Тест по русскому языку на тему "стили речи". Тест "типы и стили речи" Тесты по теме функциональные стили русского языка

Тренировочный тест на знание функциональных стилей литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный) и функционально-смысловых типов речи (описание, повествование, рассуждение.

Тест: функциональные стили литературного языка

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

Если вы готовы, нажмите кнопку.

Поздравляем - вы завершили Тест: функциональные стили литературного языка . Вы выполнили %%SCORE%% из %%TOTAL%% вопросов. Оценка: %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Определите стиль и тип речи. Оказывается, пока критики вели бесконечные споры о творчестве Шукшина, пока одни посылали ему упреки во всех смертных грехах, а другие восхищались художественной щедростью Шукшина, его сложной простотой, его юмором, его любовью к людям, к родной земле, пока писались и публиковались все эти суждения, в это самое время в библиотеках молодежь зачитывалась рассказами Шукшина, зрители смотрели его фильмы, и из всего, взятого вместе, - из прозы, фильмов, облика самого Шукшина и его поразительного артистического дарования – составилось представление об этой своеобразной личности. Этого Шукшина полюбили и в обиду не дают. Вот что произошло. Немыслим этот художник вне нашей жизни, в отрыве от русских характеров, вне социальных процессов, происходящих в нашем обществе. Работа Василия Шукшина примечательна своей целенаправленностью, единством. За любым его рассказом, за каждым фильмом стоит убежденный художник, знающий, почему, зачем он работает, за что выступает, против чего восстает.

Определите стиль и тип речи. Премьерный показ состоится 26 октября в 18.00. Режиссёр - Олег Куртанидзе. Также в постановочную группу вошли: художник-постановщик - Валерий Мелещенков, музыкальное оформление - Роман Бажилин, хореограф - Людмила Вединяпина. Сам режиссёр назвал своё детище энергичной комедией в двух действиях. Спектакль наполнен шутками, лукавством, мудростью и безграничной добротой героев. Представление на сцене разыграют заслуженные артисты РФ Татьяна Николаева, Юрий Логиновский, Яков Волговской, а также Виталий Мещеряков, Татьяна Рогачёва, Ирина Дубровская, Андрей Присницкий и другие. Подходя к 115-му юбилейному сезону, сотрудники Мичуринского драматического театра подвели итоги прошедших 9-ти месяцев. За это время зрителям показали шесть премьерных спектаклей: «Поиграем в сказку», «Спящая красавица», «Когда спящий проснётся», «Приключения Фунтика», «Клинический случай» и «Липунюшка».

Директор учреждения вызвал к себе истопника и сделал ему строгое внушение. Истопник, сокрушенно вздыхая, ответил, что у него на шесть печей всего одна кочерга, с которой он и ходит то туда, то сюда. Вот если бы на каждую печку была отдельная кочерга, вот тогда б и можно было придираться. Эта простая мысль – иметь кочергу на каждую печку – понравилась директору. И он тотчас стал диктовать машинистке требование на склад: «Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче…» Но тут директор осекся. Он перестал диктовать и, почесав затылок, сказал машинистке: – Не помню, как пишется – пять коче… Три кочерги – ясно. Четыре кочерги – понятно А пять? Пять – чего? Пять кочерги… Молоденькая машинистка, пожав плечами, сказала, что в школе ей не приходилось склонять что-либо подобное. Директор позвал своего секретаря и, смущенно улыбаясь, рассказал ему о своем затруднении. Секретарь тотчас стал склонять это слово. Но, дойдя до множественного числа, секретарь запнулся и сказал, что множественное число вертится у него в голове, но он сейчас не может его вспомнить. (М.М. Зощенко)

Определите стиль и тип речи. Волшебная осень парков. Тихо. Чуть-чуть сыровато. Листья нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. Долго-долго падают кленовые листья. Как они хороши! Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть бы ходили люди по золотому ковру. Как же снять? Как поймать это дыхание осени? Кажется, листья падают не беззвучно. Кажется, полет сопровождает какая-то музыка. Бом-бом. Один лист, другой, третий. Стройная музыка в парке. Один ли я ее слышу? Нет. Вот девочка подняла голову, блестящими глазами провожает листья. Рядом женщина под зонтиком. Книга. Но она не читает. Она слушает золотой хоровод. Вспоминаю. Скорее, скорее снимать. Поймать хоть отрывок музыки листопада. (В. Пескову)

