Где ходил моисей. Сколько лет водил Моисей евреев по пустыне? История исхода евреев из Египта через Синайскую пустыню

Иди, Моисей,
Вниз к земле Египетской.
И скажи старому фараону:
"Отпусти Мой народ!"

Когда народ Израильский был в Египетской земле...
Отпусти Мой народ!
Он был угнетён и унижен...
Отпусти Мой народ!

И Бог сказал: Иди, Моисей,
Вниз, к земле Египетской.
И скажи старому фараону:
"Отпусти Мой народ!"

И пошёл Моисей в землю Египетскую...
Отпусти Мой народ!
И он дал понять старому фараону...
Отпусти Мой народ!

Да, Господь сказал: Иди, Моисей,
Вниз, к земле Египетской.
И скажи старому фараону:
"Отпусти Мой народ!"

Слова Бога смелый Моисей передал:
"Отпусти Мой народ!"
Если мы не уйдём, ваши первенцы погибнут.
Отпусти Мой народ!

Потому что Господь сказал: Иди, Моисей,
Вниз к земле Египетской.
И скажи старому фараону:
"Отпусти Мой народ!"

Скажи старому фараону:
"Отпусти Мой народ!" Go, Moses,
Down to the land of Egypt.
And tell old Pharaoh:

When the nation of Israel was in the land of Egypt ...
Let my people go!
He was oppressed and humiliated ...
Let my people go!

And God said: Go, Moses,
Down to the land of Egypt.
And tell old Pharaoh:
& Let my people! &

And Moses went into the land of Egypt ...
Let my people go!
And he made it clear the old Pharaoh, ...
Let my people go!

Yes, the Lord said, Go, Moses,
Down to the land of Egypt.
And tell old Pharaoh:
& Let my people! &

Word of God handed Moses a bold:
& Let my people! &
If we do not uydёm, your firstborn will die.
Let my people go!

Because the Lord said, Go, Moses,
Down to the land of Egypt.
And tell old Pharaoh:
& Let my people! &

Tell old Pharaoh:
& Let my people! &

Во Второй книге Моисея под названием «Исход», рассказывается о том, как этот великий пророк организовал исход евреев из Египта, произошедший во второй половине II века до н. э. Первые пять книг Библии тоже принадлежат Моисею и описывают удивительные истории и божественные чудеса ради спасения еврейского народа.

Сколько лет водил Моисей евреев по пустыне

Основоположником иудейской религии, законником и первым еврейским пророком на земле был Моисей. Многих совершенно не зря интересует, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне. Дабы понять всю суть происходящего, для начала нужно ознакомиться с самим сюжетом этой истории. Моисей (библейский персонаж) сплотил все колена народа израильского и вывел его к земле Ханаанской, обещанной Богом Аврааму, Исааку и Иакову. Именно на него Бог возложил эту непосильную ношу.

Рождение Моисея

С вопросом о том, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, стоит разобраться очень подробно. История Моисея начинается с того, что новый царь Египта, не знавший пророка Иосифа и его заслуг перед Египтом, обеспокоенный тем, что народ Израилев множится и становится сильным, начинает относиться к нему с особой жестокостью и принуждает его к непосильному физическому труду. Но народ все равно крепнул и увеличивался. И тогда фараон приказал бросать в реку всех новорожденных мальчиков-евреев.

В это время в одной семье из племени Левина женщина родила младенца, она положила его в корзину с обработанным смолою дном и пустила по реке. А его сестра стала наблюдать, что же дальше будет с ним.

В это время дочь фараона купалась в реке и вдруг, услышав детский плач в тростнике, нашла ребенка в корзине. Она сжалилась над ним и забрала его к себе. Сестра его тотчас подбежала к ней и предложила найти кормилицу. С тех пор родная мать стала ему кормилицей. Вскоре мальчик окреп и стал дочери фараона, как родной сын. Она дала ему имя Моисей - потому что вытянула его из воды.

Моисей взрослел и видел, как тяжко трудятся братья его Израилевы. Как-то раз он увидел, как египтянин бьет бедного еврея. Моисей, осмотревшись по сторонам, чтобы его никто не увидел, убил египтянина и закопал его тело в песке. Но в скором времени обо всем узнал фараон, и тогда Моисей решил бежать из Египта.

Побег из Египта

Так Моисей оказался на земле Мадиамской, где познакомился со священником и его семью дочерями, одна из которых - Сепфора - стала его женой. Вскоре у них родился сын Гирсам.

Через некоторое время умирает Народ Израилев вопит от несчастий, и этот вопль услышал Бог.

Однажды, когда Моисей пас овец, он увидел пылающий терновый куст, который почему-то не сгорал. И вдруг он услышал голос Божий, который приказал Моисею идти обратно в Египет, спасти от рабства сынов Израилевых и вывести их из Египта. Моисей очень испугался и начал молить Бога, чтобы Он выбрал кого-нибудь другого.

Он боялся, что ему не поверят, и тогда Господь наделил его знамениями. Он попросил бросить на землю свой жезл, который сразу превратился в змею, а потом заставил Моисея взять ее за хвост, чтобы опять сделался жезл. Дальше Бог заставил Моисея засунуть за пазуху руку, и тогда она побелела и покрылась проказой. А когда опять положил он ее за пазуху, она стала здоровой.

Возвращение в Египет

Помощником Моисея Бог назначает брата Аарона. Они пришли к народу своему и показали знамения, чтобы те поверили тому, что Бог хочет, чтобы они служили ему, и народ поверил. Потом Моисей и его брат пришли к фараону и просили его, чтобы тот отпустил народ Израилев, потому что так велит их Бог. Но фараон был непреклонен и все знамения Божия посчитал дешевым фокусом. Его сердце ожесточилось еще больше.

Тогда Бог посылает фараону одну за другой страшные десять казней: то вода озер и рек превратилась в кровь, где рыба стала мертвой и смердящей, то вся земля покрылась жабами, то налетели мошки, то песьи мухи, то случилась моровая язва, то нарывы, то ледяной град, то саранча, то тьма. Каждый раз, когда случалась одна из этих казней, фараон смягчался и обещал отпустить народ Израилев. Но когда получал прощение у Бога, обещания свои не сдерживал.

