Управление доу в режиме сетевого взаимодействия. «Развитие сетевого взаимодействия доу с учреждениями социума, как залог успешной реализации фгос до Сетевое партнерство дошкольной образовательной организации

Полный текст

Идея сетевого взаимодействия не нова. В последние годы это словосочетание стало таким же модным, как «инновация» или «нанотехнологии». Однако реальных прецедентов организации действующей модели сетевого взаимодействия, особенно в сфере образования, пока не существует. Сразу оговорюсь, что сетевое взаимодействие ДОУ – это не взаимодействие в сети Интернет (хотя оно может быть частью общего процесса). Речь идет об особом типе взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, который позволяет каждому участнику сети получить доступ к возможностям развития, недоступным вне сети. Итак, что же такое сетевое взаимодействие, зачем оно нужно и чем оно отличается от других видов взаимодействия?

Детский сад: организация или учреждение?

Идея сетевого взаимодействия тесно связана с развитием управленческих подходов, в том числе в сфере образования. Детские сады являются «учреждениями дошкольного образования». Это означает несколько важных моментов: учреждение находится на попечении государства и относится к дотационной, социальной сфере, оно реализует государственный заказ и финансируется в том объеме и на те цели, которые обеспечивают реализацию государственного заказа. Большинство учреждений дошкольного образования обслуживаются централизованной бухгалтерией, помещения детского сада не являются его собственностью и т.п. Все это отличает детский сад как учреждение от организации, которая должна выживать в условиях рынка, анализировать конкурентную среду, проектировать свое развитие, оперативно реагировать на изменения и быть максимально открытой.

Но в настоящее время наблюдается любопытная картина: фактически оставаясь учреждением, детский сад вынужден действовать как организация. К нему предъявляют все большие требования (как государство, так и непосредственные потребители услуг – родители), призывают к переходу на открытые способы взаимодействия, ожидают существенного расширения сферы услуг и качества образования, хотя в общем и целом стиль взаимодействия с учредителем и источниками финансирования остается прежним.

Большинство предъявляемых требований не вписываются в привычное устройст во ДОУ, не востребованы им. Например, призыв к открытым формам взаимодействия по большей части так и остается призывом, потому что взаимодействие с коллегами из других ДОУ предполагает дополнительную нагрузку, но не несет в себе очевидных выгод. Возможности ДОУ в расширении спектра и качества предоставляемых услуг также ограничены доступным ему финансированием. Кадровый состав большинства дошкольных образовательных учреждений, малое количество сотрудников, имеющих высшее образование соответствующей направленности, зачастую приводят к тому, что многие проблемы остаются нерешенными, так как для этого требуется интеллектуальный и ресурсный потенциал совершенно иного порядка. Получается, что для выполнения задач, поставленных перед ДОУ, необходимо существенно увеличить ресурсное обеспечение (интеллектуальное, финансовое, социальное, информационное), учитывая при этом, что взаимоотношения с государством и его полномочными представителями изменяться не будут. На наш взгляд, решить эту проблему наилучшим образом позволяет организация сетевого взаимодействия ДОУ.

Структура сети

Структура сети предполагает наличие трех уровней: уровень стратегического планирования, координационный и уровень участников сети.

Уровень стратегического планирования представлен Департаментом образования и Окружными управлениями образованием как основными институтами, разрабатывающими и сопровождающими реализацию заказа на дошкольное образование. Наличие этого уровня означает, что учреждения – участники сети принимают цели и задачи, обозначенные в документах Департамента образования, и направляют имеющиеся ресурсы и возможности на их решение. Но участники сети выступают по отношению к Департаменту не только как исполнители. Совместная деятельность по разработке путей решения поставленных задач, возможность апробации разработок позволяют предоставить Департаменту образования апробированное решение, тиражируемый продукт, который при получении позитивной оценки может быть внедрен в систему дошкольного образования города. В этом случае участники сети делают серьезный шаг в направлении социального позиционирования – как сети в целом, так и себя, как авторов-разработчиков эффективных решений в сфере дошкольного образования.

Координационный уровень включает в себя организации, специализирующиеся в определенных областях, связанных со сферой образования, и давшие согласие на поддержку и руководство сетью в данном направлении. Так, например, различные научные объединения и кафедры могут решать задачи научного сопровождения деятельности ДОУ, помогать в разработке образовательных технологий, осуществлять обучение сотрудников и т. п. Специалисты в области психологии образования, возрастной психологии и психологии развития могут объединиться для поддержки и развития психологических служб детского сада. Представители этого уровня управляют развитием сети, проводят мониторинг ее состояния, выявляют возникающие трудности, предлагают пути решения. Важно отметить, что на этом уровне управляют именно сетью, а не развитием конкретных учреждений, решают задачи позиционирования сети, привлекают дополнительные ресурсы и изыскивают возможности для всей группы детских садов, входящих в сеть.

Уровень участника сети включает в себя дошкольные учреждения, которые заинтересованы в участии в сетевом взаимодействии. Вхождение в сеть предполагает принятие и реализацию определенных норм взаимодейст вия между ее участниками, принятие ценностей, декларируемых сетью, направленность на решение общесетевых задач, способствующих развитию и конкретного учреждения. Вступление в сеть означает не только получение доступа ко всем ее возможностям и ресурсам, но и внесение в нее собственного вклада. Он выражается в активном участии в деятельности сети, особой организации информационных потоков внутри учреждения и вне его, в переходе к социальному позиционированию учреждения в сфере дошкольного образования, в том числе через анализ своих сильных и слабых сторон и определение перспективного плана развития и т.п. И если вклад оказывается формальным, то сеть имеет право принять решение об исключении учреждения из состава участников.

Взаимодействие между вышеописанными уровнями осуществляется за счет следующих механизмов сетевого взаимодействия: сетевой проект, сетевой конкурс, сетевое обучение и сетевой договор.

Сетевой проект чаще всего возникает по инициативе координационного центра. Основанием для его появления могут служить либо данные мониторинга (например, если обнаруживается, что большая часть участников сети сталкиваются с однотипной проблемой, и ее решение позволит продвинуться всем участникам сети одновременно), либо принятие решения о том, что сеть заинтересована в разработке одного из направлений развития, заданного Департаментом образования. На этапе формулировки и запуска проекта ведущая роль отводится координационному центру, и это принципиальный момент, ведь если обнаруженная проблема не решается на уровне учреждения, необходимо привлечь ресурс более высокого уровня (научный, организационный и т. п.).

Сетевой проект реализуется на базе учреждений – участников сети, для которых решение обозначенной в проекте проблемы представляется важным. В ряде случаев координационный центр может высказать экспертное суждение о том, что определенные действия помогут разрешить проблему, даже если это неочевидно для участников сети, и порекомендовать массовое внедрение проекта. По завершении проекта проводится повторный мониторинг, и если результаты оказываются положительными, накопленный опыт обобщается и предлагается Департаменту образования как апробированный продукт, который можно тиражировать в сфере дошкольного образования. В этом случае детские сады, участвовавшие в апробации, могут выступать в качестве «ресурсных центров» для тех учреждений, которые хотят использовать данный продукт (технологию) в своей работе.

В рамках сети может одновременно действовать несколько сетевых проектов, однако в связи с их разнообразием (управленческие, образовательные, социальные и т. п.) за реализацию проектов в конкретном учреждении отвечают разные группы специалистов (психологи, педагоги). Это позволяет снижать общую нагрузку и дифференцировать участников проектов в соответствии с их специализацией.

Сетевой конкурс представляет собой механизм, обратный сетевому проекту, так как в данном случае инициатива исходит от конкретного участника сети (учреждения или сотрудника учреждения). Любой участник сети может заявить о затруднении, которое у него возникло и негативно влияет на достижение поставленных целей. Совместно с представителем координационного центра эта проблема переформулируется в заказ к сети, и объявляется сетевой конкурс. На конкурс могут быть выставлены уже имеющиеся разработки по решению данной проблемы или перспективные разработки (предложения).

Победителями сетевого конкурса становятся все те предложения, которые позволяют продуктивно подойти к решению проблемы. Эти наработки предлагаются в открытое использование всем участникам сети (в том числе и тому, кто инициировал данный конкурс). При этом разработчик позиционируется как автор данного решения и основной консультант по его внедрению, а пользователи» берут на себя обязательство по мониторингу и описанию результатов апробации этого решения в условиях своего детского сада. По результатам апробации разработчик получает обширный и разнообразный материал, и при содействии координационного центра оформляет его как полноценный продукт, снабженный рекомендациями по использованию и описанием потенциальных результатов его применения.

