Конспект интегрированного открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа). Конспект НОД в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели.

  • Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
  • Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.
  • Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
  • Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

    Оборудование.

    Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

    Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.

    Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

    Литература: Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.

    Ход занятия

    Дети выходят в раздевалку. В это время помощник воспитателя и дежурные готовят рабочие места к занятию.

    В. Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.

    Кораблик непрочный, кораблик бумажный
    В потоке весеннем несётся отважно
    К неведомым странам, в чужие места.
    Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

    В. Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

    Тогда смелее в путь.

    Дети заходят в группу, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

    В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

    В. Вся бумага одинаковая?

    Дети. Нет.

    В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

    В. Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

    (Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

    Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д.

    В. Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

    В. Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

    В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).

    В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

    Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).

    А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).

    Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).

    Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

    В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

    Дети перечисляют бумажные предметы.

    В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

    Дети: Нет, не может.

    В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

    Физкультминутка.

    В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

    Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

    В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

    Она бывает документом,
    Плакатом, фантиком, конвертом,
    Письмом, обоями, листовкой,
    Альбомом, книгой, упаковкой,
    Салфеткой, веером, талоном,
    Неувядаемым пионом.
    Она бывает и деньгами.
    А что? Догадывайтесь сами!

    Дети: Бумага.

    В: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

    В. Какие свойства бумаги вы знаете?

    Дети. Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.

    В. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

    Дети. Бумага скрутилась.

    В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

    В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

    В. Вы встречался с ней раньше?

    В. Как вы думаете, для чего она нужна?

    В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

    В. Обследуем копировальную бумагу.

    В. Какие стороны у бумаги?

    Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

    В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

    Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

    Дети: Два.

    В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

    Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

    В. Сколько рисунков у вас получилось?

    В. Как вам удалось это сделать?

    В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

    Дети отвечают.

    В. Ваши версии мы проверим на следующем занятии.

    В. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

    В. Наш кораблик “Мечта” отправляется в обратный путь. (Дети выходят в раздевалку).

    В. Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.

    Конспект занятия по исследовательской деятельности

    в старшей группе.

    Тема: Вода и подсолнечное масло.

    Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла

    Задачи:

    Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

    формирование познавательных действий, становления сознания;

    Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

    Продолжать учить читать схемы;

    Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

    Развивающие:

    Развивать коммуникативные навыки.

    Способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.

    Воспитательные:

    Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

    Оборудование: фартуки по количеству детей, клей, тарелочки для клея, кисточки, салфетки, пипетки, растворенный пищевой краситель.

    Демонстрационный материал:

    Иллюстрации растений, круги Эйлера, схема свойств воды, две бутылочки темного цвета с подсолнечным маслом и водой, на бутылочках цифры «1», «2».

    Раздаточный материал: рабочие карточки для исследования лист А4 разделенный на 8 столбиков и 3 горизонтальных полосок,первый столбик не заполняется; 2 графа - картинка «язык» зачернут, 3 - «нос» перечеркнут красными линиями, 4- пустой стакан, 5 -рисунки треугольника, квадрата, 6 - радуга, 7 -стакан с кусочком сахара,8 - кисть руки; фишки красного и зеленого цвета, одноразовые стаканчики, ложечки, соль, кисточки, набор картинок подсолнуха и капельки воды.

    Предварительная работа:

    Беседа о воде.

    Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.

    Отгадывание загадок.

    Экспериментальная деятельность с водой, сравнение камня с древесиной

    Во время сравнения камня с древесиной дети заполняли лист исследования. Древесина и камень сравнивались по таким признакам,как плавучесть, вес, горючесть, нагревание,использование в строительстве.Составились следующие листы исследования.

    Экскурсия на кухню, знакомство с поваром, с работой поваров.

    Ход НОД:

    1.Беседа воспитателя с детьми о времени года.

    2.Мотивация.

    Телефонный звонок с просьбой,помочь повару определить, в какой бутылочке масло.

    3.Беседа.