Исход евреев из Египта становится практически невозможным, но только не для Бога, который подвергает его народ самой страшной казни. В полночь Господь поразил смертью всех египетских первенцев. И только тогда фараон отпустил израильтян. И вот Моисей выводит евреев из Египта. Путь к Моисею и Аарону показывал Господь днем и ночью в виде огненного столпа.

Придя в себя от ужаса, фараон отправляется за ними вдогонку, взявши с собою шестьсот отборных колесниц. Увидев приближение к ним египетского войска, сыны Израилевы, расположившиеся у моря, сильно испугались и завопили. Они стали упрекать Моисея в том, что лучше быть рабами египтян, чем умереть в пустыне. Тогда Моисей с повеления Господа поднял жезл, и море расступилось, образовалась суша. И пошел народ Израилев из шестисот тысяч, но египетские колесницы тоже не остановились, тогда вода сомкнулась вновь и потопила все вражеское войско.

Израильтяне держали путь через безводную пустыню. Постепенно запасы воды иссякли, и люди стали страдать от жажды. И вдруг они нашли источник, но вода в нем оказалась горькой. Тогда Моисей бросил в него дерево, и она стала сладкой и пригодной для питья.

Гнев народа

Через некоторое время народ Израилев обрушился на Моисея с гневом, что им не хватает хлеба и мяса. Моисей успокоил их, заверил, что вечером они наедятся мяса, а утром насытятся хлебом. К вечеру налетели перепела, которых можно было ловить руками. А утром выпала как иней, лежала она на поверхности земли. По вкусу она было похожа на лепешку с медом. Манна стала их постоянной пищей, посылаемой Господом, которую они ели до самого окончания их долгого странствования.

На следующем испытательном этапе у них не оказалось воды, и опять они обрушились на Моисея с гневными речами. И Моисей по воле Божьей своим жезлом ударил по скале, и пошла из нее вода.

Через несколько дней на Израильтян напали амаликитяне. Моисей сказал своему верноподданному слуге Иисусу, чтобы тот выбрал крепких мужей и сразился, а сам стал молиться на высоком холме, подняв к небу руки, как только его руки опускались, враги начинали побеждать. Тогда двое израильтян стали поддерживать руки Моисея, и амаликитяне были разбиты.

Гора Синай. Заповеди

Народ израильский продолжил свой путь и остановился возле горы Синай. Шел третий месяц его скитаний. Бог послал Моисея на вершину горы и сказал, чтобы народ Его подготовился к встрече с Ним, чтобы были они чистыми и вымыли свои одежды. На третий день были молнии и громы, и доносился сильный трубный звук. Десять заповедей Моисей и народ получили из уст Бога, и теперь они должны были жить по ним.

Первая гласит: служите одному Богу Истинному, который вывел вас из земли Египетской.

Вторая: не создавайте себе кумира.

Третья: не произносите имя Господа всуе.

Четвертая: по субботам не работайте, а прославляйте имя Господа.

Пятая: почитайте родителей своих, чтобы было вам хорошо и продлились дни вашей жизни на земле.

Шестая: не убей.

Седьмая заповедь: не прелюбодействуй.

Восьмая: не укради.

Девятая: не произноси ложных свидетельств на своего ближнего.

Десятая: не желай ничего ближнего своего, ни дома его, ни жены его, ни поля его, ни раба или рабыни его, ни вола его, ни осла его.

Воззвал Господь Моисея на гору Синай и долго беседовал с ним, по окончании беседы вручил ему две каменные скрижали с заповедями. Сорок дней пробыл Моисей на горе, и Бог учил его, как нужно правильно выполнять Его наказы, как надо построить походную скинию и служить в ней Богу своему.

Золотой телец

Моисея долго не было, и не выдержали израильтяне, и усомнились в том, что Бог благосклонен к Моисею. И тогда они стали просить Аарона вернуться к языческим богам. Тогда тот велел всем женщинам снять золотые украшения и принести ему. Из этого золота он вылил тельца, и, как богу, принесли ему жертвы, а потом устроили пир и священные пляски.

Когда Моисей собственными глазами увидел все это нечестивое пиршество, он сильно разгневался, бросил скрижали с откровениями. И разбились они о скалу. Потом стер в порошок золотого тельца и высыпал его в речку. Многие в тот день раскаялись, а те, кто не сделал этого, были убиты, и насчитывалось их три тысячи.

Затем опять вернулся Моисей на гору Синай, чтобы предстать перед Богом и просить Его простить народ Израилев. Великодушный Бог смилостивился и опять дал Моисею скрижали откровения и десять заповедей. Моисей целый год с израильтянами провел у горы Синай. Построив скинию, они стали служить Богу своему. Но теперь Бог повелевает отправиться в путь к земле Ханаанской, однако уже без Него, и ставит перед ними Ангела.

Проклятие Бога

После долгого пути, наконец, они увидели землю обетованную. И тогда приказал Моисей собрать двенадцать человек, чтобы отправить их в разведку. Через сорок дней они вернулись и рассказали, что земля Ханаанская плодородна и густонаселенна, но также обладает сильным войском и мощными укреплениями, поэтому завоевать ее просто невозможно, и для народа Израилева это будет верной гибелью. Услышав это, народ чуть не побил камнями Моисея и решил искать себе нового начальника вместо него, а потом и вовсе пожелали вернуться в Египет.

И рассердился пуще прежнего Господь на народ Израилев, который не верит ему при всех его знамениях. Из тех двенадцати разведчиков он оставил только Иисуса, Навина и Халева, которые были готовы исполнить волю Господа в любую минуту, а остальные умерли.

Господь израильский народ сначала хотел истребить язвою, но потом по заступничеству Моисея заставил скитаться его сорок лет по пустыням, пока те, кто роптал, от двадцати лет и выше, не вымрут, и разрешил только их детям увидеть землю, обещанную их отцам.

Ханаанская земля

Моисей 40 лет водил по пустыне еврейский народ. На протяжении многих лет трудностей и лишений израильтяне не раз корили и ругали Моисея и роптали на самого Господа. Через сорок лет выросло новое поколение, более приспособленное к скитаниям и суровой жизни.