Безусловно, внедрение новых проектов, использование психологического, педагогического и организационного мониторинга требует освоения новых технологий, новых форм взаимодействия, получения новых знаний. Поэтому участники сети неизбежно должны включаться в процесс сетевого обучения. В целом сетевое обучение сродни повышению квалификации, однако в условиях сети основные темы задаются потребностями сети и динамически изменяются в зависимости от реализуемых в данный момент проектов.

Сетевой договор нацелен на взаимодействие с внешними по отношению к сети организациями и предполагает установление наиболее комфортных условий для участников сети. Очевидно, что многим организациям гораздо интереснее взаимодействовать с группой ДОУ, обеспечивающей объемный заказ, чем с каждым ДОУ в отдельности на разовой и случайной основе. Использование дисконтной системы, абонемент, бартерный обмен услугами и ресурсами – вот лишь некоторые формы сетевого договора, которые можно эффективно использовать для расширения ресурсной сферы ДОУ. Главным признаком сетевого договора является то, что договор заключает сеть, а не отдельное учреждение. Но договор действует для любого участника сети, то есть каждый может воспользоваться предложенным ресурсом.

Таким образом, использование механизмов сетевого взаимодействия позволяет детскому саду выступать в новом качестве – ответственного и активного партнера содержательного взаимодействия с различными организациями и коллегами из других ДОУ.

Возможности сетевого взаимодействия

Какие преимущества получает детский сад, вступивший сеть? Во-первых, все ресурсные возможности детского сада расширяются до масштабов сети. Во-вторых, детский сад получает мощный толчок к развитию за счет включения в новые проекты и новые контексты взаимодействия. В-третьих, детский сад получает реальные основания для социального позиционирования в сфере дошкольного образования и, более того, сеть предоставляет разнообразные ресурсы и средства для такого позиционирования, для продвижения разработок и т. п. В-четвертых, детский сад включается в систематический мониторинг, который позволяет не только получить общую картину по своему учреждению, но и оценить свои позиции по различным основаниям в сравнении с другими учреждениями. За счет этого руководитель детского сада может переходить от реактивной модели управления к проективной, планируя и обеспечивая наиболее перспек тивные направления развития.

Решение коллегии Департамента образования города Москвы от 14 февраля 2008 г. (п. 9) о разработке и апробации модели сетевого взаимодействия показывает, что необходимость создания сети была признана одним из важных направлений развития системы дошкольного образования города Москвы. Поручение по разработке модели было дано Московскому городскому психолого-педагогическому университету. Непосредственным исполнителем является кафедра социальной психологии развития под руководством доктора психологических наук Н. Е. Вераксы.

В настоящее время при поддержке Департамента образования города Москвы открывается городская экспериментальная площадка под руководством Н. Е. Вераксы по разработке и апробации модели сетевого взаимодействия, в которую входят 12 детских садов города Москвы: № 1602 (ВАО), № 399 (САО), № 2523 (ЗАО), № 1511 (ЗАО), № 1199 (СЗАО), № 2380 (СЗАО), № 1645 (СВАО), № 1958 (СВАО), № 939 (СВАО), № 1777 (ЦАО), № 2336 (ЦАО), № 1969 (ЮАО).

Хотя состав экспериментальной площадки ограничен двенадцатью детскими садами, это не означает, что вся сеть состоит из 12 учреждений. Участники экспериментальной площадки взяли на себя обязательства по разработке, запуску и апробации модели сетевого взаимодействия, и по согласованию с Департаментом образования города Москвы будут получать дополнительное финансирование в период действия экспериментальной площадки. Однако сеть будет эффективно развиваться только в том случае, если в ее состав будут входить новые учреждения, поскольку не только сеть расширяет возможности участника, но и новые участники увеличивают ее потенциал и ресурс.

Информация о деятельности сети публикуется на сайте http://dou.inpsy.com , по всем вопросам, связанным с дятельностью сети, можно обращаться по адресу [email protected]

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ахтырская Ю.В.,
старший воспитатель ГБДОУ д/с № 62 «Золотая рыбка» Приморского р-на;
Деркунская В.А.,
канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики
Института детства ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»;
заведующий по инновационной деятельности ГБДОУ д/с № 62 «Золотая рыбка» Приморского р-на;

Янковская В.М.,
заведующий ГБДОУ д/с № 62 «Золотая рыбка»
Приморского р-на, Санкт-Петербург

Становление сетевого взаимодействия в образовании отвечает вызовам времени, определяющим тенденции развития системы образования в целом, и главное — способно удовлетворить потребности каждого субъекта этого взаимодействия, а значит и повлиять на качество образования.
Под сетевым взаимодействием сегодня понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, его вариативность, открытость учреждений образования, повышение результативности образования для детей и профессиональной компетентности для педагогов, в том числе в области использования современных информационных технологий.

Теоретическое осмысление проблемы сетевого взаимодействия позволило обозначить основные характеристики, свойственные этому процессу, а именно:
— единые идеи, цель и задачи для сети;
— существование так называемой фрактальной структуры (множество ячеек сети);
— отсутствие единоначалия;
— открытость в системе и самой системы; взаимодействие «по горизонтали».

На первый план выходят такие характеристики, как:
— пространство (описание горизонтальных и вертикальных связей в сети);
— информация (содержание этих связей);
— время (логика развития сетевых отношений) и энергия (способы и формы жизнедеятельности в сети).

Привлекательным для нас становится понимание образовательной сети как совокупности субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга (И.А. Адамский). Таким образом, сетевое взаимодействие — система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления его системой.

Первая ступень подобной коммуникации давно и прочно вошла в образовательную деятельность: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия и др. В настоящее время сетевое взаимодействие — один из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на следующих принципах:
— во-первых, сеть — это возможность продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг и, таким образом, получение дополнительного финансирования;
— во-вторых, сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений;
— в-третьих, это современная высокоэффективная инновационная технология, которая позволяет образовательным организациям динамично развиваться;
— в-четвертых, дает возможность организации взаимодействия и распространения передового опыта на основе ИКТ, имеющих большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт образовательного учреждения доступен широкому кругу пользователей интернет-сети.

Важно отметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, но и идет процесс диалога между образовательными учреждениями, образовательными учреждениями и другими социальными партнерами, а также процесс отражения в них опыта друг друга, отображение процессов, происходящих в системе образования в целом. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы, усиливающими качество дошкольного образования.

Сетевое взаимодействие в реализации основной образовательной программы дошкольного образования нашего детского сада обеспечивает возможность качественного освоения дошкольниками образовательной программы с использованием ресурсов разных организаций, осуществляющих образовательную и иную деятельность (социальную, культурную, оздоровительную, профилактику безопасного поведения, творческую и т.д.). Модель сетевого взаимодействия представлена в таблице.

Этот год для нас стал годом активной реализации социальных проектов, а именно проведением социальных акций и детского волонтерства. Вместе с социальными партнерами мы реализуем проект «Сто добрых дел». Остановимся на самых ярких и неординарных акциях и добрых делах, которые так необходимы и важны для воспитания современных дошкольников, их родителей, общества в целом.

Акция социально-экологической направленности «Дерево дружбы»
Организаторы: ГБДОУ д/с № 62 и ГБДОУ № 50 Приморского района Санкт-Петербурга, муниципальное объединение (МО) «Озеро долгое», ЧОУ «Эврика-Лицей».
Участники: дети и родители, педагоги детских садов, представители МО «Озеро долгое», дети и педагоги ЧОУ «Эврика-Лицей».

Цели:
— воспитание отзывчивости и эмпатии у детей дошкольного возраста в решении социальой задачи, связанной с необходимостью озеленения вновь открывшегося детского сада;
— формирование экологического мышления у дошкольников.

Проблемная ситуация, послужившая началом социальной акции: в районе открылся новый детский сад, он пока не озеленен, чем мы можем помочь детям и учреждению? Как озеленить детский сад? Как призвать на помощь природу?

В результате дети вместе с мамами и папами бережно выкопали молодые елочки и после того, как их перевезли в ДОО, поспешили посадить их, установив именные таблички с пожеланиями добра и радости. В конце акции все вместе выпустили в небо зеленые шары в память о добром деле. Дошкольники нового детского сада выразили благодарность своим сверстникам за такое полезное и своевременное участие детей в их новой жизни. Дети подружились за совместным чаепитием.

Социальная акция «Поздравление ветеранам»
Организаторы: ГБДОУ д/с № 62 Приморского района, МО «Озеро долгое», Павловский дом ветеранов.
Участники: педагоги, воспитанники и родители детского сада, МО «Озеро долгое». Акция приурочена к Дню Победы.
Цели:
— формирование позитивного отношения к пожилым людям, проявление внимания и заботы о них, уважения к героическому прошлому нашей страны, чувства благодарности и уважения к солдату;
— деятельностное участие в празднике Победы.

