звезды.
Морские ежи. Голотурии, Офиуры 52
14. Тип Членистоногие
Классы: Ракообразные, Паукообразные 56
15. Класс Насекомые 63
16. Отряды насекомых
Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки 66
17. Отряды насекомых
Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы 70
18. Отряды насекомых
Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи 77
19. Отряд насекомых
Перепончатокрылые 85
20. Тип Хордовые
Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные 92
Позвоночные
21. Классы рыб
Хрящевые, Костные 97
22. Класс Хрящевые рыбы
Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные 103
23. Класс Костные рыбы
Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные,
Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные 107
24. Класс Земноводные, или Амфибии
Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые 115
25. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
Отряд Чешуйчатые 122
26. Отряды пресмыкающихся
Черепахи, Крокодилы 129
27. Класс Птицы
Отряд Пингвины 134
28. Отряды птиц
Страусообразные, Нанду образные, Казуарообразные, Гусеобразные 140
29. Отряды птиц
Дневные хищные. Совы, Куриные 145
30. Отряды птиц
Воробьинообразные, Голенастые 151
31. Класс Млекопитающие, или Звери
Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые 157
32. Отряды млекопитающих Грызуны, Зайцеобразные 164
33. Отряды млекопитающих
Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные 170
34. Отряды млекопитающих
Парнокопытные, Непарнокопытные 178
35. Отряд млекопитающих
Приматы 184
СТРОЕНИЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ
Глава 3. Эволюция строения и функций органов и их систем
36. Покровы тела 190
37. Опорно-двигательная система 193
38. Способы передвижения животных. Полости тела 199
39. Органы дыхания и газообмен 204
40. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии 209
41. Кровеносная система. Кровь 215
42. Органы выделения 220
43. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт 224
44. Органы чувств. Регуляция деятельности организма 230
45.Продление рода. Органы размножения 236
46.Способы размножения животных. Оплодотворение 239
47. Развитие животных с превращением и без превращения 242
48. Периодизация и продолжительность жизни животных 247
Глава 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле
49. Доказательства эволюции животных 250
50. Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира 256
51. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции 259
52. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных 262
Глава 5. Биоценозы
53. Естественные и искусственные биоценозы 268
54. Факторы среды и их влияние на биоценозы 272
55. Цепи питания. Поток энергии 275
56. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу 278
Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека
57. Воздействие человека и его деятельности на животный мир 284
58. Одомашнивание животных 286
59. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга 290
60. Охрана и рациональное использование животного мира 292
Указатель терминов 296.

В седьмом классе школьники приступают к постижению такого непростого раздела в биологии, как зоология. Именно эта часть предмета поможет ребятам узнать очень многое о животном мире, о его отличии от всех остальных и научиться по-настоящему ценить братьев наших меньших. А справиться с практической частью дисциплины можно с помощью решебника к учебнику "Биология. Рабочая тетрадь 7 класс" Латюшин, Ламехова . Издательский дом "Дрофа", 2012 г.

Что в него включено.

На ста семидесяти трех страницах содержаться доскональные решения по задачам из шестидесяти параграфов. Помимо этого в ГДЗ по биологии 7 класс Латюшин есть и три тестовых части, включающие в себя задания с двумя уровнями сложности.

Нужен ли решебник.

Порой ребятам бывает сложно выразить в письменной форме то, что они вроде бы хорошо знают. Но именно письменное выполнение упражнений и способствует лучшему запоминанию всей полученной в школе информации и выявляет насколько хорошо ученик усвоил урок. Кроме того, в жизни школьников присутствуют и постоянные проверочные работы, которые тоже требуют правильного оформления. Решебник к учебнику "Биология. Рабочая тетрадь 7 класс" Латюшин поможет школьникам преодолеть многочисленные препоны на пути к знаниям и не испытывать неловкости за недопонятую тему.

Текущая страница: 1 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Шрифт:

100% +

В. В. Латюшин, В. А. Шапкин
Биология. Животные. 7 класс

Как работать с учебником

Необходимую главу учебника легко найти по оглавлению или по колонтитулу в верхней части страницы.

В начале каждой главы дана информация о том, что вы узнаете из этой темы и чему научитесь, что необходимо понять, выучить, какие знания использовать в дальнейшем обучении.

