«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск…. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию

Дивишься драгоценности нашего языка - что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи.

Н.В. Гоголь

Чтение хорошей книги снимает стресс лучше алкоголя, утверждают психологи. Сегодня у нас чудесное терапевтическое чтение от признанного мастера литературного пейзажа - Константина Паустовского. Если эта неделя уже успела утомить вас, лучшего антидепрессанта не придумать.

Родник в мелколесье

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любой физик легко объяснит это явление законами оптики.

Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света.

Это относится ко многим камням, даже к такому скромному, как аквамарин. Цвет его нельзя точно определить. Для него еще не нашли подходящего слова.

Аквамарин считается по своему имени (аква марин - морская вода) камнем, передающим цвет морской волны. Это не совсем так. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. Но все своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещен изнутри совершенно серебряным (именно серебряным, а не белым) огнем.

Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой цвета звезд.

Очевидно, эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. Их красота нам все же кажется необъяснимой.

Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.

Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова, как «зарница», объяснить гораздо труднее. Самое звучание этого слова как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии.

Конечно, это ощущение слов очень субъективно. На нем нельзя настаивать и делать его общим правилом. Так я воспринимаю и слышу это слово. Но я далек от мысли навязывать это восприятие другим.

Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть, помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка - язык самого народа, язык колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков, старых рабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей, сельских живописцев, ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото.

Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.

Мне кажется, что я где-то уже рассказывал об этом. Если это верно, то прошу простить меня, но придется повторить старый рассказ. Он имеет значение для разговора о русской речи.

Шли мы с этим лесником по мелколесью. В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху да обилие багульника.

Я не разделяю распространенного пренебрежения к мелколесью. В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород - ель и сосна, осина и береза - растут дружно и тесно. Там всегда светло и чисто, как в прибранной к празднику крестьянской горнице.

Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашел черты своего пейзажа. Здесь каждый стебелек и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и милы.

Кое-где во мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна-колодцы. Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.

Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. Она попахивала скипидаром.

Родник! - сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел на дно неистово барахтавшийся жук. - Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?

Да, должно быть, - согласился я.

Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся. - И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя.

Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружье и спросил:

Вы, говорят, вроде книги пишете?

Да, пишу.

Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. А я вот как ни прикидываю, а редко какому слову найду объяснение. Идешь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? Да ничего не получается.

Познаний у меня нет. Не обучен. А бывает, найдешь слову объяснение и радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной человек, простой обходчик.

А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.

Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается.

Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня! - повторил он и засмеялся.

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах.

В старших классах часто задают писать сочинение-рассуждение о русском языке. Перед Вами — прекрасный образец такого сочинения. В нем на примерах показано, как можно использовать слово и какой потенциал кроется в русском языке.

Сочинение-рассуждение о русском языке.

Мне кажется, что самые чудесные и точные слова - в русском языке. Ни в одном другом языке нет слов, с помощью которых можно было бы так ярко и точно выразить все то, что чувствует, видит, слышит человек. «Русский язык - богат, образен и точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы передать на русском языке»,- писал мастер слова К. Г. Паустовский. Но русский язык - это хрупкий материал, которым владеет, увы, не каждый человек. Только люди необычайно одаренные - русские поэты и писатели - создают удивительные произведения, ловко и умело владея гибким и упрямым русским словом. Особенные, волшебные преобразования происходят с обыкновенным словом в поэзии А. С. Пушкина. Например, в стихотворении «Осень» с помощью нескольких, на первый взгляд простых слов Пушкин показывает свое отношение к природе всех времен года, рисуя ясные картины русской природы:

…Я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен,

Кровь бродит, чувства, ум тоскою стеснены…

Изображая весну такой, какая она есть в России, без прикрас, используя довольно грубые слова: «вонь, грязь», Пушкин не разрушает легкости и простоты стихотворения.

Весело и легко звучат слова в описании зимы:

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега, в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен…

…Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих ровных рек!