Определите стиль и тип речи. Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник», предназначенного для регулярных пассажирских рейсов между Европой и Америкой. В открытом море «Титаник» наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг. В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли… Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были насыщены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, обрушивавшихся на него с первых до последних дней жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость… Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. Сотни людей, обреченных вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия, от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на тонувшем корабле. Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в такую трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство. (Д. Кабалевский)

Определите стиль и тип речи. Искусство живописи пришло на Русь из Византии вместе с христианской религией. Первые иконы были привезены готовыми. Это бесспорно. В числе их икона «Владимирская Божья матерь», хранящаяся ныне в Третьяковской галерее. Писал ее, по преданию или по легенде, евангелист Лука. Надо полагать, не одну икону привезли из Византии на Русь. Но столько, чтобы хватило оснастить первые храмы. Привезенные иконы можно было размножить для все новых и новых церквей, развозя их из Киева в глубину Руси. Но одних образцов мало. Нужны были живые учителя, тем более они нужны были для писания фресок. Жесткая, суровая, аскетическая манера письма постепенно смягчалась и, можно сказать, очеловечивалась русскими мастерами. Вместо сухого канона и догмы появилось живое чувство непосредственности, первородство восприятия, радость открытия, торжество умения. После Куликовской битвы к этому присоединилось также могучее чувство самосознания. (В. Солоухин)

Определите стиль и тип речи. Узуальные нормы – это, как представляется, наиболее изменчивый аспект функционирования языковой системы. Так при сравнении современного русского языка с языком пушкинской эпохи становится очевидным, что в то время, как инвентарь грамматических форм остался практически неизменным, нормы словоупотребления претерпели весьма существенные изменения. Описанию некоторых узуальных сдвигов в употреблении слов, связанных с нормами лексической сочетаемости, посвящено это исследование.

Официально-деловой стиль речи 1 . Совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы отношений между органами государства, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, юридической деятельности, – это...
a) официально-деловой стиль
б) разговорная речь

в) научный стиль
г) публицистический стиль
2 . Совокупность языковых средств, используемых в административных актах, договорах, различной документации, – это ____________ подстиль официально-делового стиля.
a) канцелярский
б) юридический
в) политический
г) дипломатический
3 . К числу основных стилевых черт официально-делового стиля не относится...
a) отвлеченно-обобщенный характер
б) неличный характер общения и речи
в) предписующе-долженствующий характер
г) стандартизированность
4. Канцеляризмами являются слова...
а) нижеподписавшиеся
б) взимать
в) потребовать
г) агрессия
5. Какое словосочетание характерно для официально-делового стиля?
a) освободить от занимаемой должности
б) заседать два часа
в) давать деньги на семью
г) отправиться в поход
6 . В официально-деловом стиле широко употребляются

а) страдательные обороты (вопрос решен)
б) отымённые предлоги (в целях, в соответствии с)
7. В официально-деловых текстах не употребляются...
a) риторические вопросы
б) деепричастные обороты
в) причастные обороты
г) сложные предложения
8 . В официально-деловых текстах неуместно употребление предложно-падежной формы...
a) из-за болезни
б) в связи с болезнью
в) по причине болезни
г) вследствие болезни
9. Для официально-деловой речи характерны предложно-падежные формы...
а) для успешной учебы
б) на основании принятого решения
в) по линии сотрудничества
г) меры к работнику
10. Употребление предлога благодаря неуместно в словосочетании...
a) низкая производительность труда
б) внедрение новой технологии
в) помощь соседей
г) эффективная работа отдела
11. Языковые стандарты, готовые устойчивые обороты, являющиеся необходимыми элементами деловых бумаг, – это...
a) речевые клише
б) речевые штампы
в) фразеологизмы
г) крылатые слова
12 . К числу речевых клише относятся словосочетания...
а) без уважительной причины
б) занятия по расписанию
в) в установленном порядке
г) решили на собрании
13. Для текстов официально-делового стиля не характерно…
a) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его построения
б) частое употребление отглагольных существительных, существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по профессии
в) отбор языковых средств с установкой на доходчивость, доступность
г) точность формулировок, не допускающая иного толкования
14. Укажите правильный вариант официально-делового стиля:
a) настоящим ставим Вас в известность
б) лишён возможности принять участие
в) Вам нужно произвести платёж
г) товарищество с ограниченной ответственность «Колумб» гарантирует оплату
15. Найдите лишний пункт официально-деловой письменной речи.
a) нерегламентированный процесс записи информации