Читая текст, мысленно выделяйте главное, обращайте внимание на новые термины и понятия. Запоминайте их правописание. Термины и названия животных напечатаны курсивом. В конце каждого параграфа повторены новые термины и понятия, они выделены особым шрифтом. Те слова, которые надо знать, перечислены в указателе биологических терминов в алфавитном порядке.

Рассматривая рисунки, обращайте внимание на все обозначения. Внимательно прочитайте подрисуночные подписи.

Вопросы в начале параграфа служат для концентрации вашего внимания при изучении нового материала.

Вопросы и задания в конце параграфа помогут вам проверить себя и понять, насколько глубоко вы усвоили материал. Если некоторые вопросы вызовут у вас затруднения, обратитесь за помощью к учителю.

Лабораторные работы выполняются на уроке по приведённой в конце учебника инструкции.

В рубрике «Знаете ли вы, что…» подобраны интересные и любопытные факты, дополнительный материал по теме параграфа, предложенный вам для ознакомления, а не для запоминания и заучивания.

Работая с учебником, постоянно оценивайте свои достижения. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета. Дополнительную информацию по темам курса вы можете найти на сайтах: http://school-collection.edu.ru/catalog/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов), http://zmmu.msu.ru/ (Зоологический музей МГУ), http://www.moscowzoo.ru/ (Московский зоопарк), http://darwin.museum.ru/ (Государственный Дарвиновский музей), www.gbmt.ru/ (Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева), http://www.paleo.ru/museum/ (Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова), http://sbio.info/ (Современная биология, научные обзоры, новости науки), http://www.krugosvet.ru/ (Энциклопедия Кругосвет).

Желаем вам успехов в изучении биологии!

Введение

1. История развития зоологии

Представления наших предков о животных. Знания человечества о животных накапливались одновременно с его развитием. Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках тех животных, на которых охотились.

Известны рисунки, прекрасно передающие внешний облик и характер движений мамонта, оленя, носорога, лося, бизона, медведя, орла и других животных (рис. 1, А, Б, В).

Древние охотники, вероятно, знали не только поведение представителей каждого вида промысловых животных, но и места их обитания, предпочитаемые корма, пути сезонных миграций.

Знания наших предков накапливались и передавались из поколения в поколение. Люди совершенствовали орудия лова и добычи, способы загонной охоты, сооружали гигантские постройки для содержания животных рядом со своими поселениями. При этом осваивались новые варианты использования продуктов промысла и животноводства.


Рис. 1. Наскальные изображения животных: А – лошадь. Верхний палеолит. Франция


Зоология в Древние и Средние века. Первую попытку обобщить и систематизировать накопленные знания по зоологии предпринял известный греческий учёный Аристотель в IV в. до н. э. Слово зоология – греческое, означающее «наука о животных».

В своём труде «История животных» Аристотель приводит сведения о строении тела животных, половых различиях между ними, способах размножения, постройке гнёзд. Он описал образ жизни, поведение, места обитания, способы и направления передвижения, спячку, линьку, питание различных животных.

Аристотель составил первую систематическую сводку животных, так называемую «Лестницу существ». Многие из его трудов затем были использованы другими учёными и значительно дополнены.

Эпоха Великих географических открытий позволила расширить знания о видовом составе животного мира и привнесла в зоологию много легенд и вымыслов о мифических существах.


Б. Страусы. Сахара. Изображены были не менее 10 тыс. лет назад


В. Лось и птица. Долина реки Уссури. Изображены 11 тыс. лет до н. э.


Рис. 2. Переходные формы между отдельными классами позвоночных: А – кистепёрая рыба, переходная форма к древнейшим земноводным; Б – древнейшее земноводное, произошедшее от кистепёрых рыб; В – первоптица, произошедшая от древнейших пресмыкающихся; Г – звероподобная рептилия – переходная форма к млекопитающим


Изобретение книгопечатания позволило издавать научные труды и расширило круг лиц, изучающих зоологию.

В XVII в. Антони ван Левенгуком, голландцем по происхождению, был изготовлен микроскоп, позволивший взглянуть на мир микроскопических организмов и начать его изучение.

Попытки описать всех известных животных и предложить их классификацию предпринимались неоднократно. Наиболее значимой из них была система Карла Линнея, предложенная в 1735 г. Она одинаково хорошо подходила для растений и животных, поэтому в основных чертах сохранилась до настоящего времени. К. Линнеем было описано более 4 тыс. видов животных. Он ввёл в науку систематические категории: класс, отряд, род, вид. Использование этих терминов и латинского языка для обозначения названий животных позволило избежать путаницы и дало возможность учёным разных стран понимать друг друга, описывая животных.