На предварительном этапе в каждой группе детского сада проводились беседы, направленные на формирование патриотических чувств у детей, возможность оценить роль подвига ветеранов ВОВ, всю тяжесть их солдатской жизни.

На основном этапе дети участвовали в конкурсе «Свиток памяти» и исполняли стихотворения, посвященные народному подвигу во время войны. Конкурс был записан на видеокамеру. Дома дети вместе с родителями сделали открытки своими руками, подписали пожелания ветеранам.
Все открытки вручались в День Победы ветеранам в Павловске. Также ветераны с удовольствием посмотрели видеозаписи стихов в исполнении воспитанников — победителей конкурса «Свиток памяти».

На заключительном этапе сотрудники Павловского дома ветеранов прислали видеоролик о том, как ветераны получали наши открытки и поздравления. Информацию о социальной акции разместили на сайте ДОО для ознакомления всеми участниками акции.

Международная социальная акция «Моя Родина и ее достопримечательности»
Организаторы: Русский центр Фонда «Русский мир» в г. Салоники, ФГБУК «Государственный Русский музей», отдел «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея, ГБДОУ детский сад № 62 Приморского района.
Участники: воспитанники и педагоги ГБДОУ № 62, ГБОУ СОШ № 644, ЧОУ «Эврика-Лицей», Русский центр Фонда «Русский мир» в г. Салоники (Греция).
Цель: формирование интереса к русской культуре, укрепление связей с соотечественниками, проживающими на территории Греции, поддержка связей с Родиной.

На подготовительном этапе воспитанники детского сада посещали занятия по музейной педагогике и совершали интерактивные экскурсии в виртуальном филиале Русского музея на базе ДОО. Педагоги, дети и родители выезжали на экскурсии в Летний сад, Русский музей, автобусно-пешеходную обзорную экскурсию по городу.

В течение года дети занимались в изостудии ГБДОУ № 62, где было нарисовано множество работ по темам экскурсий и занятий.

На основном этапе реализовано несколько тематических проектов в старших и подготовительных к школе группах: «Моя малая родина», «Россия моего времени», «Россия — Родина моя», «Я знаю Санкт-Петербург». Дети подготовительной к школе группы участвовали в международном проекте «Тьюторские города» в конкурсе «Мой город» (проект организован социальным партнером ДОО — «Развивающие игры Воскобовича»).

Были подобраны детские рисунки и работы с достопримечательностями Санкт-Петербурга, значимыми российскими праздниками, символами России; написаны небольшие рассказы-описания к ним со стихами известных русских поэтов, описана техника исполнения работ. Получилось красочно иллюстрированное и с любовью описанное послание соотечественникам, проживающим на территории Греции.

На заключительном этапе работы размещались на электронных носителях Русского центра Фонда «Русский мир» в Салониках и были представлены на Книжном фестивале — ярмарке в Салониках 18—26 июня 2017 г. Художники-мастера византийской техники направили каждому учреждению, которое принимало участие в конкурсе, видеомастер-класс «Византийская техника иконописи Святой Горы Афон». С этим видеопосланием детей ознакомили на занятиях по музейной педагогике, вызвав у них чувство гордости и радости за проделанную работу.

Сегодня в нашем детском саду реализовано более 16 социальных акций и волонтерских проектов. Они реализованы как внутри ДОО, так на уровне района, города, и вышли далеко за пределы России, создав международное сотрудничество детских организаций.

Представим промежуточные результаты и эффекты реализации всех подпроектов сетевого взаимодействия ГБДОУ № 62.

Основная область изменений: качество образования в ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Дополнительные области изменений:
— результаты освоения детьми дошкольного возраста образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО;
— динамика продвижения каждого ребенка в освоении ООП ДО;
— имидж и рейтинг ГБДОУ, социальная успешность и адаптивность выпускников детского сада;
— степень удовлетворенности образовательным процессом всех субъектов ДОО;
— статус образовательной организации.

Ожидаемые результаты в ходе реализации подпроектов сетевого взаимодействия ГБДОУ:
— повышение качества образования на 7%;
— улучшение результатов освоения детьми дошкольного возраста образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» за счет реализации проектов сетевого взаимодействия на 30%;
— повышение рейтинга ГБДОУ в районе, городе за счет открытости образовательной среды для взаимодействия и трансляции результатов сетевых проектов;
— преемственность дошкольного и начального общего образования на уровне содержания, форм и методов обучения, возрастающего совместного участия детей и педагогов в социокультурных и социальных проектах, привлечения педагогов к взаимному обучению, обмену опытом;
— увеличение процента педагогов, использующих дистанционные технологии в образовательном процессе для различных категорий детей и их родителей (в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов) до 30%, а также транслирующих инновационный опыт, лучшие образовательные практики в условиях сетевого взаимодействия до 50%;
— повышение профессиональной компетентности молодых педагогов за счет сетевого взаимодействия на 30%;
— развитие компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка, сохранения и сбережения его здоровья на 30%;
— повышение степени удовлетворенности образовательным процессом всех субъектов образования в ДОО;
— рост достижений всех участников инновационного процесса в конкурсах, проектах, соревнованиях, олимпиадах, в том числе дистанционных;
— расширение возможностей получения качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями;
— изменение статуса ДОО, укрепление положительного имиджа.

Эффективность реализации сетевого взаимодействия. Социальные эффекты (на уровне ДОО):

— увеличение доступности и улучшение качества дошкольного образования (качество реализации ООП ДО);
— повышение профессиональной компетентности педагогического и административного персонала — участников сетевого взаимодействия;
— включение в образовательный процесс различных форм сетевого взаимодействия как одного из элементов образования и развития социальной компетентности дошкольников;
— обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием;
— возможность получения качественного образования детьми различных категорий (ОВЗ, дети-инвалиды и др.);
— привлечение детей к участию в различных олимпиадах, чемпионатах, конкурсах, творческих проектах на различных уровнях;
— реализация индивидуализации образования через построение образовательной траектории на основе сетевых образовательных программ;
— развитие системы экспертизы, консультаций, мониторинга инновационных процессов в ДОО;
— расширение сотрудничества, межведомственного взаимодействия, социального партнерства ГБДОУ;
— интенсификация образовательного процесса за счет применения инновационных средств и технологий.

На уровне района и города:
— развитие районной и городской системы дошкольного образования на основе сетевого взаимодействия учреждений;
— эффективность использования бюджетных средств;
— повышение уровня качества, доступности, открытости и транслируемости (применения) образовательной информации;
— обеспечение качества достижения детьми целевых ориентиров ООП ДО соответственно ресурсоемкости;
— появление в городе образовательной сети инновационно активного детского сада;
— создание системы сетевого взаимодействия ДОО в целях повышение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО.
Инновационные эффекты: создание модели сетевого взаимодействия образовательных и других учреждений разного типа.

Критерии эффективности и жизнеспособности модели сетевого взаимодействия:
— положительная мотивация и интерес;
— нацеленность на единый конечный результат;
— доминирование горизонтальных связей над иерархической структурой;
— информационный обмен между сетевыми звеньями;
— долгосрочный характер связей;
— наличие нескольких центров активности;
— лидерство (новое, сетевое, безамбициозное);
— профессиональное управление;
— общие ценности и стандарты;
— согласование позиций;
— уважение участниками сетевого взаимодействия друг друга;
— способность адаптироваться в меняющихся условиях;
— открытость системы;
— вариативность.

Проекты сетевого взаимодействия, вариативное и разнообразное социальное партнерство позволили детскому саду стать «Лучшим дошкольным образовательным учреждением 2017 года».

Тема сетевого взаимодействия неновая. Детские сады и раньше сотрудничали со школами и другими организациями на договорной основе или на основе личных контактов. Руководителям и педагогам дошкольных учреждений необходимо знать, какие изменения произошли в нормативно-правовой базе, какие документы необходимы для организации сетевого взаимодействия.

Чтобы помочь руководителям ДОУ разобраться в нормативно-правовой базе, видах и вариантах сетевого взаимодействия, «Академия профессионального развития» провела 26 октября вебинар «Сетевое взаимодействие образовательной организации в контексте реализации ФГОС ДО».

Вебинар провела Ольга Евгеньевна Веннецкая, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии образования, Почётный работник СПО, участник разработки программ «Миры детства» (2015), Примерной образовательной программы подготовки ребёнка к школе (2008), руководитель инновационных площадок РАО.

Ольга Веннецкая считает, что сетевое взаимодействие поможет расширить образовательное пространство и реализовать стандарт дошкольного образования.

В 2006 году Ольга Евгеньевна защитила кандидатскую диссертацию «Педагогические условия организации формирования культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста». В диссертации исследуется проблема развития двигательной активности детей в детском саду при участии других социокультурных учреждений.

