План–конспект внеурочного занятия «Разговор с незнакомцем. Конспект внеурочного занятия Схема написания конспекта занятия по внеурочной деятельности

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему: "Вежливые слова. Просьба"

Описание работы: занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность "волшебных слов", детям предлагается проанализировать ситуации и выяснить, как нужно поступать вежливо; дети узнают и систематизируют знания о различии просьбы и приказа. Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО ; материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.
Годлевская Наталья Борисовна, студентка группы Ш-31 ГБОУ СПО "Ейский педагогический колледж"
Тип занятия: комбинированный.
Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.
Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия)

Ход занятия

Учитель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость кот Леопольд. Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации:
1) Денис сказал:
– Никита, дай карандаш, и побыстрее.
2) Саша попросил:
– Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.
Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая)
Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чём вам расскажет кот Леопольд.
Учитель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый?

Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный

Учитель: А где должны соблюдаться привила приличия? (везде) Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
Учитель: Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? (жесты, мимика, вежливые слова) Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

Учитель: Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Валентина Осеева "Волшебное слово"

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:
– Ка-кую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
– Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.


Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.


Учитель: Почему Павлику хотел убежать из дома?
Чем он был расстроен?
Какое волшебное слово старик сказал Павлику?
Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом)
Как помогло Павлику волшебное слово?
Почему Павлик захотел вернуться к старику?
Учитель: Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то. А что такое просьба?

Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

Учитель: Ребята, как можно выразить просьбу? (жесты, мимика, слова) Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить. (перед занятием учитель предупреждает двух ребят)
Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.
Учитель: С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами.
Учитель: А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами.
Учитель: Ребята, кот Леопольд приготовил для вас «Словарики вежливых слов». (Приложение 1) Дежурные раздайте по одному словарику каждому. Прочитайте вежливые слова про себя. Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика.


Учитель: Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д. с опорой на словарик вежливых слов.
Учитель: Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план.

План:
1. Обращение.
2. Просьба помочь.
3. Благодарность.

Учитель: В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что обязательно должно быть в просьбе? (волшебное слово) И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.
Учитель: Сейчас каждый выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её про себя, а затем озвучит её. Кто будет готов – поднимет руку. У вас есть 1 минута.
Учитель: Молодцы. А теперь послушайте отрывок, и определите, из какой он сказки.

Тогда девочка сказала ему строго:
-Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.


Учитель: Из какой сказки этот отрывок? Это отрывок из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Определите, просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино. Так что же использовала Мальвина, обращаясь к Буратино? (приказ) Какие она использовала слова? Чем отличается приказ от просьбы?
На слайд выводятся различия просьбы и приказа


Учитель: Прочитайте, как строятся приказ и просьба про себя. В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе? (Нет)
Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? (Строгой, повелительной интонацией.)
Просьба выполняется по желанию, а приказ? (Выполняется обязательно.)
Учитель: А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить? Исправьте слова Мальвины.
Учитель: Сейчас разыграем сценку. В сценке Мальвина будет использовать просьбу, а не приказ, а Буратино выполнит просьбу Мальвины.
Учитель: Увидеть разницу между просьбой и приказом поможет нам отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая».
Учитель: Кто произносил приказ? А кто просьбу?
Учитель: Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.
Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?».
Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.
Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись.
Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?
Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и, как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?
Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле?
Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате?
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие.
1. С чем сегодня познакомил вас кот Леопольд?
2. Как правильно составить просьбу?
3. Назовите вежливые слова.

Сценарий урока

Учитель начальных классов

Направление : внеурочная деятельность

Класс 4

Тема внеклассного мероприятия : «Формула здоровья»

Продолжительность занятия: 60 минут

Цель мероприятия :

формирование понятия “Здоровье”, поиск основных слагаемых формулы здоровья.

Задачи:

    Образовательные

    Дать определение понятию «Здоровье»

    Вывести формулу здоровья

    Развивающие

    Создать условия для развития внимания, логического мышления, наблюдательности; кругозора сообразительности, любознательности, коммуникативные умения

    Правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать

    Воспитательные:

    воспитывать стремление вести здоровый образ жизни, доброжелательность, умение работать в группе.

Задачи, планируемые на достижение метапредметных результатов:

    Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

    Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу занятия;

    Выполнять учебные действия в устной речи.