И вот настал день, когда Моисей повел их в чтобы завоевать ее. Дойдя до ее границ, они расположились возле Моисею было на то время сто двадцать лет, он чувствовал, что конец его близок. Поднявшись на самый верх горы, он увидел землю обетованную, и в полном уединении он преставился перед Богом. Теперь обязанность вести народ на обещанную землю Бог возложил на Иисуса - сына Навина.

У Израиля больше не было такого пророка, как Моисей. И уже всем было неважно, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне. Теперь они тридцать дней оплакивали смерть пророка, а потом, переплыв через Иордан, они начали сражаться за землю Ханаанскую и, в конце концов, через несколько лет завоевали ее. Их мечты о земле обетованной сбылись.

После смерти патриарха Иосифа положение евреев резко изменилось. Новый царь, который не знал Иосифа, стал опасаться, что евреи, став многочисленным и сильным народом, в случае войны перейдут на сторону неприятеля. Он поставил над ними начальников, чтобы изнуряли их тяжкими работами. Фараон приказал также умерщвлять новорожденных израильских мальчиков. Под угрозой оказалось само существование избранного народа . Однако Промысл Божий не попустил осуществить этот план. Бог спас от гибели и будущего вождя народа — Моисея . Этот величайший ветхозаветный пророк происходил из колена Левия. Родителями его были Амрам и Иохаведа (Исх 6, 20). Будущий пророк был моложе своего брата Аарона и сестры Мариам. Младенец появился на свет, когда был в силе приказ фараона топить в Ниле новорожденных еврейских мальчиков. Мать три месяца таила свое дитя, но затем была вынуждена спрятать его в корзине в тростнике на берегу реки. Его увидела дочь фараона и взяла к себе в дом . Наблюдавшая издали сестра Моисея предложила привести кормилицу. По Божиему смотрению устроилось так, что кормилицей ему стала его родная мать, воспитывавшая его в своем доме . Когда мальчик подрос, мать привела его к дочери фараона. Живя в царском дворце в качестве приемного сына, Моисей был научен всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах (Деян 7, 22).

Когда ему исполнилось сорок лет , он вышел к своим братьям. Увидев, что египтянин бьет еврея, он, защищая собрата, убил египтянина. Опасаясь преследования, Моисей бежал в Мадиамскую землю и был принят в доме местного жреца Рагуила (он же — Иофор), который выдал за Моисея свою дочь Сепфору.

В Мадиамской стране Моисей прожил сорок лет . За эти десятилетия он обрел ту внутреннюю зрелость, которая сделала его способным совершить великий подвиг — с помощью Божией освободить народ от рабства . Это событие воспринималось ветхозаветными людьми как центральное в истории народа. В Священном Писании оно упоминается более шестидесяти раз. В память об этом событии установлен главный ветхозаветный праздник — Пасха . Исход имеет духовно-прообразовательное значение. Египетский плен является ветхозаветным символом рабского подчинения человечества диаволу до искупительного подвига Иисуса Христа. Исход из Египта знаменует духовное освобождение через новозаветное Таинство крещения .

Исходу предшествовало одно из самых важных за всю историю избранного народа богоявлений . Моисей пас овец своего тестя в пустыне. Он дошел до горы Хорив и увидел, что терновый куст охвачен пламенем, но не сгорает . Моисей стал приближаться к нему. Но Бог воззвал к нему из среды куста: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх 3, 5-6).

Внешняя сторона видения — горящий, но не сгорающий терновный куст — изображал бедственное положение евреев в Египте . Огонь, как сила истребляющая, указывал на тяжесть страданий. Как куст горел и не сгорал, так и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий. Это является прообразом Боговоплощения. Святая Церковь усвоила символ Неопалимой Купины Божией Матери . Чудо заключается и в том, что этот терновый куст, в котором Господь явился Моисею, сохранился до наших дней. Он находится в ограде синайского монастыря Святой великомученицы Екатерины.

Явившийся Моисею Господь сказал, что вопль страдающих от египтян сынов Израиля дошел до Него .

Бог посылает Моисея совершить великую миссию: выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх 3, 10). Моисей смиренно говорит о своей немощи. На эту нерешительность Бог отвечает ясными и полными всепобеждающей силы словами: Я буду с тобою (Исх 3, 12). Моисей, принявший от Господа высокое послушание, спрашивает имя Пославшего. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Исх 3, 14). Словом Сущий в синодальной Библии передается сокровенное имя Божие, начертанное в еврейском тексте четырьмя согласными (тетраграмма ): YHWH. Приведенное место показывает, что запрет произносить это сокровенное имя появился гораздо позже времени исхода (может быть, после вавилонского плена).

Во время чтения вслух священных текстов в скинии, храме, а позже в синагогах произносилось вместо тетраграммы другое имя Божие — Адонаи . В славянском и русском текстах тетраграмма передается именем Господь . На библейском языке Сущий выражает личностное начало абсолютного самодостаточного бытия, от которого зависит существование всего тварного мира.

Господь укрепил дух Моисея двумя чудесными действиями . Жезл превратился в змею, а рука Моисея, покрывшаяся проказой, была исцелена. Чудо с жезлом свидетельствовало, что Господь вручает Моисею власть вождя народа. Внезапное поражение руки Моисея проказой и исцеление ее означало, что Бог наделил избранника Своего силою чудотворений для исполнения своей миссии.

Моисей сказал, что он косноязычен. Господь укрепил его: Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить (Исх 4, 12). Бог дает будущему вождю в качестве помощника его старшего брата Аарона .

Придя к фараону, Моисей и Аарон от лица Господа потребовали отпустить народ в пустыню для совершения праздника. Фараон был язычником. Он заявил, что не знает Господа и народ Израилев не отпустит. Фараон ожесточился на народ еврейский. Евреи выполняли в это время тяжелые работы — изготовляли кирпичи. Фараон приказал утяжелить их труд. Бог вновь посылает Моисея и Аарона объявить Свою волю фараону. При этом Господь повелел совершить знамения и чудеса.