- Взаимодействие социокультурных учреждений в образовательном процессе учреждения даёт возможность создать условия для развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста, - считает Ольга Веннецкая.

Исследование проходило с 1999 по 2005 годы. В эксперименте приняли участие 217 детей, 70 педагогов, 200 родителей, 40 медработников, 30 руководителей спортивных организаций и 100 студентов педагогического колледжа города Сарапула Удмуртской Республики.

​​​​​​​- Двигательная деятельность детей в модели образовательного процесса наполнена новым содержанием, поэтому стала разнообразной, интересной и, как результат, предпочитаемой детьми, - заключает Веннецкая.

На вебинаре Веннецкая поделилась знаниями и опытом с педагогами из Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Челябинска и других городов России. Она объяснила участникам, почему так необходимо сегодня сетевое взаимодействие.

Нормативно-правовые акты


Сама образовательная политика РФ ориентирует на сетевое взаимодействие образовательных организаций с социокультурными и другими организациями.

По программе развития образования планируется к 2018 году создать современные условия предоставления дошкольного образования для всех детей с учётом ФГОС.

Не каждое дошкольное учреждение в состоянии реализовать задачи ФГОС из-за дефицита кадров, финансовых или материально-технических ресурсов.

Ольга Веннецкая отмечает, что в законе «Об образовании» 1992 года говорилось о том, что ДОУ самостоятельно организует образовательный процесс, в новом же законе говорится о совместной с другими учреждениями организации образовательного процесса. Современная образовательная ситуация также предполагает организацию сетевого взаимодействия.

Тенденции в российском образовании

Глобализация

Развитие высоких технологий и переход к информационному обществу коснулись и образования. Родители понимают, что один детский сад не даст того образования, которое требуется человеку XXI века - чем шире образовательный процесс, чем больше в нём задействовано образованных взрослых, тем эффективнее для ребёнка проходит социальная адаптация. В условиях глобализации возникает вопрос индивидуализации образования.

Индивидуализация

ФГОС дошкольного образования ставит задачу построения образовательного процесса с учётом индивидуальных способностей и потребностей ребёнка, который становится субъектом образования. Индивидуализация дошкольного образования требует создания необходимых условий для раскрытия потенциала ребёнка.

Конкуренция

Демографический прогноз Росстата до 2035 года показывает негативные тенденции в демографии. Уже в 2018 году ожидается снижение коэффициента рождаемости. Детей будет меньше, и родители буду выбирать тот детский сад, который заявит о себе, предложит лучшие условия для развития ребёнка и разнонаправленный образовательный процесс.

Интеграция

Принцип интеграции в образовании означает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, следовательно, физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое направления развития не рассматриваются по отдельности.

Непрерывность

Преемственность предполагает непрерывность личностно-ориентированного подхода. Непрерывное образование означает постоянное совершенствование знаний, умений и навыков человека, для этого ему ещё в дошкольном возрасте необходимо развить самостоятельность, активность и формировать мотивацию к учению. Чтобы этого добиться, не следует ограничивать ребёнка в одном образовательном процессе.

Виды сетевого взаимодействия

Ольга Веннецкая выделяет два вида сетевого взаимодействия:

  1. «Вертикаль» предполагает взаимосвязь содержания образования и методов работы с разными возрастными группами, объединение организаций вокруг базовой школы или детского сада, то есть формируется центр на основе потенциала учреждения основного образования. Такое сотрудничество подкрепляется концепцией, общей программой, положением и договором о совместной деятельности.

Примеры: сотрудничество ДОУ с педагогическим колледжем, общеобразовательной школой и производственными предприятиями.

  1. «Горизонталь» - объединение образовательных организаций на основе интеллектуальных и методических ресурсов. Участники взаимодействия создают единое образовательное пространство с единым уставом, концепцией, программой и учредительным договором.

Примеры: партнёрство дошкольных организаций, объединённых по одной теме и использующих ресурсы друг друга, взаимодействие ДОУ с родителями, организациями дополнительного образования и социокультурными организациями.

5 вариантов сетевого взаимодействия

Ассоциация

Ольга Веннецкая предлагает рассматривать ассоциацию как объединение опыта:

- Обмениваясь опытом, мы поднимаем знания, мы знакомимся с новым опытом других педагогов, то есть ассоциация в принципе сама по себе является горизонтальным сетевым взаимодействием, которое позволяет обобщить то, что наработано уже и применить это в своей образовательной практике.

Ассоциация - это объединение на договорной основе нескольких образовательных организаций, которые ориентируются на развитие и сотрудничество.

Корпорация

Корпорация предполагает головное объединение. Например, объединение директоров дошкольных организаций, вокруг которых сосредотачиваются маленькие структурные отделения.

Пример : корпоративный детский сад.

Франчайзинговые сети

- Слово «франчайзинг» к нам также пришло из бизнеса и предполагает, что у какого-то предприятия есть конкретный проект , - объясняет Веннецкая. - Этот проект они уже запатентовали, и они его могут продавать другим предприятиям.

Эксперт рассказала, как это может быть реализовано в дошкольном образовании:

- У вас в дошкольной образовательной организации есть педагог, который, например, обучает детей плаванию или учит детей рисовать нетрадиционным способом. Вы можете делиться этой методикой с другими образовательными организациями, заключив при этом договор на франчайзинговую сеть, в которой все понимают, что головной участник этой сети находится в данной образовательной организации. Он может организовать курсы по подготовке к данной технологии, семинары для родителей и в то же время он может распространять свою конкретную технологию среди других образовательных организаций.

Специальные проекты

Проекты, как правило, кратковременные. Договор о сотрудничестве заключается на реализацию конкретного проекта. Например, если на территории детского сада нет спортивной площадки, то руководство ДОУ может использовать площадку другого детского сада или школы.

Консорциум

Консорциум предполагает объединение нескольких образовательных организаций, которые разрабатывают свою конкретную программу обучения.

На сегодняшний день в условиях глобализации образования детские сады объединяются со школами и разрабатывают образовательную программу, которая предполагает обучение как детей начальной, средней школы, так и детей дошкольного возраста.

- Я хочу обратить ваше внимание на разработку образовательной программы в рамках консорциума. Образовательная программа для объединённой группы в консорциуме одна, но она имеет модульные основы, - отмечает Веннецкая. - Объясняю, почему одна: среда одна, кадры одни, следовательно, вам нужно разработать модуль дошкольной образовательной организации (в рамках чего и как вы реализуете стандарт), начальной школы и средней школы. И эта программа будет состоять из нескольких модулей, но она будет направлена на единство подходов, единство средств, единство условий.

Этапы создания образовательных программ сетевого взаимодействия


В договоре о сетевой форме реализации образовательной программы указывают:

  • вид, уровень и направленность образовательной программы;
  • статус обучающихся и правила приёма;
  • условия и порядок осуществления образовательной деятельности, распределение обязанностей между организациями, порядок реализации программы, характер и объём ресурсов каждой организации;
  • срок действия договора.

Сетевые образовательные программы разрабатываются в четыре этапа:

  1. Анализ. Изучение запросов родителей, достижений детей, кадрового потенциала, материально-технического и нормативно-правового обеспечения. На этом этапе выявляются существующие проблемы.
  2. Разработка. Проектирование программы, подготовка РППС и образовательного содержания.
  3. Реализация. Проведение занятий по программе, отслеживание результатов и корректировка планов.
  4. Итог. Анализ опыта сотрудничества.

Как оценить эффективность сетевого взаимодействия?


Вопросы участников

Вопрос: А какой вариант, если ДОУ и учреждение дополнительного образования?

Ответ: Если ДОУ и учреждение дополнительного образования, то это может быть вариант ассоциации, а может быть вариант консорциума - в зависимости от того, какой тип вы определите: горизонтальный или вертикальный.

Ассоциацией будет сотрудничество детского сада и организации дополнительного образования для дошкольников - горизонтальное сетевое взаимодействие. Если ДОУ сотрудничает с организацией дополнительного образования для детей всех возрастов, то это будет консорциум - вертикальное сетевое взаимодействие.

Вопрос: Ограничен ли спектр программ, которые могут быть реализованы по сети?