    Познавательные

Обучающиеся научатся:

    Извлекать из исторического текста нужную информацию

    Формулировать объект практической работы

    Строить логическую цепь рассуждений

    Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Обучающиеся получат возможность научиться:

    Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

    Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

    Принимать участие в работе группами

    Формулировать и аргументировать своё мнение

Задачи, направленные на достижение личностных результатов;

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

    Осознание ответственности за общее дело.

    Адекватное понимание причин успеха, неуспеха в деятельности.

    Интерес к изучаемому материалу.

Оборудование

1.Презентация Power Point

Необходимое оборудование и материалы для занятия:

    Компьютер учителя

    Приложение 1 «Исторический текст»

    Лист ватмана и карточки с режимом дня

    Карточки с названиями продуктов питания

    Чипсы, вафли, газированная вода для исследования

    Приготовленные витаминные напитки

    Приложение 2 игра «Чепуха»

    Инвентарь для спортивной игры

    Для рефлексии круги красного, зелёного и синего цветов

    Видеофильм «Формула здоровья»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 . Организационный момент. Создание эмоционального настроя

Сегодня на заседании круглого стола научной лаборатории школьного корабля «Юнга» собрались ученые-практики. Итак, вы настроились на работу? Поприветствуем друг друга улыбками.

Дети сидят вокруг стола

1 мин

2. Цель внеурочного занятия

Чтобы определить объект практической работы, вам предстоит восстановить пословицу и объяснить её смысл: Деньги потерял – ……. не потерял, время потерял – ……. потерял, здоровье потерял – ……потерял”.

Что же является самым важным в жизни человека?

(ЗДОРОВЬЕ) По вашему определению: «Здоровье – это что?»

Это слово, которое сегодня является объектом нашего практического исследования.

Посмотрите на цель и скажите, что будет самым главным на занятии?

Вывод : Правильно! Сегодня мы вспомним слагаемые здоровья и выведем формулу!

Дети работают сообща, восстанавливают пословицу и объясняют её смысл.

ЗДОРОВЬЕ

по-современному определению, – это состояние физического, психического, социального благополучия.

Дети отвечают:

ВЫВЕДЕНИЕ ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ

7 мин

3. Выведение слагаемых здоровья

Начинаем работу.

В нашу научную лабораторию попал исторический текст 18 – 19 века. В этом тексте говорится об одном слагаемом формулы. Внимательно изучите этот текст и скажите, о каком слагаемом формулы здесь говорится?

(личная гигиена)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (ИСТОРИЧЕСКИЙ ТЕКСТ)

Дети читают текст, обсуждают и делают вывод:

« Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению человека »

5 мин

У меня в руках карточки с ещё одним слагаемым формулы. Рассмотрите карточки, разложите в нужном порядке, наклейте на лист ватмана и назовите ещё одно слагаемое формулы.

(режим дня)

КАРТОЧКИ С РЕЖИМОМ ДНЯ

Дети на листочках вклеивают режимные моменты в распорядок дняи делают вывод: «Это слагаемое здоровья – режим дня »

Режим дня – это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека.

7 мин

Сейчас учёная группа находится в кафе – лаборатории. Вам задание: «Приготовить бутерброд, используя данные продукты питания»

Обязательно нужно учесть пользу для здоровья, а не вред.

(здоровое питание)

КАРТОЧКИ СО ВСЕВОЗМОЖНЫМИ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ

Давайте исследуем некоторые продукты на наличие опасных добавок. У каждой ученой группы есть свой продукт для исследования. Найдите на упаковке состав и определите, есть ли в нем опасные добавки. Каждому ученому я предоставлю таблицы вредных пищевых добавок, сверяйте маркировки по ней.

Здоровое питание – это ещё и витамины.

В каком виде мы можем употреблять витамины?

(Ребята приготовили витаминные напитки, угостите всех)

Из предложенного списка продуктов дети выбирают только те продукты, которые полезны, а вредные оставляют, делают вывод о здоровом питании

Дети работают в группах, исследуя продукты на наличие вредных добавок: чипсы, сухарики, вафли.

Дети называют вредные добавки, входящие в состав предложенных продуктов.