Аарон бросил жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. Мудрецы и чародеи царя и волхвы египетские сделали то же своими чарами: бросили свои жезлы, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы .

На другой день Господь повелел Моисею и Аарону сотворить еще одно чудо. Когда фараон шел к реке, Аарон ударил жезлом перед лицом царя по воде и вода превратилась в кровь . Кровью наполнились все водоемы в стране. У египтян Нил был одним из богов их пантеона. Происшедшее с водой должно было вразумить их и показать силу Бога Израилева. Но эта первая из десяти казней египетских лишь еще больше ожесточила сердце фараона.

Вторая казнь совершилась семь дней спустя. Аарон простер руку свою на воды египетские; и вышли жабы и покрыли землю . Бедствие побудило фараона просить Моисея помолиться Господу, чтобы Он удалил всех жаб. Господь исполнил прошения Своего угодника. Жабы вымерли. Как только царь почувствовал облегчение, он вновь впал в ожесточение.

Поэтому последовала третья казнь . Аарон ударил жезлом в землю, и явились мошки и стали кусать людей и скот. В еврейском оригинале эти насекомые названы кинним , в греческом и славянском текстах — скнипы . По мнению иудейского философа I века Филона Александрийского и Оригена, это были москиты — обычный бич Египта периода наводнений. Но на этот раз вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской (Исх 8, 17). Волхвы не смогли повторить этого чуда. Они сказали царю: это перст Божий (Исх 8, 19). Но он не послушал их. Господь посылает Моисея к фараону сказать от лица Господа, чтобы отпустил народ. Если он не исполнит, то будут посланы на всю страну песьи мухи . Это была четвертая казнь . Орудием ее были мухи . Они названы песьими , видимо, потому, что обладали сильным укусом. Филон Александрийский пишет, что они отличались лютостью и неотвязчивостью. Четвертая казнь имеет две особенности. Во-первых, Господь творит чудо без посредничества Моисея и Аарона . Во-вторых, земля Гесем, в которой жили евреи, была освобождена от бедствия, с тем чтобы фараон ясно увидел абсолютную силу Божию . Наказание подействовало. Фараон обещал отпустить евреев в пустыню и принести жертву Господу Богу. Он просил помолиться о нем и не уходить далеко. По молитве Моисея Господь удалил всех песьих мух от фараона и людей. Фараон не отпустил евреев в пустыню.

Последовала пятая казнь — моровая язва , которая поразила весь скот египетский. Еврейский же скот бедствие миновало. Эту казнь Бог также совершил непосредственно, а не через Моисея и Аарона. Упорство фараона осталось прежним.

Шестая казнь была совершена Господом только через Моисея (при совершении первых трех посредником был Аарон). Моисей взял полную горсть пепла и бросил его к небу. Люди и скот покрылись нарывами . На этот раз Сам Господь ожесточил сердце фараона. Сделал это, по-видимому, для того, чтобы в дальнейшем открыть царю и всем египтянам Свою всепобеждающую силу. Бог говорит фараону: Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне (Исх 9, 18). Священный писатель отмечает, что те рабы фараона, которые убоялись слов Господа, поспешно собрали рабов своих и стада в дома. Град сопровождался громом, который можно объяснить как глас Божий с небес . В 77-м псалме сообщаются дополнительные подробности этой казни: виноград их побил градом и сикоморы их — льдом; скот их предал граду и стада их — молниям (47-48). Блаженный Феодорит поясняет: «Навел на них Господь град и гром , показывая тем, что Он есть Владыка всех стихий». Эту казнь Бог совершил через Моисея. Земля Гесем не пострадала. Это была седьмая казнь . Фараон покаялся: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь Господу: пусть перестанут громы Божии и град, и отпущу вас и не буду более удерживать (Исх 9, 27-28). Но раскаяние было недолгим. Вскоре фараон вновь впал в состояние ожесточения .

Восьмая казнь была очень страшной. После того как Моисей простер над землей египетской жезл, Господь навел с востока ветер , продолжавшийся день и ночь. Напала саранча на всю землю Египетскую и поела всю траву и всю зелень на деревьях . Фараон вновь раскаивается, но, по-видимому, как и раньше, раскаяние его поверхностно. Господь ожесточает его сердце.

Особенность девятой казни в том, что она была вызвана символическим действием Моисея, простершего руки к небу. На три дня установилась густая тьма . Наказав египтян тьмой, Бог показал ничтожество их идола Ра — бога солнца. Фараон опять уступил.

Десятая казнь была самой страшной. Наступил месяц авив. Перед началом исхода Бог повелел совершить Пасху. Этот праздник стал главным в ветхозаветном священном календаре.

Господь сказал Моисею и Аарону, чтобы каждая семья в десятый день авива (после вавилонского плена этот месяц стал называться нисан ) взяла одного агнца и содержала его отдельно до четырнадцатого дня этого месяца, а затем заколола. Когда агнец будет заколот, пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут его вкушать .

В полночь на 15-е число авива Господь поразил в земле Египетской всех первенцев , а также все первородное домашнего скота. Первенцы евреев не пострадали. Поскольку косяки и перекладины их домов были помазаны кровью жертвенного агнца, Ангел, поражавший первенцев египетских , прошел мимо. Установленный в память этого события праздник получил название Пасха (евр. пэсах ; от глагола, означающего перескочить через что-то, пройти мимо ).

Кровь агнца была прообразом искупительной Крови Спасителя, Кровью очищения и примирения . Опресноки (пресный хлеб), которые должны были вкушать евреи в пасхальные дни, имели также символическое значение: в Египте евреям грозила опасность заразиться языческим нечестием. Однако Бог вывел еврейский народ из страны порабощения, сделал народом духовно чистым, призванным к святости: И будете у Меня людьми святыми (Исх 22, 31). Он должен отринуть прежнюю закваску нравственной порчи и начать чистую жизнь . Пресный хлеб, который приготовляется быстро, символизировал ту быстроту , с которой вывел Господь Свой народ из страны порабощения.

Пасхальная трапеза выражала общее единение участников ее с Богом и между собой . Символическое значение имело и то, что агнец приготовлялся целиком, с головой. Кость не должна была сокрушаться .