    Воспитатель: -Что такое масло? Для чего повару масло? Из чего делают масло и как оно называется?

    4 .Дидактическая игра «Образуй новое слово».

    Воспитатель показывает картинку,дети называют растение и образуют слово с вопросом «Какое?».

    Тыква- тыквенное , орех- ореховое, оливки- оливковое , томат - томатное, кукуруза - кукурузное, подсолнух- подсолнечное, горчица -горчичное, лен - льняное, репей - репейное, хлопок - хлопковое, виноград - виноградное, огурец - огуречное.

    Поместить на магнитную доску те растения, из которых делают масло.

    5.Исследовательская деятельность.

    Будем проводить исследование.Необходимо надеть фартуки,занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования,мы будем приклеивать красные кружки,если нет данного свойства, зеленые кружки, если вещество обладает данным свойством.

    Давайте вспомним свойства воды: прозрачность, бесцветность, нет запаха, нет вкуса, нет формы, растворитель.

    Перейдем к исследованию.

    6.Практическая деятельность.

    В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность.

    Дети нюхают содержимое, пробуют на вкус, добавляют соль или сахар, капают краситель.

    После исследования, дети за столами приклеивают фишки в первой строчке: красная -этого свойства нет, зеленая - есть это свойство.

    Например: 2 колонка-«язык» перечеркнут красными линиями,содержимое первой бутылочки не имеет вкуса -зеленая фишка.

    7.Физминутка.

    Две сестрицы - две руки

    Рубят, строят, роют,

    Рвут на грядке сорняки

    И друг дружку моют.

    Месят тесто две руки -

    Левая и правая,

    Воду моря и реки

    Загребают, плавая.

    8.Продолжить экспериментирование со 2 бутылочкой.

    Определить прозрачность,

    Имеет ли вещество цвет;

    Есть ли запах;

    Растворяет ли сахар в нашем случае;

    Остается ли след на руках.

    9.Вывод.

    Читаем,дети, что у нас получилось на листах.

    В какой бутылочке вода? Почему?

    Приклеиваем подсолнух к строчке, капельку воды к воде по признакам.

    Сверяемся по контрольному листу воспитателя.

    10.Работа с кругами Эйлера.

    В красный круг помещаем признаки воды, в синий - масла.

    Что общего? Какой признак поместим в пересечение?

    (посмотреть по листу)

    Итог занятия.

    Что вы узнали нового? Что хотели еще узнать?

    На следующем занятии мы поговорим о том, как делают масло.

    А теперь надо отдать масло на кухню, чтобы нам приготовили обед.

    Рафикова Ирина Халиловна,

    воспитатель

    МБДОУ ДС КВ №7 "Незабудка"

    города Мегион

    Программные задачи :

    Цель : знакомство детей с различием ветра через поиск деятельности.

    Образовательные задачи.

    Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.

    Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

    Воспитательная задача

    Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности любовь к природе.

    Развивающие задачи.

    Продолжать развивать логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга).

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Воспитатель: Ребята хотите послушать волшебную сказку?

    Дети: Да.

    Воспитатель : В некотором царстве, в некотором государстве, жили – были три брата. Старший брат – Ветрище, средний – Ветер, а младший – Ветерок. Как-то раз разгорелся у них спор: кто из них самый нужный и важный. Вышел вперед старший брат и начал доказывать.

    Я гоняю стаи туч,

    Я волную сине море

    Всюду вею на просторе.

    Воспитатель: Ребята, сильный ветер это плохо, как вы думаете почему?

    Дети: Разрушает дома, завывает, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья.

    Воспитатель: Сильный ветер это хорошо, как вы думаете почему?

    Дети : Разгоняет тучи, гонит большие корабли, мельница крутиться.

    Воспитатель: Ребята, а каким еще словом можно назвать Ветрище?

    Дети: Ураган, буран, метель, вьюга, торнадо, пурга.