10 мин

Ответы детей о витаминах

(таблетки, сироп – по назначению врача)

Ягоды, травы

(варенье, отвары, компоты, ягодные морсы)

Дети угощают всех витаминным напитком

Расшифруйте ещё одно слагаемое формулы здоровья. Соберите по порядку буквы и вы получите составляющую формулы (Х,М,Е,С)

(смехотерапия)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ИГРА «ЧЕПУХА»

Дети разгадывают слово и играют в игру «Чепуха»

При работе над проектом «Береги здоровье смолоду» у каждого из вас было задание: Взять интервью у родителей, учителей и спросить, «Что для них значит выражение «Здоровая семья»?

Отчитайтесь, пожалуйста, о результатах своей работы

(здоровая семья)

Ребята заранее берут интервью у родителей, учителей (вопрос о здоровой семье, что это значит?)

5 мин

Будем вместе мы играть Бегать, прыгать и скакать Чтобы было веселее начинай игру скорее.

Мы с вами на городскую программу «Азбука здоровья» готовили спортивную игру. Мне бы очень хотелось, чтобы мы её показали! Но, сначала определим последнее слагаемое формулы здоровья.

(спортивные игры)

Дети определяют последнее слагаемое формулы здоровья и затем показывают игру

(в хореографическом зале)

10 мин

4. Рефлексия

Вот и подошло к концу наше мероприятие.

Что было нашей целью?

Какие слагаемые здоровья мы с вами определили?

А какие выводы вы для себя сегодня сделали?

Надеюсь, в вашей жизни найдется место для всех компонентов здоровья.

А значит, на ваших лицах будет сиять счастливая улыбка здорового человека.

Вот вам добрый совет,
В котором спрятан секрет
Как здоровье сохранить:
Научитесь здоровье ценить!

Задумайтесь о своём отношении к своему здоровью. Давайте выразим в цвете, как вы теперь будете относиться к своему здоровью.

Красный – Я буду стараться придерживаться слагаемым формулы здоровья

Зелёный – Я не уверен в своём выборе.

Голубой – Я так же равнодушен к своему здоровью.

Дети отвечают:

«Определить слагаемые здоровья».

Ребята берут соответствующего цвета круг и прикрепляют на доску

5 мин

Итогом нашей совместной работы стал видеофильм «Формула здоровья», который я в заключении предлагаю посмотреть.

Совместный просмотр видеофильма

4 мин

Направление развития личности : социальное

Тема занятия:

Посмотрю на себя другими глазами.

Занятие разработано для 2 класса.

Разработала: учитель начальных классов

Плотникова Ирина Владимировна

Абакан, 2014

Занятие курса «Учимся договариваться»

Тема: Посмотрю на себя другими глазами.

Цель : Формирование умения находить положительные стороны в разных ситуациях, находить положительные черты в себе и других, смотреть на себя со стороны.

Планируемые результаты:

    Развитие умения сотрудничать, высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других.

    Развитие доброжелательного отношения к другим людям, умения сопереживать.

    Формирование способности к самоконтролю своих действий, соблюдать правила игры.

    Формирование у детей умения относиться с пониманием к эмоциональному миру человека.

Формирование УУД:

    Познавательные:

Устанавливать причинно-следственные связи;

Приводить доказательство своего мнения;

2. Регулятивные:

Определять цель;

Составлять план действий;

Осуществлять контроль своей деятельности (соблюдение правил игры); оценивать процесс и результат деятельности;

3. Коммуникативные:

Осуществлять учебное сотрудничество;

Умение выражать свои мысли, формулировать высказывание;

4. Личностные:

Проявление доброжелательности, эмпатии к окружающим;

Умение устанавливать отношения с окружающими, общаться.

Материально-техническое обеспечение : проектор, презентация PowerPoint , очки с разными прорезями (сердце и треугольник), шкатулка, личные вещи детей, карточки с этапами плана, памятка для рефлексии.

Ход занятия.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивационный этап.

Ребята, сегодня на нашем занятии будет очень интересная тема для нашего исследования. Мы сегодня будем учиться смотреть на себя со стороны, другими глазами. Но, чтобы это получилось, настроимся и поиграем в нашу традиционную игру «комплимент».

Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки и закроем глаза. (Звучит негромкая музыка)

Подумайте, как вы можете похвалить своего соседа справа.

Игра «комплимент».
Начиная с соседа, справа, по цепочке говорим комплимент. Обязательно подумайте над тем, за что вы можете похвалить своего товарища.