Само существование Моисея довольно спорно. Долгие годы историки и библеисты ведут дискуссии на эту тему. По словам ученых-библеистов, Моисей является автором «Пятикнижия» – первых пяти книг еврейской и христианской Библии. А историки нашли в этом некие противоречия.

Пророк Моисей – одна из центральных фигур в Ветхом Завете. Он спас евреев от угнетения египетских правителей. Правда, историки продолжают настаивать на своем, ведь никаких доказательств этим событиям нет. Но личность и жизнь Моисея, безусловно, заслуживают внимания, так как для христиан он является прообразом .

В иудаизме

Родился будущий пророк в Египте. Родители Моисея принадлежали колену Левия. Испокон веков на левитах лежали обязанности священнослужителей, поэтому они не имели права владеть собственными землями.

Предположительный период жизни: XV-XIII вв. до н. э. На тот момент израильский народ из-за голода был переселен на территорию Египта. Но дело в том, что для египтян они были чужими. А вскоре фараоны и вовсе решили, что евреи могут стать для них опасными, ведь они встанут на сторону врага, если на Египет решит кто-либо напасть. Правители начали угнетать израильтян, они в буквальном смысле сделали их рабами. Евреи работали на каменоломнях, строили пирамиды. А вскоре фараоны и вовсе решили убивать всех еврейских младенцев мужского пола, дабы остановить прирост израильского населения.


Мать Моисея Иохаведа три месяца пыталась скрыть своего сына, а когда поняла, что больше этого делать не сможет, положила ребенка в папирусную корзинку и пустила ее по реке Нил. Корзину с малышом заметила дочь фараона, которая купалась неподалеку. Она сразу поняла, что это еврейский ребенок, но пощадила его.

За всем происходящим наблюдала сестра Моисея Мариам. Она рассказала девушке, что она знает женщину, которая сможет стать для мальчика кормилицей. Таким образом, вскормила Моисея его же родная мать. Позднее дочь фараона усыновила ребенка, и он стал жить во дворце, получил образование. Но с молоком матери мальчик впитал веру своих предков, и так и не смог поклоняться египетским богам.


Ему было сложно видеть и терпеть жестокость, которой подвергался его народ. Однажды он стал свидетелем страшного избиения израильтянина. Он просто не смог пройти мимо – он выхватил плетку из рук надзирателя и избил его до смерти. И хотя мужчина считал, что произошедшего никто не видел, вскоре фараон приказал найти сына своей дочери и убить его. И Моисею пришлось бежать из Египта.

Поселился Моисей в Синайской пустыне. Женился на дочери священника Сепфоре, стал пастухом. Вскоре у них появилось два сына – Гирсам и Елиезер.


Каждый день мужчина пас стадо овец, но однажды он увидел терновый куст, который горел огнем, но не сгорал. Подходя к кусту, Моисей услышал голос, который называл его по имени и велел снять ему его обувь, так как он стоит на святой земле. Это был голос Бога. Он сказал, что Моисею суждено спасти еврейский народ от угнетения египетских правителей. Он должен пойти к фараону и потребовать сделать евреев свободными, а для того, чтобы израильский народ поверил ему, Бог даровал Моисею умение творить чудеса.


На тот момент правил Египтом уже другой фараон, не тот, от которого Моисей бежал. Моисей был не столь красноречив, поэтому во дворец он отправился со старшим братом Аароном, который стал его голосом. Он попросил правителя отпустить евреев в земли обетованные. Но фараон не только не согласился, но и стал требовать от израильских рабов еще больше. Пророк не смирился с его ответом, он приходил к нему с этой же просьбой еще не раз, но каждый раз получал отказ. И тогда Бог послал на Египет десять бедствий, так называемых библейских казней.

Сначала воды Нила стали кровью. Лишь для иудеев она оставалась чистой и пригодной для питья. Египтянам удавалось пить только ту воду, которую они покупали у израильтян. Но фараон посчитал это колдовством, а не карой Божьей.


Второй казнью стало нашествие лягушек. Земноводные были повсюду: на улицах, в домах, постелях и еде. Фараон сказал Моисею, что поверит, что эту беду на Египет послал Бог, если он сделает так, чтобы лягушки исчезли. И согласился отпустить иудеев. На как только жабы пропали, он отказался от своих слов.

И тогда Господь послал на египтян мошек. Насекомые лезли в уши, глаза, нос и рот. Тут уже и колдуны стали уверять фараона, что это наказание от Бога. Но он был непреклонен.

И тогда обрушил на них Бог четвертую казнь – пёсьих мух. Скорее всего, под этим названием скрывались оводы. Они жалили людей и скотину, не давая покоя.

Вскоре скот египтян стал умирать, в то время как у евреев с животными ничего не случилось. Разумеется, фараон уже понял, что Бог оберегает израильтян, но дать народу свободу вновь отказался.


И тут тела египтян стали покрываться ужасными язвами и нарывами, их тела чесались и гноились. Правитель всерьез испугался, но Бог не хотел, чтобы он отпустил евреев из страха, поэтому ниспослал на Египет огненный град.

Восьмой карой Господа стало нашествие саранчи, они съедали всю зелень на своем пути, не осталось на земле египетской ни одной травинки.

А вскоре на страну опустилась густая тьма, ни один источник света не рассеивал эту темноту. Поэтому египтянам приходилось перемещаться на ощупь. Но тьма становилась с каждым днем все плотнее, и двигаться было все сложнее, пока не стало вовсе невозможным. Фараон вновь позвал Моисея во дворец, он пообещал отпустить его народ, но только в том случае, если евреи оставят свой скот. Пророк не согласился на это и пообещал, что десятая казнь станет самой страшной.


За одну ночь умерли все первенцы в египетских семьях. Чтобы кара не постигла израильских младенцев, Бог велел, чтобы каждая еврейская семья зарезала ягненка, а его кровью обмазали косяки дверей в домах. После такой страшной беды фараон отпустил Моисея и его народ.