    Воспитатель: Хорошо, а сейчас мы с вами превратимся в ветрище и докажем, что сильный ветер – это хорошо, а иногда и плохо.

    Опыт (Море)

    В глубокую емкость набрать воду, пустить корабли. Дети сильно дуют.

    Воспитатель: Ребята, какой же вывод можно сделать?

    Дети: Сильный ветер это очень сильное движение воздуха оно опасно.

    Воспитатель: А теперь слушайте, что было дальше. Тогда вышел средний брат и начал доказывать, что это он самый важный и нужный.

    Вею, Вою ворожу

    Снег пушистый я кружу

    Гуляю в поле, а не конь,

    Летаю на воле, да не птица.

    Воспитатель: Вы хотите поиграть с ветром.

    Воспитатель : У меня есть игра превращалочка, она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.

    Чики-чики- чикалочка

    Игра превращалочка

    Вокруг себя повернитесь

    И в деревья превратитесь

    Имитационная игра «Дерево»

    Дети : Наши ноги – это корни

    Наше туловище ствол

    Наши руки это ветви

    Наши пальцы – это листья.

    (Дети качаются как деревья на ветру)

    Дети превращаются в деревья

    Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели цветочки на деревьях. (пальчики шевелятся, усилился ветер – закачались веточки). (дети шевелят кистями рук).

    Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы (Дети раскачивают руками накланяются из стороны в сторону).

    Но вот ветер утих выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури.

    Воспитатель: Пусть деревья станут ребятами. Мы с вами наблюдали за ветром на прогулке. Можем ли мы здесь в помещении создать искусственный ветер?

    Дети: Это не сильное движение воздуха.

    Опыт с вентилятором

    Включаем вентилятор. Воздух начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха.

    Воспитатель: И наконец дошла очередь и до младшего брата. Тогда он стал доказывать что это он самый нужный и важный.

    Перед вами я ветренок

    Непоседливый ветринок

    По обочинам дорог

    Бегаю как паренек.

    Воспитатель : Ребята, а сейчас мы встретимся с младшим братом. Я предлагаю, вам помахать руками на себя. Что вы почувствовали?

    Дети: ветерок.

    Воспитатель: А вот вам листы бумаги и я предлагаю помахать на себя этими листами. Вам удобно? Приятно? А что нужно сделать?

    Дети машут веером

    Воспитатель: Положите лист бумаги перед собой вертикально. Отгибаем край и приглаживаем сгиб. – Давайте мы помашем на себя веером и что вы почувствовали?

    Дети : Движение воздуха, прохладу, свежесть, приятное ощущение.

    Воспитатель: Что такое ветерок?

    Дети : Это слабое движение воздуха.

    Воспитатель: Ребята, а давайте мы свои веера подарим нашим гостям, пусть им тоже будет приятно.

    Воспитатель : Эти три брата и по сей день спорят и не могут решить, кто же из них важный и нужный. А вы как считаете?

    Дети : Ответы детей.

    Воспитатель: Каждый из братьев важен и нужен в природе. И на прощанье послушайте эти прекрасные слова:

    Хорошо, что солнце светит!

    Хорошо что дует ветер!

    Хорошо что этот лес вырос прямо до небес

    Хорошо что в этой речке очень синяя вода

    И мы дружные всегда.

    Используемая литература

    1.В.Н, Волочкова Н.В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.

    2. Азбука физминуток для дошкольников: Практические разработки физминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. М.: ВАКО, 2005г

    3.Веракса Н.Е., Галимов О. Р.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.-М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012г

    «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002165 дата отправки заказной бандероли 6 сентября 2013г. № квитанции (почтовый идентификатор) 62502663120236

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
    - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
    - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Почему выгодно публиковаться у нас?

    Название: Конспект занятия в ДОУ по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы»
    Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Старшая группа

    Должность: воспитатель
    Место работы: МБДОУ №1 «Олимпик»
    Месторасположение: г. Ульяновск

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы».