б) стандартизация и унификация языковых и текстовых средств
в) коммуникативная точность
г) широкое использование языковых формул
16. Официально-деловой стиль – сфера употребления:

а) словесно-художественное творчество

б) деловые бумаги

в) научные статьи

г) статьи в газетах и журналах

17 . Выделите строку с лексикой официально-делового стиля:

а) межнациональное согласие

б) зачетка, столовка

в) уведомление

г) веселый, единственный

д) небеса, лазурный

18 . Какой документ относится к информационно-справочным документам:

а) Распоряжение

б) Справка

в) Доверенность

г) Резюме

д) Заявление

19. Какой документ относится к частным деловым бумагам:

а) Автобиография

б) Отчет

в) Деловое письмо

г) Инструкция

д) Ходатайство

20. Доверенность является жанром стиля …

а) Публицистического.

б) Официально-делового.

в) Художественного.

г) Разговорного.

д) Научного.


1 вариант
Часть А
1.Выберите правильное определение
А.Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.
Б. Текст – это предложения, объединенные общей темой.
В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.

А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.
Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.
В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.
3. Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?
А. общеупотребительная лексика Б. разговорная лексика В. терминологическая лексика
4. Для какого стиля речи характерна стандартизованность?
А. научный Б. публицистический В. официально-деловой
5. В каком стиле речи уместно употребление междометий?
А. научный Б. разговорный В. официально-деловой
6. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?

3. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники. 4. Довожу до вашего сведения, принять меры. 5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.
7. Определите, в какую группу со словами публицистической лексики попали слова из других пластов речи. Вставьте пропущенные буквы.


8. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?

9.Какое это средство выразительности: «золото волос»?
А. эпитет Б. метафора В. олицетворение
10. . Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?
1. Создание картин и образов. 2. Непосредственное повседневное общение.
3. Убеждение, воздействие на слушателя. 4. Точная передача информации.
5. Передача научных сообщений.

1) Почти 11% всей земной суши скрыто подо льдом. Объем льда оценивается в 30 000 000 км3 . Сюда входят и айсберги, и льды Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов. Ученые предполагают, что период общего сокращения оледенения, наблюдавшийся с начала прошлого века, заканчивается.
2) Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.
3) Это был человек лет тридцать двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет бесконечности
4) Внутренней движущей силой русской классической литературы было понятие «счастье». Достоевский видел счастье в очищении души. Толстой – в полноте и естественности чувства. У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет.
а) научный б) официально-деловой в) публицистический г) художественный д) разговорный
12. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю.
А. ода Б. роман В. Репортаж Г. Рассказ Д. элегия Е. очерк
13. Определите, какое словосочетание не соответствует словам художественной речи
А. в лазоревой воде Б. под сенью дружных муз В. взять на баланс
Г. перлы дождевые Д. сладкий трепет
14. Определите, какое словосочетание не соответствует научной лексике

Д. выдвинутая гипотеза
А. Объективность – это
Б. Конкретность – это
В. Логичность – это


1. Её так звали: Сашина (или Танина) береза.
2. Отныне человек и дерево как бы опекали друг друга, храня тайну взаимности.
3. Кое-где на русском Северо-Западе в честь рождения ребенка, особенно первенца, отец или дед сажали дерево: липу, рябину, чаще березу.
4. Эта береза росла вместе с тем, в честь кого была принесена из лесу и посажена на родимом подворье.
5. Если в палисаде у дома места не было, сажали где-нибудь у бани или в огороде.
2. Укажите выразительные средства, используемые автором в предложенном тексте (не менее 2-х):

Критерии оценок.

Часть А
1- 9, 13, 14 вопросы – 1 балл
10 вопрос – 2 балла
(за каждую орфографическую ошибку минус 0,5 балла)
11 вопрос – 4 балла
12 вопрос – 2 балла
15 вопрос – 3 балла
Часть В
1 задание – 5 баллов

Оценки:
«5» - 25 баллов
«4» - 23 балла
«3» - 21 балл

Тест по теме «Текст. Типы речи. Функциональные стили речи»