Вопросы после игры:

Что вы чувствовали, когда вам говорили комплимент?

Что вы чувствовали, когда вы сами хвалили?

Какое настроение у вас возникло?

Дети с учителем располагаются на диване. Настраиваются на доброжелательное отношение друг к другу.

Мысленно планируют, какие слова будут говорить своему соседу.

Все становятся в кружок на ковре, берутся за руки. Каждый ребенок, поворачиваясь к соседу справа, говорит комплимент. Старается объективно похвалить своего товарища.

Ребята поворачиваются друг к другу лицом и высказывают комплимент с улыбкой на лице.

Дети высказывают свое мнение.(Необходимо привести ребят к мысли, что приятно не только получать похвалу, но и других хвалить)

Хорошее, веселое

    Основной этап занятия.

1.Объявление темы занятия:

Мы сегодня с вами поговорим о наших чувствах в разных ситуациях.

Бывало в вашей жизни, что из-за плохого настроения казалось, что все плохо и ничего не получается?

Всегда ли все так плохо, или это нам только кажется?

2. Мы сейчас поиграем в игру и нам помогут «волшебные предметы».

Если человек надевает очки в виде сердца, он начинает любить всех, хвалить, находить что-то хорошее в любой ситуации. А вот такие очки, наоборот заставляют человека видеть в любой ситуации только плохое, сердиться.

Учитель достает «волшебные» очки из шкатулки. На слайде появляются картинки, с изображением разных ситуаций.

Менялась ли картинка?

А что менялось?

Почему вы по разному описывали ее?

Потому что, вы заранее к этой ситуации как-то относились.

Так же можно и к человеку относиться.

Как легче и веселее жить: видя во всем хорошее или плохое?

Можно ли научиться в любых ситуациях видеть хорошее?

Будем учиться: Изменять свое отношение к ситуации, человеку.

    Начнем с самих себя.

На одном из занятий прозвучало, что другого человека трудно похвалить.

А себя легко?

Сейчас мы поиграем в необычные фанты. У меня в мешочке ваши вещи и они сейчас будут про вас рассказывать.

Но прежде, чем начнем, давайте подумаем, как мы будем говорить.

Планирование построения высказывания.

А теперь начнем играть!

Учитель из шкатулки вынимает предметы, принадлежащие детям, а дети от имени предметов, рассказывают о себе.

После игры небольшая беседа по итогам:

Какой вывод можно сделать для себя из этого занятия?

- правило для жизни: нужно уметь находить хорошее в разных ситуациях.

Все садятся на коврик кружком.

Дети высказывают свои мнения, опираясь на личный опыт, вспоминают истории из жизни. Вспоминают и анализируют жизненные ситуации

Ребята выбирают и примеряют разные очки и формулируют свои высказывания в зависимости от картинки, которая появляется на слайде.

Дети обсуждают увиденное на картинках, сравнивают и анализируют разные чувства, которые они описывали, надевая разные очки, делают выводы.

Картинка не менялась, но изменялось наше отношение к изображению.

Дети переходят на стульчики в круг.

Трудно найти за что похвалить и себя, и другого.

Дети расставляют карточки с этапами плана на доске:

    Чувствую, думаю, формулирую свою мысль.

    Высказывают свое мнение.

    Оцениваю себя

    Слушаю других

Дети берут в руки предметы и от имени предмета, про себя как бы со стороны коротко высказываются.

Было трудно себя похвалить;

Трудно не повторяться за товарищами;

Было интересно

Весело и т.д.

3.Итог занятия

Подходит к концу наше занятие. Я хочу вам предложить высказать свои чувства и мысли по окончанию нашего занятия по плану (на слайде):

Мне было трудно

Мне было полезно

Мне было интересно

Я почувствовал

У меня осталось настроение

Если останется время, то предлагается детям еще одна игра.

В конце занятия я хочу предложить вам поиграть еще в одну веселую игру, которая поможет нам сохранить хорошее настроение. (Можно пригласить гостей)

Дождик

Ой, вот и дождь пошел. 1 капелька (указательным пальцем правой руки хлопаем по ладошке левой руки), 2 капельки (два пальчика), 3 капельки - звук дождя нарастает, 4 капельки, 5 капелек, сильный дождь, ливень (аплодисменты). Но вот ветер разогнал тучи, сквозь них выглянуло солнышко, дождик стихает, 4 капельки, 3 капельки, 2 капельки, 1 капелька, закончился дождь!