Принятое двойное название животных (родовое и видовое) позволяет сразу определить, о ком идёт речь. Например: медведь белый, заяц-русак, сова полярная, мышь-малютка. Вспомните материал из учебника для 6 класса: такие же двойные названия даны и растениям, например: клевер ползучий, редька дикая.

Для того чтобы разобраться в огромном количестве видов животных (их, по разным оценкам, от 1,5 до 4,5 млн), зоологи используют систематические категории, схожие с ботаническими.

Основной систематической категорией в биологии является вид. Более крупные систематические категории в зоологии – это род, семейство, отряд, класс, тип, царство.

Вот как выглядит один из примеров естественной классификации животного мира:

вид – Шимпанзе карликовый,

род – Шимпанзе,

семейство – Человекообразные обезьяны,

отряд – Приматы,

класс – Млекопитающие,

подтип – Позвоночные,

тип - Хордовые,

царство – Животные.

Постепенно раздвигали границы познания природы работы учёных, изучающих ископаемые останки. Такие находки позволили Михаилу Васильевичу Ломоносову утверждать, что «видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были… как ныне находим, но великие происходили в нём перемены».

Благодаря изучению ископаемых животных были описаны и воссозданы переходные формы между представителями некоторых классов позвоночных и доказано последовательное развитие животного мира (рис. 2).

Зоология. Систематические категории.

Вопросы

1. Как человечество приобретало зоологические знания?

2. О чём говорят наскальные рисунки?

3. Как учёные разбираются в многообразии животных?

4. В чём значение двойного названия животных? Приведите примеры таких названий.

2. Современная зоология

1. Каковы черты сходства и различия между растениями и животными?

2. Для чего надо знать зоологию?


Зоология изучает представителей самого большого царства живых организмов – царства животных. Животные, как и растения и все другие живые организмы на Земле, состоят из клеток, растут, развиваются, размножаются, дышат, питаются.

В процессе эволюции у животных сформировались и развились органы, из органов состоят системы органов, например опорно-двигательная, дыхательная, пищеварительная, выделительная. Каждый орган имеет особое строение и выполняет определённые функции.

В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.

Клетки животных отличаются от клеток растений строением оболочки, в которой нет целлюлозы, и отсутствием пластид. Есть много других особенностей, отличающих животных от растений. Об этом вы узнаете в процессе изучения данного курса.

В настоящее время существует очень много наук, изучающих животных, например: этология – наука о поведении животных; зоогеография – о закономерностях распространения и распределения животных на Земле; энтомология – о насекомых; ихтиология – о рыбах; орнитология – о птицах и т. д.

Значение зоологических знаний. Знания, полученные в результате изучения животного мира, имеют и практическое значение для деятельности человека.

Так, разработаны безвредные для человека биологические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства и запасов продовольствия.

Велики достижения зоологов в вопросах искусственного разведения ценных видов рыб, акклиматизации промысловых позвоночных животных и некоторых беспозвоночных как кормовой базы рыб.

За последние годы выведено много новых пород домашних и сельскохозяйственных животных, повышена их продуктивность. Успешно идёт одомашнивание диких животных.

Общепризнаны успехи российской науки в сохранении животных, находившихся на грани вымирания. Благодаря усилиям учёных восстановлена численность соболя и бобра, лося и сайгака, калана и морского котика.

Интересны научные открытия, позволяющие лучше понять ход эволюции животных (исторического развития животного мира), закономерности их размещения на планете.

Многие особенности строения и жизнедеятельности животных изучены и используются в технике. Идёт быстрое развитие наук, соприкасающихся с зоологией: биофизики, биохимии, молекулярной биологии и радиобиологии.

Трудно переоценить значение зоологических знаний для охраны природы. Создавая заповедники и заказники, человек стремится сохранить на планете многообразие животного мира. Исчезновение даже одного, пусть самого малочисленного вида – это безвозвратная потеря для биосферы, для эволюции, для человечества.

Вопросы

1. По каким признакам классифицируют науки о животных?

2. Почему охранять животных и заботиться об их видовом многообразии должен каждый человек на Земле?