Ответ: Спектр программ в сетевом взаимодействии не может быть ограничен, однако, для реализации каждой программы должны быть созданы условия в соответствии с ФГОС, если таковых нет, значит, не может быть реализована образовательная программа.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Сетевое взаимодействие дошкольных учреждений эффективно при организации методической работы в условиях отдаленности ДОУ друг от друга и районного центра. Предлагается Положение об организации сетевого взаимодействия дошкольных учреждений, формах работы методических объединений. Предлагается методическая разработка дискуссии по теме "Отличия Временных требований от ФГТ ООП"

Скачать:


Предварительный просмотр:

На областной конкурс профессионального мастерства

методистов муниципальных методических служб

«Методист года – 2011»

С.И.Кутырева, методист по дошкольному воспитанию

муниципального образовательного учреждения

дополнительного профессионального образования

«Учебно – методический центр» г. Хвалынска

Организация сетевого взаимодействия дошкольных учреждений

В условиях значительных социальных перемен усиливается потребность населения в непрерывном обновлении знаний. Образование взрослых имеет важное государственное значение. «В современном мире образование взрослых есть развитие способностей и умений, позволяющих человеку в полной мере участвовать в жизни, народу и нации оно дает шанс развить и утвердить свою самобытность, политическую, экономическую и интеллектуальную самостоятельность» (О.С. Руднева).

Инновации в сфере образования, в том числе и дошкольного, предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений.

Традиционные формы методической поддержки педагогических работников, такие как семинары, семинары – практикумы, мастер – классы ориентированы, как правило, на наиболее профессиональных педагогов и активизируют именно их методическую, педагогическую деятельность. А большинство воспитателей принимают лишь пассивное участие на данных мероприятиях и являются созерцателями.

Поэтому имеется необходимость создания системы активного включения каждого педагога в методическую деятельность, мотивировать его самообразование.

Дошкольная образовательная система нашего района состоит из 7 дошкольных учреждений, 10 структурных подразделений «детский сад» в составе общеобразовательных учреждений и 2 - х общеобразовательных учреждений – «Начальная школа – детский сад». Всего педагогических работников – 97 (7 – заведующих, 71 воспитатель, 13 – музыкальных работников, 3 – логопеда, 1 психолог, 2 – заместителя по воспитательной работе). Многие села отдалены друг от друга и от районного центра более чем на 100 км., что также затрудняет участие педагогов в работе методических объединений. Учитывая такое расположение учреждений, и с целью активизации педагогического самообразования дошкольных педагогов, включения большего числа педагогов в методическую деятельность на уровне района, мы организовали сетевое взаимодействие дошкольных учреждений.

Сеть дошкольных учреждений разделили на «кусты» по месту их расположения: «северный», «южный», «юго – западный», «северо – западный» и «городской», в каждом «кусту» - 4 – 5 дошкольных учреждения (Приложение 1).

1.Обеспечить более широкий охват педагогических кадров дошкольных учреждений активной методической работой; стимулировать самообразование и самореализацию педагогов;

2.Активизировать обмен опытом работы, мнениями, знаниями разных по уровню образования, квалификации педагогов ДОУ;

3.Формировать конкурентоспособность педагогов;

4.Стимулировать потребность в освоении и применении информационно - коммуникационных технологий;

5.Развивать творческое взаимодействие и сотрудничество педагогов дошкольных учреждений района;

6.Решение этих задач в совокупности позволит решить основную задачу – повышение качества дошкольного образования.

Сетевое взаимодействие позволяет педагогам дошкольных учреждений взаимообогащаться, предъявлять собственный опыт, изучать, анализировать и внедрять в практику своей работы передовой педагогический опыт других педагогов, формировать в себе способность к рефлексии.

Разработано Положение о сетевом взаимодействии (Приложение 2). Руководителями МО (назначаются приказом отдела образования из наиболее квалифицированных педагогов) разработаны планы работы на год таким образом, что каждое дошкольное учреждение, каждый педагог включены в активную методическую деятельность. Взаимодействие педагогов в МО строится в режиме системных мероприятий через разнообразные формы: методологический семинар, семинар-практикум, деловая игра, педагогическая эстафета, круглый стол, открытый показ деятельности с детьми, мозговой штурм, презентация системы работы, «методическая копилка», мастер - класс, презентация прогрессивного педагогического опыта. Работа построена так, что в течение года каждое учреждение показывает открытые мероприятия по выбранной теме, разрабатываются тематические планы, конспекты, методические разработки и рекомендации, дидактический материал. Раз в год проходит методическая неделя или «неделя открытых дверей» во всех ДОУ в одно и тоже время, воспитатели имеют возможность посетить любой детский сад. Один раз в 2 месяца проходит заседание руководителей МО, где они делятся опытом работы «кустовых» МО, мнениями, представляют обобщенный опыт работы участника своего МО, отбирают наиболее передовой, позитивный опыт, с которым в дальнейшем проходит знакомство участников всех МО района с целью внедрения в практическую деятельность. Сетевым координатором, осуществляющим координацию деятельности кустовых» МО является методист по дошкольному воспитанию «Учебно – методического центра». Приказом начальника отдела образования определен опорный детский сад, имеющий творчески работающий педагогический коллектив, который успешно решает задачи модернизации дошкольного образования. Опорный детский сад имеет соответствующее материально – техническое оснащение: мультимедийный комплекс, программно-методическое и информационное обеспечение, передовой педагогический опыт и т.д.

В 2009-2010 году взяли одно общее направление - это «Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ». Каждое МО («куст») работал над определенной темой по данному направлению:

«Северный» - «Использование здоровьесберегающих технологий при организации игровой деятельности».

«Южный» - «Творческая самореализация ребенка как средство здоровьесбережения».

«Юго – западный» - «Использование здоровьесберегающих технологий на организованных занятиях».

«Северо – западный» - «Двигательная активность – основное условие формирования здоровья».

«Городской» - «Организация здоровьесберегающей предметной среды» и «Сохранение здоровья детей в рамках предшкольного образования».

На районном семинаре каждый «куст» представлял наработанный опыт по конкретной проблеме.

Результат:

1.Значительное понижение уровня заболеваемости детей.

2.Обобщение передового опыта работы МДОУ детского сада № 5 г.Хвалынска «Организация здоровьесберегающей предметной среды».

3.Представление опыта работы воспитателя Самсоновой Л.В. по организации развивающей среды на областном семинаре.

5.Применение здоровьесберегающих технологий во всех дошкольных учреждениях.

2010 – 2011 годы. Направление: «Развивающие технологии в ДОУ»:

«Северная» - «Гуманизация воспитательно-образовательного процесса».

«Южная» - «Метод проектирования с дошкольниками».

«Юго – западная» - «Исследовательские методы с дошкольниками».

«Северо – западная» - «Личностно-ориентированная педагогика».

«Городская» - «Музейная педагогика в ДОУ».

Результат:

1.Межмуниципальный семинар «Музейная педагогика в ДОУ».

2.Муниципальный конкурс «Мастер – класс педагогов ДОУ».

3.Представление опыта работы воспитателя Степановой Н.Г. по сенсорному развитию на областном семинаре.

5.Внедрение развивающих технологий в работу ДОУ: проектная, исследовательская, проблемная, коллекционирование и др.

2011 – 2012 годы:

Направление: Реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на территории Хвалынского района.

«Городской» - «Разработка и реализация основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ» и «Системный подход к планированию воспитательно – образовательной работы в рамках ФГТ».

«Северный»- «Интеграция и реализация образовательных областей общеобразовательной программы».

«Южный» - «Новый взгляд на занятие: баланс обучения и развития».

«Юго – западный» - «Системный подход к планированию воспитательно – образовательной работы в рамках ФГТ».

«Северо – западный» - «Мониторинговая деятельность ДОУ в соответствии с ФГТ».

Все «кустовые» МО изучают все вопросы ФГТ, но углубленно разрабатывают одно направление и представляют на районном семинаре.

Ожидаемый результат: успешное выполнение Плана поэтапного перехода муниципальных дошкольных образовательных учреждений Хвалынского района к реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы (ФГТ ООП).

По проблеме реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования изначально эффективной формой проведения семинара является дискуссия.

Дискуссия стимулирует самообразование педагогов, активность и самостоятельность суждений, желание глубже вникать в суть проблемы, дает возможность высказать свое мнение, свое видение вопроса. Однако дискуссия будет иметь должный эффект только при условии тщательной подготовки.

(Приложение 4. Разработка методического мероприятия – дискуссии по теме «Отличия Федеральных государственных требований от Временных (примерных) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении. Есть ли необходимость внедрения ФГТ»).

Приложение 1

Приложение 2

Положение

о сетевом взаимодействии «кустовых» методических объединений

Педагогических работников дошкольных образовательных учреждений

Хвалынского района

1.Общие положения

«Кустовые» методические объединения (далее МО) педагогических работников дошкольных образовательных учреждений являются структурными подразделениями методической службы района.

МО создаются исходя из месторасположения населенных пунктов, на территории которых находятся дошкольные образовательные учреждения.

МО является формой повышения квалификации педагогических работников дошкольных учреждений без отрыва от работы, а также действенным средством обмена педагогическим опытом, совершенствования методического и профессионального мастерства.