    Цель:

    Познакомить детей с природным явлением – вулканом.

    Задачи:

    – познакомить детей со строением земной коры, образованием гор и природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.

    – развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;

    – формировать у детей умение делать умозаключения и поощрять их за самостоятельное формулирование выводов по итогам беседы, эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

    — воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность) ;

    – закладывать основы экологической культуры личности (поведение в природной среде).

    Материалы и оборудования:

    Макет вулкана; картинки гор, вулканов; ноутбук (видеопризентация, аудиозапись); пемза, камни; посылка.

    Для опыта: пластиковые тарелки, пластиковые бутылочки, стаканчики с водой, заранее изготовленные картонные конусы, любая красная пищевая краска, сода, моющее средство, фартуки, нарукавники, салфетки, пипетки, ложки (на каждого ребенка и воспитателю), лимонная кислота (воспитателю).

    Предварительная работа: изучение камней, чтение деткой энциклопедии «Почемучек», изготовление детьми конуса из картона, изготовление макета вулкана, рассматривание картинок гор, повторение детьми техники безопасности при проведении опытов.

    Ход занятия

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Давайте улыбнёмся друг другу и проведем упражнение:

    Собрались все дети в круг

    Ты – мой друг и я твой друг!

    Вместе за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся!

    Стук в дверь. На пороге стоит почтальон (переодетый взрослый) и держит посылку.

    Почтальон : Здравствуйте, это группа № 12? Вам посылка от Старика Хоттабыча.

    Воспитатель : Спасибо. (Почтальон уходит)

    Воспитатель : Ребята, а давайте посмотрим, что в посылке. Ой, в посылке письмо и какой-то предмет. Начнем с письма, прочтем его.

    «Дорогие ребята 12 группы! Это пишет Вам Старик Хоттабыч. Я много знаю и много видел, летал за моря и леса. Мне поведали, что в группе номер 12 «Футбик» очень умные ребята. Хочу в этом убедиться и поэтому высылаю вам очень интересное задание, с котором, я уверен, вы справитесь. В посылке находится предмет: ваша задача узнать, что это за предмет, где и как его добывают. Так же высылаю вам подсказку: картинку, у которой с обратной стороны загадка. Ответ присылайте письмом, обратный адрес указал. Желаю Вам удачи! Ваш Старик Хоттабыч»

    Воспитатель : Да, озадачил нас Хоттабыч. Я думаю, мы справимся с заданием и докажем, что мы сообразительные и умненькие ребята. Правда?

    Дети : Да

    Воспитатель: Так вот и предмет, о котором говорит старик, похож на камень. Что-то он напоминает, но не могу вспомнить. Может, ребята, вы знаете? Может у кого-нибудь дома есть такой предмет? Для чего он нужен? (ответы, рассуждения детей).

    Воспитатель : Да, ребята, совершенно верно, этот камень напоминает пемзу. Вот и картинка. Ребята, что на ней изображено?

    Дети : Горы.

    Воспитатель : Так, а вот и загадка с обратной стороны. Давайте, отгадаем ее:

    Ото сна гора проснулась,
    Забурлила, закипела.
    И из шапки вверх взметнулось,
    Много дыма, сажи, пепла.
    Лаву льёт, как мёд, густую.
    Как назвать гору такую?

    (Вулкан )

    Воспитатель : Ничего не понимаю, причем здесь вулкан, гора и как он связан с нашим камнем-пемзой? (рассуждения детей). Мне кажется, мы только еще больше запутались. Я предлагаю, отправиться в поход-путешествие и разузнать все. Вы со мной? (ответы детей)

    Воспитатель : Ну что пошли! (Включается аудиозапись природы)

    Физкультминутка:

    Мы готовы для похода.

    Поднимаем выше ноги.

    По дороге мы идем.

    Не спешим, не отстаем.

    Руки за спину кладем

    И по бревнышку идем.

    Вот куда-то мы забрались

    Где мы с вами оказались?