2 вариант
1. Выберите правильное определение.
А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.
Б. Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.
В. Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста
2. Выберите правильное определение.
А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.
Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.
В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.
3. Определите, какие жанры относятся к публицистическому стилю.
А. Интервью Б. Юмористический рассказ. В. Репортаж. Г. Очерк. Д. Диссертация.
4. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?
А. научный Б. разговорный В. публицистический
5. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?
А. официально-деловой Б. разговорный В. публицистический
6. Что характерно для художественного стиля речи?
А. объективность в изображении
Б. использование в сфере науки и техники
В. использование всех пластов стилей речи
7. Какому стилю речи присуща призывность?
А. разговорный Б. публицистический В. официально-деловой
8. Какой стиль речи используется в СМИ?
А. публицистический Б. разговорный В. научный
9. Какое это средство выразительности: «передо мной явилась ты, как мимолетное виденье»?
А. метафора Б. сравнение В. олицетворение
10. Определите, в какую группу со словами публицистической лексики попали слова из других пластов речи. Вставьте пропущенные буквы.
А. Ко(р,рр)умпированный, журналис..ское ра(с,сс)ледование, пр..з..дентские выборы, милосердие,ц..вилизац..я.
Б. Прогре(с,сс), менталитет, просл..влять, кризис власт.., соц..альная спр..ведливость.
В. Обществе(н,нн)ое сознание, (выше)стоящие инстанции,в..ликодушие, рейтинг, интерференция волн.
11. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:
1) Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?.. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, называть великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, поражённый в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников.
2) Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, на Немецкой улице (ныне улица Баумана) в доме И. В. Скворцова, сослуживца отца Пушкина по Московскому военному комиссариату. Сейчас на месте бывшего владения Скворцова стоит здание школы №353 (улица Баумана, 10), построенной к столетию со дня гибели поэта (1837 г.) и тогда же получившей его имя. На стене школы – мемориальная доска.
3) Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела.
4) Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал,- куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало,- нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто черт возьми!
а) научный б) официально-деловой в) публицистический г) художественный
д) разговорный
12. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому стилю.
А. интервью Б. устное выступление В. юмористический рассказ
Г. Репортаж Д. очерк Е. повесть
13. Определите, какое словосочетание не соответствует научной лексике
А. ядерная физика Б. смежные отрасли В. красный сарафан Г. промышленная нагрузка
Д. выдвинутая гипотеза
14. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?
1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот. 2. Толстенный, сестрица, лгунишка.
3. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники.
4. Довожу до вашего сведения, принять меры. 5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.
15. Дайте толкование стилевым чертам
А. Обобщенность – это
Б. Субъективность – это
В. Образность – это

1. Исправьте недочеты в построении текста и запишите. Подчеркните средства связи предложений в исправленном тексте.
1. Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке.
2. В 1826 году Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин».
3. У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту железную трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян.
4. Он был очень точен в своих изображениях.
5. Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и что ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям.
2. Укажите выразительные средства, используемые автором в предложенном тексте:

Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные куполами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею.

Критерии оценок.
Количество баллов за правильный ответ:
Часть А
1,2,4-9, 13, 14 вопросы – 1 балл
10 вопрос – 2 балла (за каждую орфографическую ошибку минус 0,5 балла)

11 вопрос – 4 балла
12 вопрос – 2 балла
15 вопрос – 3 балла
Часть В
1 задание – 5 баллов
2 задание – 1 балл за каждый пример

Оценки:
«5» - 25 баллов
«4» - 23 балла
«3» - 21 балл

Эталон ответов теста по теме «Функциональные стили речи»

Часть А

Вариант 1
Вариант 2

3
А
А,в

11
1-а, 2-д, 3=г, 4-в
1-в, 2-а, 3-г, 4-д

12
В, е
В, е

Вариант 1

Кое-где на русском Северо-Западе в честь рождения ребенка, особенно первенца, отец или дед сажал дерево: липу, рябину, чаще березу. Если в палисаде у дома места уже не было, сажали у бани или где-нибудь в огороде. Эта береза росла вместе с тем, в честь кого была принесена из лесу и посажена на родимом подворье. Ее так и называли: Сашина (или Танина) береза. Отныне человек и дерево как бы опекали друг друга, храня тайну взаимности.
Метафора Бахрома снегов

Эпитет Черного, полного мглою (ущелья)

Олицетворение Обнявшись с другой речкой

Сравнение Как змея своею чешуею, серебряной нитью

Вариант 2
В 1826 году Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин».
Он был очень точен в своих изображениях. Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке. У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту железную трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян. Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и что ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям.

1 вариант

    Укажите функции научного стиля:

    сообщение сведений, объяснение фактов

    сообщение и воздействие

    изображение и воздействие

    Абонент вправе во внесудебном порядке расторгнуть договор в любое время при условии окончания всех расчётов по своим обязательствам, письменно уведомив об этом оператора не менее чем за десять дней. Если абонент в течение более 180 (ста восьмидесяти) дней не осуществляет пользование услугами сотовой связи, то указанное обстоятельство будет означать односторонний отказ абонента от исполнения договора.