Это событие стало именоваться еврейским словом «Песах», что означает «прохождение». Ведь гнев Бога «обошел» все дома. Праздник Песах, или Пасха – это день избавления израильского народа из египетского плена. Заколотого ягненка евреи должны были запечь и кушать стоя в кругу семьи. Считается, что со временем эта Пасха преобразовалась в ту, которую люди знают сейчас.

По дороге из Египта случилось еще одно чудо – воды Красного моря расступились перед иудеями. Они шли по дну, и так им удалось перейти на другой берег. Но фараон не ожидал, что евреем так легко будет даваться этот путь, поэтому он пустился в погоню. Он также последовал по дну моря. Но как только народ Моисея был на берегу, вода вновь сомкнулась, похоронив в пучине и фараона, и его войско.


После трехмесячного путешествия люди оказались у подножия горы Синай. Моисей поднялся на ее вершину, чтобы получить у Бога наставления. Диалог с Богом длился 40 дней, и сопровождался он страшными молниями, громом и огнем. Бог передал пророку две каменные скрижали, на которых были записаны главные заповеди.

В это время народ согрешил – создал Золотого тельца, которому люди стали поклоняться. Спустившись вниз и увидев это, Моисей разбил и скрижали, и Тельца. Он тут же вернулся на вершину и 40 дней замаливал грехи еврейского народа.


Десять заповедей стали для людей законом Божьим. Приняв заповеди, еврейский народ пообещал их соблюдать, таким образом был заключен священный Завет между Богом и иудеями, в котором Господь обещал быть милостивым к евреям, а они, в свою очередь, обязаны жить правильно.

В христианстве

История жизни пророка Моисея во всех трех религиях совпадает: еврейский подкидыш, воспитанный в семье египетского фараона, освобождает свой народ и получает от бога десять заповедей. Правда, в иудаизме имя Моисея звучит иначе – Моше. Также иногда евреи называют пророка Моше Рабейну, что в переводе означает «наш учитель».


В христианстве знаменитый пророк почитается как один из главных прообразов Иисуса Христа. По аналогии с тем, как в иудаизме Бог дарит людям Ветхий Завет через Моисея, так и Христос приносит на Землю Новый Завет.

Также важным эпизодом во всех ветвях христианства считается появление Моисея в паре с пророком Илией перед Иисусом на горе Фавор во время Преображения. А Православная церковь включила икону Моисея в официальный русский иконостас и назначила 17 сентября днем памяти великого пророка.

В исламе

В Исламе у пророка тоже другое имя – Муса. Это был великий пророк, который разговаривал с Аллахом, как с простым человеком. А на Синае Аллах ниспослал Мусе священное писание –Таурат. В Коране имя пророка упоминается не раз, его история приводится в качестве назидания и примера.

Реальные факты

Считается, что Моисей является автором «Пятикнижия» – пяти томов Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Долгие годы, вплоть до семнадцатого века, никто не смел в этом сомневаться. Но со временем историки находили все больше нестыковок в изложении. Например, в последней части описывается смерть Моисея, а это противоречит тому, что писал книги он сам. Также в книгах много повторов – одни и те же события трактуются по-разному. Историки считают, что все же авторов «Пятикнижия» было несколько, так как в различных частях встречается разная терминология.


К сожалению, в Египте не было обнаружено никаких вещественных доказательств существования пророка. Ни в письменных источниках, ни в археологических находках не было упоминаний Моисея.

За сотни лет его личность обросла легендами и мифами, вокруг жизни Моисея и «Пятикнижия» ведутся постоянные споры, но до сих пор ни одна религия не отказалась от «Десяти Божьих заповедей», которые когда-то представил пророк своему народу.

Смерть

Сорок лет Моисей вел народ через пустыню, и его жизнь закончилась на пороге обетованной земли. Бог повелел ему подняться на гору Нево. И с вершины Моисей увидел Палестину. Он прилег отдохнуть, но к нему пришел не сон, а смерть.


Место его погребения было скрыто Богом, чтобы народ не начал паломничество к могиле пророка. В итоге умер Моисей в 120 лет. 40 лет он прожил во дворце фараона, еще 40 – жил в пустыне и работал пастухом, и последние 40 – выводил израильский народ из Египта.

До Палестины не дошел и брат Моисея Аарон, он умер в 123 года из-за недостатка веры в Бога. В итоге довел иудеев на обетованную землю последователь Моисея – Иисус Навин.

Память

  • 1482 – фреска «Завещание и смерть Моисея», Лука Синьорелли и Бартоломео дела Гатта
  • 1505 – Картина «Испытание Моисея огнем», Джорджоне
  • 1515 – Мраморная статуя Моисея,
  • 1610 – Картины «Моисей с заповедями», Рени Гвидо
  • 1614 – Картина «Моисей перед пылающим кустом», Доменико Фетти
  • 1659 – Картина «Моисей, разбивающий скрижали Завета»,
  • 1791 – Фонтан в Берне «Моисей»
  • 1842 – Картина «Моисей, опускаемый матерью на воды Нила», Алексей Тыранов
  • 1862 – Картина «Нахождение Моисея», Фредерик Гудолл
  • 1863 – Картина «Моисей источает воду из скалы»,
  • 1891 – Картина «Переход евреев через Красное море»,
  • 1939 – Книга «Моисей и монотеизм»,
  • 1956 – Фильм «Десять заповедей», Сесиль Де Милль
  • 1998 – Мультфильм «Принц Египта», Бренда Чапман
  • 2014 – Фильм «Исход: цари и боги»,

На вопрос о том, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, в наши дни, наверно, сможет ответить каждый культурный человек, независимо от того, какое место в его жизни занимает религия. Но вот подробности жизни этого человека, в историчность которого верят последователи трёх главных религий мира - христианства, ислама и иудаизма, - известны не каждому. Постараемся восполнить этот пробел.

Книги, повествующие о жизни пророка Моисея

История Моисея охватывает собой период с XVI по XII век до н. э. Прожил он сто двадцать лет, и не следует удивляться такому поразительному долголетию - в библейские времена это было отнюдь не редким явлением. О поразительных событиях той поры мы узнаём из четырёх книг Ветхого Завета, получивших название «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие». Вместе они составляют эпопею исхода еврейского народа из египетского рабства. Их авторство, согласно древнееврейской традиции приписывается самому Моисею.