В своей работе МО руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях, инструктивными, методическими и распорядительными документами МО РФ, Саратовской области, отдела образования администрации Хвалынского района, настоящим Положением.

МО подотчетно «Учебно - методическому центру» Хвалынского муниципального района.

2. Цели и задачи.

Цель работы методического объединения:

Содействие росту профессионального мастерства педагогов, развитию их творческого потенциала.

Основные задачи сетевого взаимодействия:

Обеспечить более широкий охват педагогических кадров дошкольных учреждений активной методической работой;

Стимулировать самообразование и самореализацию педагогов;

Активизировать обмен опытом работы, мнениями, знаниями разных по уровню образования, квалификации педагогов ДОУ;

Формировать конкурентоспособность педагогов;

Стимулировать потребность в освоении и применении коммуникативно – информационных технологий;

Развивать творческое взаимодействие и сотрудничество педагогов дошкольных учреждений района;

Решение этих задач в совокупности позволит решить основную задачу – повышение качества дошкольного образования.

3. Основные формы работы в методическом объединении:

Семинар - лекторий;

Семинар-практикум;

Круглый стол;

Совещание;

Диспут;

Дискуссии;

Открытый показ мероприятий;

Мастер – класс;

Деловая игра;

Методическая неделя;

Другие.

4. Основные направления деятельности методического объединения:

Изучение новых образовательных технологий, анализ их эффективности;

Изучение новых учебных программ, учебно-методических комплектов;

Совершенствование методики проведения различных видов деятельности детей

И их учебно-методического и материально-технического обеспечения;

Отчет о профессиональном самообразовании педагогических работников ДОУ;

Отчет педагогов, прошедших курсовую переподготовку в СарИПКиПКРО;

Изучение и обсуждение методики организации разных видов детской

Деятельности;

Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;

Изучение вопросов мониторинга развития детей в соответствии с

программными требованиями (диагностирование);

Организация и проведение конкурсов, смотров;

Консультирование воспитателей по вопросам аттестации на квалификационную

4.1.Структура занятия методического объединения:

1 часть: организационная

Цель: введение в тему, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологической готовности к взаимообщению.

Регистрация участников МО;

Сообщение темы и плана предстоящего занятия;

Игра с педагогами социально-эмоционального содержания или психологический тренинг;

Распределение участников МО на подгруппы (работа пo подгруппам обеспечивает активность всех педагогов);

Диагностическая деятельность (анкетирование или тестирование, направленное на выявление уровня осведомленности в данной области, мнения слушателей, получение статистических данных).

2 часть: основная

Цель: совершенствование профессиональных умений, обучение методике научно-педагогических исследований актуальных проблем, технологии прогнозирования тенденций развития образования и проектирования соответствующей деятельности, стимулирование творческой активности педагогов.

Наблюдение и анализ педагогического процесса, условий по теме МО;

Теоретический обзор рассматриваемого вопроса в форме мини-лекции руководителя РМО (с указанием информационных источников);

Практическое занятие с участниками МО в форме деловых игр, КВНов, тестовых заданий;

-«Школа педагогического мастерства» (выступление участников МО с опытом работы).

3 часть: заключительная

Цель: подведение итогов занятия МО, мотивация участников к самообразованию.

-«Педагогический анонс» - обзор нормативно-правовых документов, периодической печати, информации о конкурсах, педагогических мероприятиях разного уровня;

Домашние задания поисково-творческого характера;

Оценка деятельности МО, выработка решений и рекомендаций.

5. Права членов методического объединения:

Предлагать для обсуждения новые наглядно - методические пособия для развития воспитанников;

Выносить на рассмотрение с целью внедрения свою систему (модель) воспитательно-образовательной деятельности по определенным направлениям;

Делиться опытом творческой педагогической деятельности.

6.Обязанности членов методического объединения:

Иметь собственную программу профессионального самообразования;

Участвовать в заседаниях метод. объединения, практических семинарах и т.д.;

Активно участвовать в разработке открытых мероприятий (занятий, конкурсов, смотров);

Повышать уровень профессионального мастерства;

Знать современные направления развития методики воспитания, нормативные документы в области образования, требования к квалификационным категориям;

Владеть основами самоанализа педагогической деятельности.

7. Порядок работы.

Координирует работу МО и обеспечивает их сетевое взаимодействие методист по дошкольному воспитанию МОУ ДПО «Учебно – методический центр».

Функции координатора:

Создает информационные банки по направлениям деятельности «кустовых» МО; обеспечивает информационный обмен между субъектами сетевого взаимодействия;

Обеспечивает методическое сопровождение внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий;

Оказывает помощь в организации открытых мероприятий;

Оказывает помощь в диссимиляции педагогического опыта работы.

Возглавляет работу «кустового» МО руководитель, назначаемый начальником Отдела образования по согласованию с членами методического объединения.

Первая сфера деятельности руководителя «кустового» МО - предметно-содержательная - связана с приобретением знаний, навыков и умений в той или иной предметной области, в данном случае дошкольном образовании. Ролевая позиция руководителя МО - носитель знаний, методист в своей профессиональной области.

Вторая сфера деятельности руководителя МО связана с ролевой позицией преподавателя. Эта роль требует определенной профессионально значимой способности подготовить и организовать свое выступление перед аудиторией. Соответственно, вторая сфера деятельности руководителя МО называется «самоорганизационной». На пересечении первой и второй сфер деятельности реализуется процесс отбора содержания и методов.

Третья сфера деятельности руководителя РМО - организаторская. Именно эта сфера отражает усилия, направленные непосредственно на организацию деятельности педагогов, которых он мобилизует, заинтересовывает, мотивирует и т.д., чтобы включить их в активную коммуникативную, творческую деятельность.

Работа МО проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем МО, рассматривается на заседании МО, согласовывается с заведующим «УМЦ».

Время и место проведения указываются в плане работы. По каждому из обсуждаемых вопросов на заседании принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе. Протокол подписывается руководителем методического объединения.

Не менее 1-х раза в 3 месяца проводится заседание руководителей МО. На заседании рассматриваются вопросы:

Согласование или принятие нормативных документов, направленных на организацию деятельности МО в условиях сетевого взаимодействия;

Рассматривает наиболее прогрессивный опыт отдельных педагогов работы для дальнейшего внедрения в практическую деятельность педагогов района;

Рассматривает и принимает общую методическую тему для МО;

Определяет время проведения единой методической недели в ДОУ района;

Анализирует эффективность работы МО.

8. Документация «кустового» методического объединения:

Приказ отдела образования о работе МО в текущем учебном году;

Положение о МО;

Анализ работы методического объединения за прошедший учебный год;

План работы на текущий учебный год (с указанием темы методической

Работы, целей и задач);

Банк данных об участниках методического объединения; количественный и

Качественный состав;

Сведения о профессиональных потребностях педагогов (результаты

Диагностики, анкетирования);

Протоколы заседаний МО;

Нормативные документы и методические рекомендации, регламентирующие

Работу методического объединения в текущем учебном году;

Материалы к заседаниям методического объединения (выступления, доклады,

Отчеты, разработки занятий и т.п.).

9. Ликвидация (реорганизация) МО:

МО ликвидируется или реорганизуется в другую структуру (проблемные группы, творческие группы, клубы по интересам и др.) по желанию педагогов при условии, что методическое объединение не удовлетворяет интересы и запросы большинства его членов. МО ликвидируется приказом начальника отдела образования о роспуске методического объединения.

Приложение 3

Диагностическая карта участия ДОУ

в организации сетевого взаимодействия

(анкета заполняется руководителем ОУ)

1. Как Вы считаете, может ли Ваше ДОУ стать опорным образовательным учреждением в системе сетевого взаимодействия?

Да

Нет

2. По какой проблеме (укажите конкретно) Вы можете стать опорным ДОУ для создания на Вашей базе «кустового» МО?

3. Кто из педагогов Вашего ДОУ может стать координатором пo организации деятельности МО? Укажите Ф.И.О. квалификационную категорию, звание (если есть)____________________________________________________________

4. Какое материальное поощрение Вы можете выплачивать координатору пo осуществлению руководства в системе сетевого взаимодействия (укажите конкретно)?

Ежемесячная доплата в размере ______________

Премиальная выплата пo итогам квартала в размере _____________

Доплата пo итогам работы за год пo созданию конкретного

методического продукта ___________

На общественных началах_________

5. В деятельности каких проблемных направлений Вы хотели бы принять участие (обведите кружком)?

освоение современных инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ;

организация преемственности ОУ и ДОУ, предшкольное образование;

внедрение и реализация развивающих комплексных и парциальных программ развития детей в ДОУ;

внедрение ИКТ в педагогический процесс ДОУ;

Опытно-экспериментальной работа в ДОУ;

Другие _____________________________________________________________

Диагностирование воспитателей ДОУ

Направление

Испытываю затруднения

МЕТОДОЛОГИЯ

1.1.