Стиль данного текста – …

    официально-деловой

    публицистический

    научный

    Для какого стиля характерны перечисленные черты:

1) использование образных средств; 2) использование существительных в родительном падеже в роли несогласованных определений (страны ближнего зарубежья, служба занятости); 3) употребление лексики, обозначающей понятия морали, этики, экономики, медицины, психологии; 4) сочетание эмоциональных средств языка со строгой логической доказательностью.

    научного

    публицистического

    официально-делового

    Определите вид текста:

Уважаемый Виктор Иванович, довожу до Вашего сведения, что не смогу прибыть к месту назначения в указанный Вами срок и приступить к исполнению своих служебных обязанностей, так как состояние моего здоровья ухудшилось. Я остро нуждаюсь в лечении. Прошу предоставить мне отпуск за свой счет.

Ассистент Сидорова

    заявление

    расписка

    объяснительная

    В каком стиле используются все языковые средства?

    в языке художественной литературы

    в газетно-публицистическом

    во всех перечисленных

    Лексическими особенностями научного стиля является…

    частая повторяемость слов

    эмоциональность

    однозначность слов

    использование литературных цитат

    Стиль данного текста…

Вряд ли нужно доказывать, что рядом с эгоистом людям живётся неуютно. Не требует доказательств и то, что не может быть великодушного и благородного эгоиста, ибо жизненные принципы эгоизма и благородства взаимно исключают друг друга. Эгоизм начинается с лёгкого и приятного: я, мне, для меня. Благородство с иного: хорошо ли вам? удобно ли вам? Принцип нелёгкий и, с точки зрения эгоиста, глупый (С.В. Михалков).

    1. художественный

      публицистический

      разговорный

      научный

    В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменной церковью во имя преподобных Козьмы и Дамиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окружённые разными постройками (И.С. Тургенев).

Тип речи данного текста – …

    1. повествование с элементами описания

      повествование

      описание

      рассуждение

    Роза обыкновенная – растение, относящееся к семейству розоцветных. Имеет стебель, чаще всего покрытый шипами. Длина стебля колеблется от сорока до восьмидесяти сантиметров. Бутоны могут быть белого, желтого, розового и красного оттенков. Выращивается как в открытом грунте, так и в теплицах.

    В связи с предстоящим праздником просим увеличить поставки голландской розы до 100 шт. в день. Оплату гарантируем.

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.

Контрольный тест по теме «Стили речи. Типы текстов»

    вариант

1. Укажите, какой вид текстов относится к научному стилю:

    закон

    объяснительная

    диссертация

    Определите вид текста:

Я, Алексеева Анна Ивановна, проживающая по адресу: г. Санкт-Петербург....................доверяю Хитровой Ольге Александровне, проживающей по адресу: г.Санкт-Петербург....................,заключение договора с издательством "Юрист" от моего имени.

29.05.03. Алексеева А.И

    заявление

    расписка

    доверенность

    Определите стиль по характеристикам:

реализуется преимущественно в письменной речи; отличается точностью, лаконичностью речи, объективностью изложения; использует терминологическую лексику.

    художественный стиль

    официально-деловой стиль

    научный стиль

    Определите стиль и тип речи.

Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что должно делать для этого при изучении произведений его? Изучить поэта – значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые краски и формы общечеловеческое. И потому в созданиях поэта люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределённо предощущали или о чём мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слова и что, следовательно, только поэт умел выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не пришло в голову создать что-нибудь подобное, ведь это просто и легко!(В. Г. Белинский)

    публицистический стиль; рассуждение

    разговорный стиль; повествование

    художественный стиль; описание

    Определите вид документа:

Начальнику отдела доставки
почтового отделения 127018
Мельниковой А. Н.
Петрова Бориса Ивановича,
проживающего по адресу:
1-й Стрелецкий переулок,
дом 3, кв. 119, телефон......

    заявление

    объявление

    расписка

    Определите стиль текста:

Доказательство – вид аргументации, в рамках которого истинность тезиса выводится из истинности аргументов. Как вид аргументации доказательство имеет своей целью исключить любые сомнения в истинности тезиса, тем самым продемонстрировать необходимость его принятия.

    научный стиль

    публицистический стиль

    разговорный стиль

    Укажите, какаяиз приведенных особенностей характерна для научного стиля?