Задания

Пользуясь различными источниками информации, подготовьте с одноклассниками конференцию на тему «История отечественной зоологии». В ходе неё обсудите основные этапы и значение научной деятельности учёных в становлении отечественной зоологии.

Многообразие животных

Глава 1. Простейшие


Из этой главы вы узнаете:

о многообразии простейших животных,

о значении простейших в природе и в жизни человека,

об особенностях этой большой группы животных.

Вы научитесь:

работать с живыми культурами,

готовить микропрепараты с живыми животными,

распознавать микроскопических животных.

Простейшие представлены одной или несколькими клетками. Каждая их клетка – самостоятельный организм, даже если клетки объединены в группу или колонию. Простейшие – недостаточно изученная группа организмов.

3. Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики

1. Кто такие простейшие?

2. В чём сходство и различие амёбы и хламидомонады?


Общая характеристика. Изучение обитателей различных водоёмов с помощью микроскопа показало, что в воде наряду с водорослями встречаются и другие одноклеточные организмы, не имеющие зелёной окраски. Большую группу этих организмов, описанную в 1676 г. А. Левенгуком, длительное время относили к одному типу – Простейшие. Считалось, что все животные этого типа состоят только из одной клетки. Прошло более 300 лет, и в 1980 г. на Международном конгрессе протозоологов (исследователей простейших) комитет, состоящий из учёных разных стран, предложил на основе детального изучения многообразия простейших новый вариант их классификации. Единый прежде тип Простейшие стал подцарством с семью самостоятельными типами. В настоящее время по нормам современной систематики все простейшие выделены в отдельное царство. Ежегодно открывают и описывают всё новые и новые виды этих микроскопических существ. Сейчас их известно около 70 тыс. В настоящее время к ним относят не только одноклеточные организмы, но и колониальные формы – совокупность одноклеточных особей, ведущих совместный образ жизни. Среди простейших есть организмы, питающиеся только готовыми органическими соединениями, – гетеротрофы и обладающие растительным типом питания – фототрофы.

При изменении условий простейшие могут образовывать плотную защитную оболочку, превращаясь в цисту. В таком состоянии они переносят неблагоприятные условия, а в некоторых случаях цисты могут разноситься ветром на большие расстояния.

Лабораторная работа № 1

Знакомство с многообразием водных простейших

Оборудование:

ручная лупа 7х10, микроскоп, пробирки с аквариумной водой и определёнными культурами простейших, пипетка, предметное стекло, салфетка, вата.

Ход работы:

1. Рассмотрите без увеличительных приборов жидкость в пробирках. Что можно сказать о её цвете, наличии включений, двигающихся включениях?

2. Ответьте на те же вопросы после рассматривания этой жидкости с помощью лупы.

3. Возьмите поочерёдно по одной капле воды из каждой пробирки с определённой культурой и, поместив каждую каплю на предметное стекло, рассмотрите под малым увеличением микроскопа.

Определите форму тела, величину, характер передвижения и окраску простейшего.

4. Рассмотрите каплю воды из аквариума. Найдите уже знакомые вам микроорганизмы. Обратите внимание на других простейших, впервые увиденных. Отметьте их форму, величину, окраску, характер движений.

Систематические группы простейших

Корненожки. Это одноклеточные организмы, передвигающиеся с помощью ложноножек – выпячиваний цитоплазмы (см. рис. 153, А), напоминающих корни растений. Корненожки обитают в морской и пресной воде, почве, других организмах (рис. 3). Есть корненожки, тело которых покрыто известковой раковиной. Среди них наиболее интересны фораминиферы (рис. 4), обитающие в водах Мирового океана во всех широтах и на всех глубинах. По хороню сохранившимся раковинкам учёные определили уже более 30 тыс. ископаемых видов, а также около 4 тыс. видов, обитающих в океанах сейчас.


Рис. 3. Корненожки: А – без раковинок; Б – раковинные


Рис. 4. Фораминиферы


Радиолярии – одноклеточные, реже колониальные, свободноживущие простейшие, имеющие минеральный скелет в виде удивительно красивых образований (рис. 5).


Рис. 5. Радиолярии


Причудливые выросты на раковинах радиолярий значительно увеличивают площадь поверхности тела, что способствует их передвижению в толще воды.

Радиолярии распространены преимущественно в тёплых морях.