    (Изображения гор на магнитной доске).

    Воспитатель : Я предлагаю отдохнуть и устроить привал. Посмотрите, ребята, как вокруг красиво! Какие высокие, величественные горы. А что такое горы?

    Дети : Горы — это высокие участки Земли.

    Воспитатель : А из чего состоят горы?

    Дети : Из камней.

    Воспитатель : Вы уже знаете, что горы имеют свое строение. Как называется верх горы?

    Дети : Вершина.

    Воспитатель : Какие бывают вершины?

    Дети : Острые, куполообразные.

    Воспитатель : Молодцы! А еще у горы есть бок, который называется?

    Дети : Склон.

    Воспитатель : Еще что есть у горы?

    Дети : Подножие основание.

    Воспитатель : А что вы видите на вершинах гор?

    Дети : Это снег!

    Воспитатель : А почему на горах снег?

    Дети : Потому что наверху очень холодно!

    Воспитатель : Вы совершенно правы! Там, действительно, очень холодно. Какие горы бывают?

    Дети : Горы высокие, низкие, средние, широкие, узкие. У одних верхушки острые, а у других как – будто срезанные, пологие, крутые, белоснежные.

    Воспитатель : А кто-то знает, откуда горы взялись? Вспомните, как называется наружный слой земли.

    Дети : Земная кора.

    Воспитатель : Она никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. Это мы с вами попробуем показать. Для этого мы проведем практический эксперимент с ладошками.

    Практический эксперимент:

    Воспитатель : Представьте, что наши ладони, это каменные пласты, из которых состоит земля. Эти пласты постоянно двигаются, но очень медленно. Подвигаем ладонями, что происходит? А вот места, где большие плиты отходят друг с другом, что получилось – углубление, впадина, а вот одна плита находит на другую, на них ещё, ещё, что получилось? (Горы).

    Вывод: горы образуются смещением плит.

    На Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются».

    Я черный страшный великан
    Что делать мне — решаю сам
    Могу я спать, могу рычать,
    Огонь и пепел извергать,
    А ну, попробуй угадать-
    Как же меня звать?
    (Вулкан)

    Воспитатель : Я предлагаю продолжить наше путешествие, и отправится к вулкану, я думаю, там мы найдем ответ на наш вопрос.

    Физкультминутка.

    По дорожке мы шагаем

    И ворон мы не считаем,

    Смело, мы идём вперёд,

    Где вулкан уже нас ждёт.

    Когда в гости мы пришли

    Можно крикнуть 1, 2, 3.

    Воспитатель : Вот мы и пришли в гости к вулкану. Устроим ещё один привал. (Дети подходят к ноутбуку). Усаживайтесь так, чтобы не мешать друг другу.

    Просмотр фильма.

    Видеопризентация « Огнедышащие горы».

    Воспитатель: В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают на видео – камеру.

    (Просмотр слайдов сопровождается пояснением педагога)

    Воспитатель : Вулкан на вид — обычная гора, но внутри у нее есть очень горячая жидкость – магма, пока магма живет в домике, вулкан считается спящим. (Слайд 1)

    А это также самая гора только с извергающейся из нее магмой, огнем, дымом – это действующий вулкан. (Слайд 2). Посмотрите, какой формы вулкан, на что похож?

    Дети: На конус, пирамиду.

    Воспитатель: А на что похоже верхняя часть?

    Дети: На большую яму, воронку.

    Воспитатель: Она называется кратер. (Слайд 3)

    Воспитатель: Ребята, а почему такие горы называют вулканами (рассуждения детей). В древности люди не знали, что происходит на самом деле и придумали легенду:

    «Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места».

    Хотя извержение вулканов всегда вселяло ужас, люди жили рядом с ними. Причем не всегда догадывались об этом. Ведь такие горы могут спать очень долго. Так произошло с одним городом Помпея в Италии, который находился рядом с вулканом Везувий.