Рабство сынов Израилевых

Согласно этим древним текстам, Моисей - пророк и вождь еврейского народа - родился в Египте, в тяжёлые для его собратьев времена. Поселившись на берегах Нила в годы, когда благодаря своему соотечественнику Иосифу ум удалось снискать расположение прежнего фараона, эти люди попали в жестокую опалу при его преемнике, и из полноправных граждан превратились в рабов.

В отношении их египетский владыка проводил политику, которую сегодня мы бы с полным правом назвали геноцидом. Бороться было бессмысленно, и единственным путём спасения являлся исход в бескрайние просторы Синайской пустыни, за пределами которой грезилась евреям обетованная Богом земля, «истекающая молоком и мёдом». В этот тяжёлый момент Господом был послан Моисей - пророк, избавивший свой многострадальный народ от рабства.

Приёмный сын фараона

Новорожденный сын, ставший первенцем в семье Амрама и его жены Йохевед, был с момента рождения обречён на смерть, так как фараон повелел уничтожать всех еврейских младенцев мужского пола. Чтобы спасти ребёнку жизнь, мать прибегла к хитрости - зная о том, что у дочери фараона доброе сердце, она сумела подбросить ей своего ребёнка.

Положив его в корзину, промазанную смолой, несчастная мать пустила её в воды Нила, там, где принцесса имела обыкновение купаться. В своих надеждах она не ошиблась, и с тех пор мальчик рос и воспитывался в дворцовых покоях как приёмный сын фараона.

История Моисея, встающая перед нами со страниц Ветхого Завета, создаёт образ юноши, оставшегося верным своему народу, несмотря на все превратности постигшей его судьбы. Заступившись однажды за своего соплеменника, и, по несчастью, став причиной смерти его обидчика-египтянина, он был вынужден бежать в землю Медиамскую, где пас скот у местного священника, дочь которого взял себе в жёны.

Избранник Божий и спаситель еврейского народа

Там, на диких и пустынных просторах, изгнаннику было дано откровение Божье, в котором Всевышний сообщил Моисею о его высшем предназначении - стать избавителем еврейского народа от рабства, единственным человеком, способным вывести его из египетского плена.

Возвратившись на берега Нила и приступив к исполнению своей миссии, Моисей столкнулся с упорством фараона, не желавшего лишать свою страну столь большого количества рабов. Но, являясь исполнителем Господней воли, избранник Божий всегда оставался под Его покровительством. Великими и страшными чудесами, известными сегодня под названием «Десять казней египетских», Бог заставил нечестивого фараона, позволить евреям, выйти за пределы страны.

Не оставил Он своего мессию и в критический момент, когда фараоново войско, посланное вдогонку евреям, стало настигать их у берегов Красного моря. Волею Божьей, по мановению жезла Моисея воды расступились, пропустив беглецов на противоположную сторону, а затем сомкнулись, поглотив их преследователей. Когда опасность миновала, благодарный народ воспел хвалебную песнь Богу-избавителю. С этого эпизода начались его многолетние странствования.

По какой пустыне Моисей водил евреев?

Путь евреев в Землю обетованную пролегал через, выжженные солнцем, просторы Синайской пустыни. Трудно даже представить, с какими неимоверными тяготами столкнулся этот народ, бывший некогда кочевым, но за годы пребывания в Египте утративший навык жизни среди дикой природы. Священное Писание, свидетельствующее о том, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, в полной мере повествует и о пережитых ими страданиях.

Но, залогом спасения избранного народа, было слово Божье, данное некогда Моисею. На протяжении всех сорока лет странствий Господь неотлучно находился среди них. Днём Он шёл впереди процессии в столпе облачном, а когда на пустыню опускалась ночь, преображался в огонь, освещавший их путь. Этим зримым свидетельством Своего присутствия Господь укреплял силы и дух Своего народа.

Чудеса, явленные в пустыне

Но, кроме моральной поддержки, Он оказывал им практическую помощь, творя чудеса через раба Своего Моисея. Именно так было, когда Божьим соизволением пророк избавил своих соплеменников от мук жажды, обратив горькую мёртвую воду в чистую и пригодную для питья. То же повторилось, когда закончился у них запас еды, и послал им Господь несметные стаи перепелов. Кроме того, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, столько лет низвергал Он на них с неба сладкую манну, ставшую их повседневной пищей. Она даже приобрела характер крылатого выражения - «манна небесная», употребляемого в тех случаях, когда речь идёт о какой-то нежданно посланной удаче.

Несомненным свидетельством Божьего покровительства народу, выведенному из Египта, являются чудеса Моисея в пустыне, и, в частности, совершённые им на одном из их станов, называемом Рефидимом. Вначале, по свидетельству Библии, Моисей вторично избавил соплеменников от жажды, на этот раз, ударом жезла, исторгнув воду из скалы. А вскоре, воздевая руки к Богу, он горячей молитвой испросил у Него победу над коварными амаликитянами, напавшими на их лагерь.

Моисей на священной горе

Но кульминацией всего стали события, связанные с восхождением Моисея на гору Синай. К её подножью он привёл свой народ в конце третьего месяца пути. Поднявшись на вершину и стоя среди обступавших его облаков, пророк в течение сорока дней говорил с Богом, внимал Его наставлениям и получил в дар каменные скрижали с высеченными на них десятью заповедями, - непреложным законом жизни избранного Им народа.

Однако внизу он испытал горькое разочарование. В то время, когда Моисей на горе Синай разговаривал с Господом, его соотечественники, истомлённые сорокадневным ожиданием, потребовали от его брата Аарона, выполнявшего обязанности первосвященника, показать им, наконец, истинного Бога, выведшего их из Египта. Опасаясь необузданного нрава своих соотечественников, Аарон был вынужден из золотых украшений, собранных среди еврейских женщин, отлить идола в виде тельца и указать на него как на всеобщего спасителя.

Гнев Моисея и милость Божья

Спустившись с горы, Моисей стал свидетелем дикого празднества поклонения идолу. Разбив в гневе дарованные ему Богом скрижали, и сокрушив молотом фигуру тельца, он жестоко покарал зачинщиков творившегося в его отсутствие безумия, и пал пред Господом, моля Его о прощении.