Моделирование занятия

1.2.

Применение развивающих технологий

1.3.

Проектная деятельность с родителями

1.4.

Обобщение опыта работы

1.5.

Разработка методического пособия

1.6.

Диагностирование детей

1.7.

1.8.

Ведение кружковой деятельности в ДОУ

1.9.

Создание предметно – развивающей среды

1.10.

Отбор и применение здоровьесберегающих технологий

ДИДАКТИКА

2.1.

Организация совместной деятельности педагога с детьми

2.2.

Организация самостоятельной детской деятельности

2.3.

Проведение интегрированных занятий

2.4.

Организация игровой деятельности детей

2.5.

Физическое развитие детей и укрепление здоровья детей

2.6.

Речевое развитие детей

2.7.

Изобразительная деятельность детей

2.8.

Музыкальная деятельность детей

2.9.

Театрализованная деятельность

2.10.

Конструктивная деятельность

2.11.

Развитие элементарных математических представлений

2.12.

Развитие элементарных естественнонаучных представлений

2.13.

Развитие экологической культуры детей

2.14.

Развитие представлений о человеке в истории и культуре

2.14.

Социальное развитие детей в детском саду

В настоящее время данная анкета модифицируется в соответствии с образовательными областями.

Анкетирование педагогов по ФГТ ООП

1.Занимаемая должность

Руководитель

Воспитатель

2.Педагогический стаж

до 5 лет

От 6 до 10 лет

От 11 до 20 лет

Более 20 лет

3.Какую образовательную программу реализует Ваше образовательное учреждение?

« Программа воспитания и обучения» под ред.М.А.Васильевой

Детский сад 2100

Детство

Радуга

Развитие

Предшкольная пора

Другая_________________________

4 . Знакомы ли Вы с содержанием ФГТ ООП?

Да

Нет

Напишите полностью ФГТ ООП _______________________________________________________________

5.Знакомы ли Вы с технологией разработки основной общеобразовательной программы ДОУ?

Да

Нет

6.Знакомы ли вы с письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации № 03-248 от 22.10.2010 г. «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Да

Нет

7.Знакомы ли Вы с проектом примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Успех»?

Да

Нет

С 1 до 7

С 3 до 7

С 5 до 7

8. Знакомы ли Вы с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования « От рождения до школы»?

Для детей какого возраста разработана данная программа?

С 1 до 7

С 3 до 7

С 5 до 7

9.Укажите основные принципы построения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования

____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Перечислите образовательные области ________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Перечислите основные виды детской деятельности____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4.

Разработка методического мероприятия – дискуссии по теме

«Отличия Федеральных государственных требований от Временных (примерных) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении. Есть ли необходимость внедрения ФГТ».

Тема дискуссии:

«Отличия Федеральных государственных требований от Временных (примерных) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении»

Цель дискуссии:

Выявление отличий ФГТ ООП от Временных (примерных) требований;

Обмен мнениями по поводу внедрения Федеральных Государственных

Требований (ФГТ ООП).

Предварительная работа (подготовка к дискуссии):

Изучение нормативных документов; ознакомление каждого участника с темой дискуссии и памяткой проведения дискуссии.

Нормативные документы для изучения (повторения, освежения в памяти):

· «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении», утвержденные приказом Министерства образования РФ от22.08.1996 г. № 448;

· Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655;

«Памятка для участников дискуссии»

· Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому;

· Не говорите "Вы не правы", а только - "Я с Вами не согласен";

· У Вас есть право на собственное мнение, но нет права утверждать, что ваше мнение - факт;

· Необходимо опираться на надежную фактическую базу;

· Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б (т.е., помните о теме);

· Формулируйте тезис в начале и/или в конце Вашего выступления;

· Нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут с Вашими аргументами что-то не так;

· Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь - как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными;

· Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже в "банальном" и "странном" содержится что-то ценное для общего хода дискуссии;

· Говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре;

· Каждый имеет право на молчание.

Этапы проведения дискуссии:

1. Сообщение членам группы темы и цели дискуссии. Обоснование актуальности заявленной темы.

2. Распределение ролей между участниками: ведущий, эксперты (высококвалифицированные педагоги), репортер.

Ведущий должен:

· заботиться о соблюдении правил дискуссии, которые зачитываются вслух в начале дискуссии;

· строго соблюдать правило "трех минут" (регламент выступлений), используя или колокольчик или красные карточки;

· выстраивать дискуссию и следить за соблюдением темы;

· задавать дополнительные вопросы, если что-то осталось неясным, чтобы ход дискуссии не нарушался;

· снимать излишние обострения в ходе дискуссии;

· повторять или обобщать аргументы, если это представляется ему необходимым;

· стимулировать живую дискуссию, вызывать участников на выступления, если вдруг наступает тишина;

· а также многое другое, что невозможно предусмотреть заранее.

Функции эксперта:

· молча наблюдать и высказаться только тогда, когда его об этом попросят;

· не доминировать на дискуссии. В начале дискуссии эксперт делает заключения в форме заявления и затем отвечает на дополнительные вопросы. В ходе дискуссии, он в ответ на просьбу ведущего, дает дополнительные разъяснения. Однако в самой дискуссии - в узком смысле - он участия не принимает.

Репортер.

Репортер - человек, ведущий запись «коллективной памяти» на больших чистых листах бумаги с помощью разноцветных фломастеров или на экране с помощью мультимедийной установки.

"Коллективная память" исключительно полезна как во время работы, так и в законченной форме. Во время работы она создается из выступлений участников и становится эффективным наглядным инструментом, позволяющим в нужный момент вернуться к нужному высказыванию. Кроме того, "память":

·помогает постоянно фиксировать не только содержательную сторону обсуждения, но и метод подведения итогов;

· дает уверенность в том, что мысль каждого услышана всеми, так как ее можно видеть записанной и доступной для всех;

· дает уверенность в том, что все высказывания записаны точно;

· позволяет избегать постоянного повторения одного и того же: если мысль уже зафиксирована, можно лишь указать на нее;

· придает всем уверенности, так как зрительно позволяет увидеть весь проделанный объем работы;

· облегчает продолжение дискуссии: вы сразу же можете начать с того места, где остановились до перерыва;

· помогает опоздавшим или временно отсутствовавшим уяснить суть дискуссии: они могут прочесть выводы, к которым пришли участники в ходе обсуждения, а также понять, в каком русле это обсуждение проходило.

3. Определение нормы и правил дискуссии:

· не перебивать и выслушивать выступающих до конца;

· контролировать эмоции;

· четко аргументировать свою позицию;

· не переходить в обсуждении на личности;

· активно участвовать в обсуждении каждого вопроса;

· доверие и открытость;

· соблюдать регламент: участникам для выступления – 3 мин. (участники могут

Запросить у ведущего до 5 минут, кратко указав соответствующие причины,

Ведущий в каждом случае принимает конкретное решение); для изложение

Мнения эксперта – 5 – 10 мин.

4.Непосредственные вопросы дискуссии:

Утверждения дают эксперты, участники обсуждают, высказывают свое мнение по каждому утверждению:

Утверждения экспертов

Временные

(примерные) требования

ФГТ ООП

Предъявлялись требования

и методам дошкольного образования

Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, т.е. объем и соотношение частей.

1.Взаимодействие сотрудников с детьми.

2. Физическое развитие и здоровье.

3.Речевое развитие ребенка.

4-8. Развитие в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной деятельности.

9-10.Развитие элементарных математических,естественнонаучных представлений.

11-12.Развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре.

Содержание дошкольного образования включает в себя 4 направления развития: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественноэстетическое. Указанные направления соответствуют действующим концептуальным и нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность современной системы дошкольного образования. Конкретную наполняемость направлений демонстрирует состав образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность»

«Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».

Общим основанием для классификации содержания дошкольного образования является деятельностный подход, т.е. в первую очередь учитывались так называемые детские виды деятельности. Однако есть и различия.

Исключением из деятельностного подхода является почти половина направлений: здоровье, развитие элементарных математических и естественнонаучных представлений, развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре, а также речевое развитие ребенка (речь в дошкольном возрасте выступает в первую очередь как средство общения)

Исключением из деятельностного подхода являются области «Здоровье», так как в рамках данной области проводится в основном профилактическая и оздоровительная работа, и «Безопасность». Выделение последней области в качестве самостоятельной обусловлено социальным заказом общества, государства и семьи.