    Про это событие написал картину художник К. Брюллов, она называется «Последний день Помпеи». (Слайд 4)

    Воспитатель: (Слайд 5) Действующие вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, а из кратера по склонам течет настоящий огненный поток – лава. (Слайд 6).

    Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел.(Слайд 7). Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни. (Слайд 8) А уже из этого камня на спец. фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы-пемзы. (Слайд 9). Ребята, откуда появилась пемза?

    Дети : Из вулканической лавы.

    Воспитатель : Благодаря вулканам образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. (Слайд 10). Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.

    Воспитатель : Теперь прошу подойти к макету вулкана и посмотреть еще раза на кратер, который расположен сверху, жерло — внутри, магму – снизу.

    (Включается аудиозапись извержения вулкана)

    Воспитатель : Пора нам уходить. А чтобы ближе и безопасно посмотреть, как оживает спящий вулкан и начинает извергаться, мы продолжим наше путешествие в уголок опытно-экспериментальной деятельности.

    Воспитатель : Перед тем, как мы приступим к опыту, нам необходимо повторить правила безопасности.

    Дети :

    1. Ничего не брать в рот
    2. Использовать в работе салфетки
    3. Работать в фартуке и нарукавниках
    4. Выполнять все строго по инструкции воспитателя

    Воспитатель : Нам для опыта понадобиться пластиковая тарелочка (Земная поверхность), пластиковый бутылочка (жерло вулкана) и, заранее нами изготовленный на занятии, конус из картона (основание вулкана). Какой получился у нас вулкан?

    Дети : Спящий.

    Воспитатель: Молодцы! А сейчас вы его разбудите. Смесь вы приготовите сами. (2 ст. ложки соды, красная гуашь, 5 капель моющего средства).

    Дети проводят опыт по извержению вулкана.

    Воспитатель добавляет лимонную кислоту в приготовленные смеси.

    Воспитатель : посмотрите, наш вулкан оживает (аудиозапись извержения вулкана). Что произошло с нашим вулканом? Что вытекло из жерла вулкана?

    Дети : извержение вулкана. Лава.

    Воспитатель : Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и затвердевает. А как мы ранее обговаривали, кусочки застывшей лавы получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу. (одно из применений)

    Воспитатель : Почему в пемзе дырочки? Что в них содержится? Как они образовываются? Что легче: пемза или камень?

    Дети : Содержится воздух. Лава бурлила и кипела и так застыла.

    Воспитатель : А чтобы вам доказать, что в пузырьках содержится воздух и пемза легче, чем обычный камень, я погружу пемзу и камень в таз с водой. Что произошло, ребята?

    Дети : камень утонул, а пемза всплыла.

    Воспитатель : Я думаю, мы получили ответы на поставленные Стариком Хоттабычем вопросы, пора отправляться домой. И чтобы нам вернуться с путешествия побыстрее, полетим мы на самолете. Приготовились к полету.

    Физкультминутка

    В полет отправляют самолет,

    Правое крыло – вперед,

    Левое крыло – вперед,

    Полетел наш самолет!

    Воспитатель : Вот мы и группе. Где моя ручка и конверт. Будем писать письмо, где обязательно напишем все, что узнали сегодня: что такое вулкан? (ответы детей), как называется яма расположенная вместо вершины горы? Как называется огненная река, которая вытекает из кратера вулкана, и расскажем, как получается пемза и для чего она нужна, обязательно укажем пользу этого природного явления.

    Воспитатель пишет под диктовку письмо и предлагает нарисовать коллективный рисунок на тему: «Извержение вулкана» и отправить посылкой Хоттабычу.

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование)

    в старшей группе

    «лаборатория воды»

    Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».

    Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

    Основные задачи :

      Образовательные задачи:

      Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;

      Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

    Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование.

      помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;

      развитие связанной речи вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

    2.Развивающие задачи:

      Способствовать развитию любознательности;

      Развивать внимание детей;

      Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

    3.Воспитательные задачи:

      Продолжать воспитывать культуру поведения;

      Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

      Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

    Оборудование и материалы:

    Карточки-капельки с загадками, схемы: «Свойств воды», иллюстрации по теме «Вода» Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко.

    Место проведения - групповое помещение.

    Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»

    Методические приемы:

    Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

    Сюрпризный момент,

    Первая часть: (информационно-познавательная)

    Доброе утро! Я вам говорю

    Доброе утро! Я вас всех люблю!

    Желаю Вам хорошо заниматься!

    Слушать внимательно, ума набираться.

    Приветствие гостей.

    Предлагаю собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

    Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

    Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

    Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

    Где работают ученые? (в научной лаборатории)

    Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

    (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

    Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

    Загадка:

    На ноге стоит одной

    Крутит, вертит головой

    Нам показывает страны,

    Реки, горы, океаны. (глобус)

    А что такое глобус?

    (Глобус – это модель Земли).

    Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

    Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

    А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

    А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

    (Значит, что воды больше)

    Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

    В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

    В: Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).

    Мочит поле, лес и луг,

    Город, дом и все вокруг!

    Облаков и туч он вождь,

    Ты же знаешь это-… (дождь)

    С неба падают зимою

    И кружатся над землею

    Легкие пушинки,

    Белые… (снежинки)

    Сверху одеяло

    На землю упало,

    Самой лучшей ваты

    Мягче и белей.

    Травкам и козявкам,

    Всем зверушкам малым

    Спать под одеялом

    До весенних дней. (снег)

    У нас под крышей

    Белый гвоздь висит,

    Солнце взойдет-

    Гвоздь упадет. (сосулька)

    Не колючий, светло-синий,

    По кустам развешан… (иней)

    Утром бусы засверкали,

    Всю траву собой заткали.

    А пошел искать их днем

    Ищем, ищем – не найдем. (роса)

    Пушистая вата – плывет куда-то.

    Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

    По небесам оравою,

    Бегут мешки дырявые,

    И бывает иногда

    Из мешков течет вода.

    Спрячемся получше,

    От дырявой… (тучи)

    Прозрачен, как стекло

    А не вставишь в окно. (лед)

    Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

    Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

    Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

    Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

    Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

    Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

    Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

    Физкультминутка

    К речке быстрой мы спустились,

    (шагаем на месте )

    Наклонились и умылись.

    (наклоны вперед, руки на поясе)

    Раз, два, три, четыре,

    (хлопаем в ладоши)

    Вот как славно освежились.

    (встряхиваем руками )

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз, это брасс.

    (круги двумя руками вперед)

    Одной, другой – это кроль.

    (круги руками вперед поочередно)

    Все, как один, плывем как дельфин.

    (прыжки на месте)

    Вышли на берег крутой

    (шагаем на месте )

    И отправились домой.

    II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

    И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

    (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

    - Приступим к нашему исследованию.

    Опыт №1. «Вода - жидкость».

    Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).

    Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

    Вывод: вода – жидкость.

    Опыт№ 2. «Вода бесцветная»

    А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.

    Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)

    Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

    Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

    Вывод: вода – прозрачная жидкость.

    Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».

    Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

    (У воды нет запаха).

    Понюхайте стакан с соком (апельсиновый).

    Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

    Вывод: вода не имеет запаха.

    Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».

    Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).

    А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).

    Вывод: Вода не имеет вкуса.

    Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

    Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”

    В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь.

    (звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).

    Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

    Отдохнули, ребята?

    Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

    Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

    Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

    А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

    Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

    Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

    Итог занятия

    В: Чтовы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях

    Спасибо вам ребята.

    Самоанализ познавательной исследовательской деятельности.

    1.Задачи и цели выполнены.

    2. Чувствовался эмоциональный положительный настрой детей.

    3. Дети с повышенным интересом участвовали в эксперименте с водой.

    4. Активно отвечали на вопросы.

    1.Больше обращать внимание на детей (Ваню С., Дашу, Софию.С), которые менее активны на занятии.