Восходя милостью Своей к духовной немощи народа, едва вышедшего из рабства, Господь даровал ему прощение, а Моисею, вновь поднявшемуся на вершину, повелел высечь из камня новые скрижали, и начертать на них прежние заповеди. Кроме того, пророк получил от Бога обширный свод законов, которые навсегда вошли в историю как Ветхий Завет. «Заповеди Моисея» - другой часто встречающийся термин, это не что иное, как дословный пересказ, Божьих слов, слышанных им на вершине Синая.

Лучи святости, ставшие причиной недоразумения

Вторично поднявшись на гору Синай, Моисей пробыл на её вершине также сорок дней, не вкушая пищи, и не смыкая глаз. Библия повествует о том, что когда он, наконец, предстал перед соотечественниками, от его чела исходили лучи Божественной Славы, вид которых заставил уверовать даже самых отъявленных скептиков.

Кстати, с упоминанием в тексте этих лучей, связано заблуждение, бытовавшее многие столетия. Дело в том, что оригинал Библии был написан на древнееврейском языке - арамите. В нём слова «лучи» и «рога» звучат одинаково - «карнайм» (קרנים), что и породило путаницу при переводе текста на греческий язык. В результате Микеланджело создал свою знаменитую скульптуру Моисея не с лучами, а с рогами на голове. Это же двусмысленное украшение встречается и на многих других изображениях Моисея.

Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, связанные с жизнью Моисея, ставшего волей Божьей величайшим израильским пророком и вождём, мы находим на страницах Ветхого Завета. Причина тому - в маловерии народа, выразившемся в отступлении от истинного Бога, и поклонении Золотому тельцу. Когда через сорок лет пути евреи, наконец, достигли границ Земли обетованной, среди них не осталось в живых ни одного участника тех позорных событий. Они представляли собой уже совершенно иной народ, живущий по Божьим Законам, полученным на горе Синай, и навсегда стряхнувший с себя узы рабства.

Господь всемогущ и в мгновение ока мог бы перенести Своих избранников на землю, обещанную Им ещё праотцу Аврааму, но в этом случае в неё вошли бы люди, до конца дней своих остающиеся рабами, а раб не может быть предан душой и способен лишь подчиняться под страхом возмездия. Когда же возникает реальное или мнимое ощущение безнаказанности, он легко предаёт того, кому ещё вчера поклонялся. Пройдя же долгий путь борьбы за выживание, и многократно убедившись в собственном бессилии победить окружающий мир без помощи его Творца, евреи уже не мыслили себя без Бога. Вот, зачем Моисей 40 лет водил евреев по пустыне.

Грех пророка Моисея

Не суждено было войти в Землю обетованную и самому Моисею. Вместе со своим братом первосвященником Аароном он прогневал Господа. Этот прискорбный случай произошёл в Кадесе, куда привела евреев дорога странствий. Испытывая муки жажды, они в очередной раз возроптали. Чтобы напоить их, Господь, желая повторить некогда свершённое Им чудо, повелел Моисею приказать скале истечь живительной влагой.

Но на этот раз Его верный доселе раб усомнился во всемогуществе Божьем и, не ограничившись словами, дважды ударил скалу посохом. Вода, разумеется, потекла, и утолила жажду страждущих. Но маловерие, проявленное в тот день Моисеем и его братом Аароном, навлекло на них гнев Божий, в результате чего Земля обетованная была для них затворена навек, и еврейский народ вошёл в неё уже без своего вождя.

Хождение Моисея по пустыне завершилось на самой границе земли, к которой он стремился в течение сорока лет. Господь возвёл его на вершину горного хребта Аварим и оттуда показал всю страну, которую Он уготовил его народу. Обозрев её от конца до края, Моисей умер. Господь скрыл от потомков место погребения одного из величайшего Своих пророков, сделав его неизвестным по сей день.

Образ Моисея в главных религиях мира

В современном иудаизме Моисей почитается отцом всех последующих пророков, так как уровень его пророчеств принято считать высшим. Законы, полученные им на вершине горы Синай, легли в основу Торы - Божественного откровения, регламентирующего жизнь религиозного еврея. С давних времён вошло в традицию прибавлять к имени Моисея слово «учитель». Также величайшим пророком и собеседником самого Аллаха Моисей считается и у мусульман. В исламе его имя произносится как Муса.

В христианской культуре библейский Моисей стяжал славу величайшего из пророков. Ему приписывается авторство первых пяти книг Ветхого Завета. Они так и именуются - «Пятикнижие Моисеево». Кроме того, принято считать, что именно он является главным провозвестником Христа.

Эта точка зрения основывается на том, что подобно тому, как через Моисея Господь явил миру Ветхий Завет также через Своего единородного Сына Иисуса, и Его Нагорную Проповедь, Он ниспослал людям Новый Завет. О том, насколько высок авторитет пророка Моисея в христианстве, можно судить по тому, что, согласно Евангелию, именно он был вместе с пророком Илиёй на горе Фавор в момент знаменитого Преображения Господня.

Большое внимание этому библейскому персонажу уделили в своём творчестве великие христианские богословы прошлого - Григорий Нисский и Филон Александрийский. Ими было составлено так называемое аллегорическое толкование его жизни, в котором каждый отдельный эпизод рассматривался в контексте общего высшего предназначения.

Возврат к духовным корням народа

В прежние, далеко ушедшие от нас годы, когда Священная история преподавалась во всех учебных заведениях дореволюционной России, «биография» Моисея из Библии была с детства знакома каждому человеку. Годы же общегосударственного атеизма, вылившиеся в попрание национальной культуры, внесли в эту область знаний значительный пробел.

Лишь в последние десятилетия, благодаря широкой работе, развёрнутой церковью на базе каждого конкретного прихода, картина стала меняться к лучшему. Сегодня люди начинают понимать, что между религиозным мракобесием, которым их пугали долгие годы, и исконными духовными корнями не может стоять знак равенства. А потому не знать, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, является досадным пробелом их образования.