В основе остальных образовательных областей лежат следующие виды детской деятельности:

Двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»),

Игровая («Социализация»),

Трудовая («Труд»),

Восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»),

Коммуникативная («Коммуникация»),

Познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная («Познание»),

Музыкально-художественная («Музыка»),

Продуктивная («Художественное творчество»)

Сформулированы в терминах процесса, а не результата, не имеют количественно измеримых параметров, соответственно, не ориентированы на некое новое состояние, в которое может перейти ребенок в результате получения дошкольного образования или система в целом. Разработаны с нарушением логики проектного управления, согласно которой должен быть определен необходимый результат, а затем деятельность по его достижению.

Определяют планируемые результаты освоения Программы - итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Перечень качеств сформирован пo следующим основаниям:

Пo принципу интегративности, или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных областей;

В соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован;

С учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период и являются средством установления так называемой «обратной связи», когда «информация» о результатах какого-либо этапа образовательного процесса влияет и во многом определяет его последующее построение и осуществление

Описывали каждое из направлений деятельности ДОУ, не фиксируя при этом общие концептуальные положения. Содержание дошкольного образования представляло собой набор «программ» пo развитию тех или иных видов деятельности, тех или иных представлений, т.е. строилось в большей степени пo предметному принципу.

Каждую образовательную область характеризуют основные задачи психолого-педагогической работы, при этом ФГT определяют и общие концептуальные положения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, например, принцип интеграции образовательных областей, согласно которому решение задач психолого-педагогической работы каждой образовательной области должно осуществляться и в ходе реализации других образовательных областей. Среди важных концептуальных положений ФГТ можно назвать также комплексно-тематический принцип построения образовательных программ (как альтернатива учебной модели), принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовского), сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости и др.

He были дифференцированы на обязательную для всех ДОУ часть содержания дошкольного образования и часть, отражающую видовое разнообразие ДОУ (т.е. наличие приоритетных направлений). В полном объеме не могли быть выполнены всеми ДОУ Российской Федерации (например, обучение иностранным языкам, организация питания детей с учетом индивидуальной диеты и др.)

Определяют как обязательную для всех ДОУ (групп детей дошкольного возраста) часть Программы, так и часть, формируемую участниками образовательного процесса (отражающую видовое разнообразие учреждений и специфику осуществления образовательного процесса), а также варианты соотношения указанных частей Программы в соответствии с направленностью групп детей дошкольного возраста

He определяли объем образовательной нагрузки

Определяют как время, необходимое для реализации всей Программы, так и время, необходимое для реализации ее основных частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса

He отражали специфику осуществления образовательного процесса в ДОУ

Отражают специфику образования детей дошкольного возраста, так как полноценная реализация обязательной части Программы включает время, отведенное и на непосредственно образовательную деятельность,

и на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, и на самостоятельную деятельность детей, и на взаимодействйе с семьями воспитанников

По объективным причинам (отсутствие

в 1996 году групп кратковременного или сокращенного пребывания) учитывали только традиционный режим пребывания детей - 12-часовой

Учитывают возможность реализации Программы в группах детей дошкольного возраста с различным режимом пребывания

He учитывали специфику деятельности специализированных групп и учреждений

Учитывают специфику образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

5. Заключительный этап:

Ведущий: Мы стоим на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования, потому что на смену Временным (примерным) требованиям пришли самые настоящие федеральные государственные требования, которые должны пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в 10 лет. ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условия ее реализации. Новые требования имеют прогрессивный характер и не только позволят упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, Нои дадут толчок для развития системы в целом.

· Подведение итогов дискуссии. Итог подводят эксперты, участники.

· Поблагодарить участников дискуссии.


Наталья Стромилова
Организация сетевого взаимодействия дошкольных организаций

Инновации в сфере образования, в том числе и дошкольного , предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений .

Согласно пункту 3.2.5. ФГОС ДО, педагогам, при планировании образовательной ситуации необходимо учитывать следующие психолого – педагогические условия :

1. Обеспечение эмоционального благополучия детей через непосредственное общение с каждым ребенком

2. Поддержка индивидуальности и инициативности детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности и установление правил взаимодействия

3. Создание условий для позитивного отношения между детьми, умения детей работать в группе сверстников

4. Ориентировка на зону ближайшего развития каждого ребенка

5. Взаимодействие с родителями дошкольников

С целью активизации и включения большего числа педагогов в методическую деятельность на уровне города, мы будем принимать участие в сетевом взаимодействии дошкольных учреждений по повышению профессиональной компетентности педагогов в период реализации ФГОС ДО.

Участие в сетевом взаимодействии позволит педагогам взаимообогащаться , предъявлять собственный опыт, изучать, анализировать и внедрять в практику своей работы передовой педагогический опыт других педагогов, формировать в себе способность к рефлексии.

Как инновационный ресурс, нашу деятельность мы направим на работу по повышению профессиональной компетентности педагогов, закрепленных за нами ДОО.

В ходе организации работы по сетевому взаимодействию мы :

*сформировали инициативную группу педагогов и педагогов - тьюторов по реализации проекта;

*определили значимые направления взаимодействия между детскими садами;

*разработали ряд методических материалов для реализации данного проекта;

*разработали систему материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проекта взаимодействия с социальными партнерами.

Дошкольные учреждения города разделили на несколько групп и закрепили за ними инновационную площадку по введению ФГОС ДО.

За нашим ДОУ закреплено 5 детский садов, это :

МБДОУ «Белочка»

МБДОУ «Колосок»

МБДОУ «Росинка»

МБДОУ «Чайка»

МБДОУ «Улыбка»

С учетом закрепленных за нашим учреждением детских садов, охват педагогов, вовлеченных в реализацию проекта по сетевому взаимодействию составит 80 человек , к тому же к 20 педагогам запланированы взаимопосещения по гостевому методу .

Взаимодействие педагогов мы спланировали в соответствии с годовым планом через разнообразные формы работы : семинар-практикум, деловая игра, круглый стол, открытый показ деятельности с детьми, презентация системы работы, «методическая копилка» , мастер - класс, презентация передового педагогического опыта и т. п.

Мы будем организовывать «День открытых дверей» для партнеров по сетевому взаимодействию с учетом охвата всех возрастных групп. Будут организованы открытые просмотры занятий, в плане – проведение консультаций и семинаров – практикумов по вопросам реализации ФГОС ДО, проведение совместных педагогических советов.

С учетом годового плана на 2015 – 2016 учебный год нами запланированы следующие мероприятия по сетевому взаимодействию :

Примерный план реализации проекта

Период Мероприятия Социальный эффект

Февраль 2016

Семинар «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с дошкольниками с учетом требований ФГОС ДО»

Консультация «Рабочая программа педагога в соответствии с ФГОС ДО»

Повышение профессиональной компетенции педагогов

Апрель 2016

Март 2016 - Совместный педагогический совет : «Здоровье сберегающие технологии как средство формирования здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Анкетирование педагогов Повышение профессиональной компетенции педагогов

Октябрь - декабрь Гостевой метод Трансляция педагогического опыта

В течение 2016 – 2017 учебного года с закрепленными за нами ДОО будет проводиться работа по принципу гостевого метода, т. е., можно будет увидеть на практике результаты работы по реализации данного проекта.

Мы ожидаем, что работа по сетевому взаимодействию будет способствовать :

Повышению уровня педагогической компетенции участников сетевого взаимодействия

Повышению мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к изменению содержания образования в рамках сотрудничества, равенства и партнерства.

Созданию условий для профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа детского сада;

Таким образом, можно сделать вывод, что только слаженная работа педагогического коллектива, личная заинтересованность каждого педагога в отдельности, определение и реализация эффективных форм взаимодействия даст положительные результаты в организации работы с партнёрами по сетевому взаимодействию .

Взаимодействие с детскими садами города создаст благоприятные возможности для обогащения педагогической деятельности, повысит профессиональную компетентность педагогов, расширит спектр возможностей по осуществлению сотрудничества в рамках реализации ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Доклад «Приобщение старших дошкольников к русским народным традициям в условиях дошкольных организаций» На современном этапе дошкольные образовательные организации с учетом реализации собственной образовательной программы должны осуществлять.

Инновации в сфере образования, внедрение ФГОС ДО предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности как педагогов ДОО, так.

Приоритетность взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьей по духовно-нравственному воспитанию Глушкова Ю. А., Джишкариани Т. Д. Ключевая линия развития дошкольного детства в соответствии с ФГОС ДО это социализация ребенка и приобщение.

Игра-экспериментирование «Волшебные краски». Мастер-класс для работников дошкольных организаций Мастер – класс «Игра - экспериментирование» Целевая аудитория: педагогические работники дошкольных организаций. Форма организации: игра.

16.09.2016г. состоялась международная научно – практическая конференция педагогических работников дошкольных образовательных организаций.