Солнечники – одна из самых малочисленных групп простейших. В ней всего несколько десятков видов, обитающих в пресных водах. Тело большинства солнечников напоминает «солнышко», но лишено минерального скелета. Многие солнечники свободноплавающие, но есть и прикреплённые особи (рис. 6). Питаются животными организмами.

Рис. 6. Солнечник


Рис. 7. Споровик грегарина

Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики. Циста. Раковина.

Вопросы

1. Как питаются гетеротрофы?

2. Какова функция цисты?

Задания

1. Раскройте термин «простейшие».

2. Найдите ошибку в утверждении: «Если все одноклеточные – простейшие, то все простейшие – животные одноклеточные».

3. Пользуясь различными источниками информации, подготовьте сообщение на тему «Простейшие – возбудители заболеваний человека».

4. Рассмотрите рисунок 5 и объясните, как причудливые выросты на раковинах помогают радиоляриям перемещаться в толще воды.

4. Простейшие: жгутиконосцы, инфузории

1. Где обитают простейшие?

2. Какие простейшие опасны для человека?


Жгутиконосцы. Простейшие этой группы имеют один, два или много жгутиков. Среди жгутиконосцев есть такие организмы, которые по строению во многом схожи с одноклеточными водорослями. Нередко их относят к растительным жгутиконосцам (рис. 8).

Известны не только одноклеточные жгутиконосцы, но и колониальные виды, состоящие из 8, 16, 32 и даже 20 тыс. клеток (рис. 9). Каждая клетка колонии по своему строению очень напоминает водоросль хламидомонаду.


Рис. 8. Растительные жгутиконосцы


Все растительные жгутиконосцы могут фотосинтезировать и питаться, как растения, поскольку в их клетках имеется зелёный пигмент – хлорофилл. Некоторые из жгутиконосцев, например эвглена зелёная, на свету питаются как растения, а в темноте как животные – готовыми органическими веществами. Все растительные жгутиконосцы ведут свободный образ жизни в водной среде.

Рис. 9. Вольвокс и другие колониальные жгутиконосцы


Рис. 10. Трихомонада и лямблия


Рис. 11. Трипаносома


Рис. 12. Туфелька и другие инфузории


Значение простейших. Несмотря на малые размеры тела, простейшие имеют большое значение в природе и в жизни человека. Это объясняется следующими особенностями.

Во-первых, тело многих водных простейших заключено в известковую раковинку. После гибели этих организмов их раковинки опускаются на дно. Там за многие миллионы лет из них образуются многометровые толщи известковых отложений, например мел.

Во-вторых, многие простейшие являются незаменимым кормом для других животных.

В-третьих, большое количество простейших является возбудителями различных болезней, среди которых немало смертельных. Из болезней человека, вызываемых простейшими, опасны такие, как амёбная дизентерия, амёбный менингит, токсоплазмоз, сонная болезнь, «восточная язва».

Простейшие приносят большой ущерб пчеловодству, рыбоводству, животноводству и звероводству.

Инфузории. Колония. Жгутиконосцы.

Вопросы

1. Рассмотрите на рисунках строение простейших. Какие основные признаки этой группы организмов можно установить по их изображениям?

2. В чём преимущество колониальных животных по сравнению с одноклеточными? Обсудите этот вопрос с одноклассниками.

3. Каково значение простейших?

Задания

1. Используя различные источники информации, подготовьте сообщение о заболеваниях пчёл, рыб и других животных, вызываемых простейшими.

2. Приведите доказательства, что когда-то и растения, и животные имели общих предков.

3. Подготовьте проект «Экскурсия в мир простейших».

Знаете ли вы, что…

Египетские пирамиды, дворцы и храмы Владимиро-Суздальской Руси, дворцы в белокаменной Москве и Севастополе, старые здания в Париже, Риме, Вене и других городах построены из известняков, образовавшихся из раковинок простейших. В 1 м 3 воды из Тихого океана содержится от 50 до 800 тыс. известковых простейших; в Атлантическом океане – до 3 млрд, а в воде у берегов Сенегала или Осло-фьорда – 30–35 млрд, но и это не предел. В отдельных районах Северной Атлантики численность простейших достигает 115 млрд на 1 м 3 . Почти все основные группы свободнодвижущихся простейших обитают в почве. Их численность в 1 г почвы может быть от 150 тыс. до 1 млн, т. е. на 1 га придётся 150–1000 кг простейших, а на окультуренных человеком почвах даже до 8,5 т на 1 га.