    научная фразеология

    широкое использование лексики и фразеологии других стилей

    широко употребительны конструкции с причастными и деепричастными оборотами

    Текст должен начинаться с предложения…

А . Не желая менять верное малое на неверное большое, говорят: «Не сули журавля в небе, дай синицу в руки».

Б. Нет другой такой птицы, которая так часто упоминалась бы в пословицах, народных приметах.

В. Выражение это, кстати, показывает высоту журавлиного полёта.

Г. Журавль – самая известная у нас перелетная птица.

    Определите стиль речи. Запишите.

    Чудо свершилось! Моя роза раскрыла сегодня свои лепестки. Еще вчера это был плотный бутон желтоватого цвета. А сегодня! Сегодня по всей комнате плывет нежный аромат, такой дурманящий и зовущий. Он напоминает о лете, тепле, южном солнце, уносит меня мыслями в далекое прошлое, такое незабываемое и манящее.

    Главным событием этой недели в нашем городе стала выставка цветов, которую организовало общество садоводов-любителей. Экспозиция разместилась в городском дворце культуры. Среди множества цветов, любовно предоставленных местными цветоводами, покоряли своей грацией и великолепием оттенков уральские розы, выращенные в наших суровых климатических условиях.

    Определите вид связи предложений в тексте. Запишите.

Исторические песни – песни, в которых рассказывается об определенных исторических событиях и конкретных исторических лицах. По форме старые исторические песни близки к лирическим. В них часто встречаются образы лирических песен, общие для народной песни эпитеты, сравнения, запевы.

a .научный

b .официально-деловой

a. разговорный

b. публицистический

Параллельная связь

Цепная связь

Тема: Язык и речь. Функциональные стили речи.

Проверочная работа №1

1 вариант

1) разговорному;

2) художественному;

3) газетно-публицистическому;

4) официально-деловому;

5) научному.

О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреждая кустарников.

Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.

Для передачи, приема и записи оперативной информации используется телефонограмма – официальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону – это диалог, то телефонограмма – это письменная фиксация монолога по телефону, регламентированного во времени. Обязательными для телефонограммы являются: наименование учреждений адресанта и адресата; реквизит «от кого» и «кому» с указанием должности; время передачи и приема телефонограммы; должности и фамилии передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.

Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли, – концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так:

– Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню.

Буду говорить о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы, не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.

2 вариант

Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты, укажите отличительные признаки этих стилей:

1) разговорному;

2) художественному;

3) газетно-публицистическому;

4) официально-деловому;

5) научному.

2002-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация призналась, что предсказывать катаклизмы не в ее силах. Если раньше аномальные погодные явления случались только в Африке и Австралии, то теперь никакой континент от них не застрахован.

Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Мечтал, но не успел...

В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акциям предприятия «Форум» и по акциям инвестиционного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 300 млн. руб.) были направлены на модернизацию предприятия, на приобретение нового оборудования и технологий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов акционерам будет временно приостановлена, так как вся прибыль предприятия «Форум» пойдет на развитие производства.

От земледельческих работ освобождала крестьян осень, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему – загадыванию загадок.

Г. Науменко.

Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля – Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Д. С. Лихачев.

Расписка

Настоящая расписка дана библиотеке школы № 12 в том, что мною, старостой 10 класса Петровой Еленой, получено для класса 20 (двадцать) экземпляров книг И. А. Бунина «Темные аллеи» сроком на 10 дней.

Е. Петрова.

Ответы:

1 вариант стили речи и текст 2 вариант

ТЕКСТ 1–3 ТЕКСТ 8–3

ТЕКСТ 2–5 ТЕКСТ 9–3

ТЕКСТ 3–4 ТЕКСТ 10-4

ТЕКСТ 4–5 ТЕКСТ 11-2

ТЕКСТ 5–2 ТЕКСТ 12-5

ТЕКСТ 6–3 ТЕКСТ 13-3

ТЕКСТ 7–2 ТЕКСТ 14-4

Условия выполнения заданий:

1) указать цифрами номер стиля,

2) выписать из текстов отличительные признаки стилей.

Критерии оценки :

«5» - указаны стили, названы 3 отличительные признака стиля, приведены примеры(допускается 1 ошибка).

«4» - указаны стили (1 ошибка), названы 3 отличительные признака стиля, приведены примеры (2 ошибки).

«3» - указаны стили (2 ошибки), названы 3 отличительные признака стиля, приведены примеры (4 ошибки).

«2» - допущено более ошибок.

Итоговый тест по русскому языку