В каждом описании чувствуется свое настроение. С любовью и нежностью пишет Пушкин о своем любимом времени года - осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

С помощью простых слов вся русская природа оживает под пером Пушкина:

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей,

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл…

Поэзия Пушкина всегда светлая и ясная, как березовая роща, в которой светло даже в пасмурный и ненастный день.

Русские слова удивительны. Как писал К. Г. Паустовский, «многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобную тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск».

Удивительно то, что, если переводить русскую поэзию на какой-нибудь другой язык, сразу же исчезает их мелодия, изящество стихотворений, теряется их простота и таинственность. В этом драгоценность и неподражаемость нашего языка.

Но и в прозе видна эта необычность русского языка. Например, проза Паустовского - чудесна, особенно в описаниях русской природы. Паустовский - художник слова, для него слова - краски, бумага - полотно. Но у обыкновенного художника в палитре среди красок нет света, звуков, как у Паустовского: «Венера переливалась, как капля алмазной влаги на зеленеющем предрассветном небе».

Когда читаешь Паустовского, картины русского леса оживают, и мы не только видим весь лес - от маленькой травинки до сосен-великанов,- но и осязаем и ощущаем каждую деталь: «Между сосенок на песчаной земле растет высокая сухая трава. Середина каждой травинки седая, а края темно-зеленые. Эта трава режет руки. Тут же цветет много желтых, шуршащих под пальцами чешуйчатых бессмертников…» Это тоже особенность и русского слова, и мастерства писателя: с помощью слова можно чувствовать, видеть, осязать все то, что описывает автор. Прозу Паустовского можно назвать поэзией, потому что сама русская природа, описание которой мы встречаем почти в каждом произведении писателя, поэтична: «В небе как застыли на одном месте, так и простояли до ночи тугие облака. Ближе к закату солнце вошло в лиловую мглу и раскаленным диском опустилось к земле». Да и сам Паустовский писал: «Проза, когда она достигает совершенства, является, по существу, подлинной поэзией». Поэтичность прозе придает ритм, а ритм ей придает звучание точно подобранных слов. Вот как писал Н. В. Гоголь: «Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи». Вот конкретный пример: «Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю». Эти слова передают, как бы включают в себя все разнообразие звуков во время грозы.

Многие слова - как волшебные палочки, с помощью которых, дотронувшись до чего-нибудь обыкновенного, мы совершаем чудо, и это обыкновенное становится волшебным.

Высказывания Константина Паустовского о величии Русского языка.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. -Константин Паустовский

По отношению каждого человека к своему языку, можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа. - Константин Паустовский

Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. - Константин Паустовский

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. - Константин Паустовский

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. - Константин Паустовский

Нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам и полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники. - Константин Паустовский
Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. - Константин Паустовский

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
Константин Паустовский
С русским языком можно творить чудеса! - Константин Паустовский

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. -Константин Паустовский

Сердце, воображение и разум - вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой. –Константин Паустовский

Счастье дается только знающим. - Константин Паустовский
Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. - Константин Паустовский

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины. - Константин Паустовский

Дивишься драгоценности нашего языка - что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи.

Н.В. Гоголь

Чтение хорошей книги снимает стресс лучше алкоголя, утверждают психологи. Сегодня у нас чудесное терапевтическое чтение от признанного мастера литературного пейзажа - Константина Паустовского. Если эта неделя уже успела утомить вас, лучшего антидепрессанта не придумать.


Родник в мелколесье

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любой физик легко объяснит это явление законами оптики.

Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света.

Это относится ко многим камням, даже к такому скромному, как аквамарин. Цвет его нельзя точно определить. Для него еще не нашли подходящего слова.

Аквамарин считается по своему имени (аква марин - морская вода) камнем, передающим цвет морской волны. Это не совсем так. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. Но все своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещен изнутри совершенно серебряным (именно серебряным, а не белым) огнем.

Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой цвета звезд.

Очевидно, эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. Их красота нам все же кажется необъяснимой.

Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.

Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова, как «зарница», объяснить гораздо труднее. Самое звучание этого слова как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии.

Конечно, это ощущение слов очень субъективно. На нем нельзя настаивать и делать его общим правилом. Так я воспринимаю и слышу это слово. Но я далек от мысли навязывать это восприятие другим.

Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть, помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка - язык самого народа, язык колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков, старых рабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей, сельских живописцев, ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото.

Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.

Мне кажется, что я где-то уже рассказывал об этом. Если это верно, то прошу простить меня, но придется повторить старый рассказ. Он имеет значение для разговора о русской речи.

Шли мы с этим лесником по мелколесью. В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху да обилие багульника.

Я не разделяю распространенного пренебрежения к мелколесью. В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород - ель и сосна, осина и береза - растут дружно и тесно. Там всегда светло и чисто, как в прибранной к празднику крестьянской горнице.

Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашел черты своего пейзажа. Здесь каждый стебелек и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и милы.

Кое-где во мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна-колодцы. Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.

Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. Она попахивала скипидаром.

Родник! - сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел на дно неистово барахтавшийся жук. - Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?

Да, должно быть, - согласился я.

Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся. - И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя.

Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружье и спросил:

Вы, говорят, вроде книги пишете?

Да, пишу.

Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. А я вот как ни прикидываю, а редко какому слову найду объяснение. Идешь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? Да ничего не получается.

Познаний у меня нет. Не обучен. А бывает, найдешь слову объяснение и радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной человек, простой обходчик.

А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.

Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается.

Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родия между собой. Как бы родня! - повторил он и засмеялся.

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах.

Константин Георгиевич Паустовский писал:"Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобную тому, как драгоценные камни излучают таинственный

сочинение-рассуждение с примерами из этого текста:

На лужайке стояла большая пихта, которая была похожа на пирамиду. Вокруг нее росли пихты поменьше, за ними толпились пихтята, а уже к пихтятам жались совсем крохотные пихтятки. И так интересно они располагались, длинными лучами расходились от середины лужайки к краям, от больших деревьев к маленьким, как будто кто взял и нарочно вырастил эту зеленую звезду. Но мы-то хорошо знали! что никто, кроме геологов, сюда, в Саянские горы, не заглядывал! да никто бы и не стал сажать в дикой тайге деревья. Я пошел к пихтам. Любопытно все-таки, как могла появиться такая забавная красивая звезда. Я увидел!, что от каждого дерева ползли ветви-лапы. Они зарывались в землю, прорастали корешками и снова подымались, но уже самостоятельными пихточками. От этих пихточек тоже стелились ветвистые лапы. И так получилось, что вся зеленая звезда была живая, движущаяся, ползла своими лучами вперед - от бабушки-пихты с высоким острым шпилем к маленьким внучатам с мягкими кудряшками. Сколько месяцев ходил по тайге, а вот не замечал!, как ползут пихты. А все из-за того, что ленился сам себе задавать вопросы. Почему Зачем Отчего

50 баллов)))))Сделай синтаксический разбор двух любых предложений Каждое слово необъятно.Многие русские слова сами по себе излучают поэзию.Словарь - это

вся вселенная в
алфавитном порядке.Богатство языка есть богатство мыслей.Слово разит пуще стрелы.Люди познаются в споре и в пути

Разделите сложные предложения на двеРазделите сложные предложения на две группы.В первую группу поместите сложные предложения,части которых связаны

сочинительными союзами,а во вторую-подчинительными союзами.

Время проходит,но сказанное слово остается.(Л.Толстой)
Все мы говорим,да не всё по-говореному выходит.(пословица)
Есть сила благодатная в созвучье слов живых,и дышит непонятная,святая прелесть в них(М.Лермонтов)
Заговори,чтоб я тебя увидел.(Сократ)
Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова,но в чувстве соразмерности и сообразности...(А.Пушкин)
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,как драгоценные камни излучают таинственный блеск...(К.Паустовский)
Правильно чтобы писать,учиться надобно мыслить.(Гораций)
Прекрасная мысль теряет всю свою ценность,если она дурно выражена.(Вольтер)
Слова-ветер,а бранные слова-сквозняк.(У.Шекспир)
Смутно пишут о том,что смутно себе представляют.(М.Ломоносов)
Я перестану писать,когда перестану жить.(Петрарка)