Заканчиваем аплодисментами.

Предварительно ребята задумываются и планируют, что они будут говорить.

Дети зажали кулачки и открывая по одному пальчику высказываются по желанию.

Дети выполняют разминку, которая заканчивается аплодисментами.

Приложение 1.

Иллюстрации для презентации.

Система внеурочных занятий на развитие культуры общения младших школьников «Искусство общения»

Вдовина Евгения Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №13 г. Волжского Волгоградской области.
Данный материал предназначен для учителей начальных классов. Систему внеурочных занятий можно апробировать на 1-2 классах, где учащиеся показывают слабый уровень развития культуры общения. Занятия целесообразно проводить в рамках клуба «Искусство общения» один раз в неделю во внеурочное время. Длительность каждого занятия: 25-40 минут, в зависимости от возраста детей.
Система внеурочных занятий с использованием игровых технологий направлена на повышение уровня развития культуры общения младших школьников по следующим направлениям:
- умение вежливо входить в контакт и выходить из него;
- умение вести диалог и участвовать в свободной беседе;
- умение высказывать похвалу и делать комплименты;
- умение оказывать поддержку нуждающимся людям;
- умение слушать и слышать других;
- умение быть внимательным к самому себе и окружающим;
- умение понимать чувство и настроение других;
- умение сотрудничать с окружающими, работать в команде.
Цель: создание условий для освоения обучающимися этикетных норм общения (как надо? как принято?), правил и приемов эффективного общения (как лучше? как эффективней?).
Задачи:
- сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимании причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;
- научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное повеление собеседника;
- сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
- вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
- обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.


Тема: «Давайте знакомиться!».
Цели:
1. Обучить детей вежливому знакомству с новыми людьми.
2. Научить детей рассказывать о себе.
3. Развивать навыки речевого общения.
Оборудование: карточка с темой занятия, карточки с правилами знакомства, дерево рефлексии, бумажные красные и зеленые яблоки.
Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы настроиться на работу, я подарю вам свою улыбку и передам своё хорошее настроение, а вы улыбнитесь мне и друг другу, подарите своим одноклассникам хорошее настроение.
- Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
- Сегодня мы проведем первое внеурочное занятие в рамках клуба «Искусство общения». Наше сегодняшнее занятие называется «Давайте знакомиться!».
(Тема занятия открывается на доске)
- Ребята, вам приходилось когда-нибудь знакомиться? (Да)
- Расскажите, когда и с кем вы знакомились.
- О чем вы говорили с новым знакомым?
- Что вы чувствовали при знакомстве с новым человеком?
- Приходилось ли вам чувствовать неловкость при знакомстве?
- Были ли ситуации, когда вы не знали, о чем спросить нового знакомого, как узнать его поближе?
- Сегодня на занятии вы научитесь вежливо знакомиться новыми людьми, рассказывать о себе, вести диалог с новым знакомым.
2. Работа по теме занятия.
а) Беседа.
- Как известно, первое впечатление, которое вы произведёте на нового знакомого, нередко определяет судьбу дальнейшего общения. Поэтому правила знакомства существовали у всех народов во все времена. И многие из древних традиций знакомства нашли своё место в современном этикете. Однако ритуал знакомства в древности был слишком сложной процедурой. Сегодня правила знакомства намного проще.
- Что нужно сделать прежде всего при знакомстве? (Представиться)
- Верно. Любое знакомство начинается с представления. Следует назвать свое имя, и если этого требует ситуация, отчество или фамилию.
- Чем чаще всего при знакомстве люди обмениваются? (Рукопожатием или поклоном).
- Как вы думаете, произведете вы хорошее впечатление на нового знакомого, если будете хмурыми, недоброжелательными? (Нет)
- А как следует держаться при знакомстве? (Непринужденно, улыбаться и стараться смотреть в лицо тому, кому представляетесь или кто представляется вам)
- Случалось ли вам знакомить людей друг с другом? (Да)
- Что вы при этом говорили?
- В ситуациях, когда вам надо познакомить людей, надо подвести знакомящихся друг к другу и назвать их имена. По правилам этикета, вы не должны заставлять гостей представляться друг другу самостоятельно.
- Какие вежливые слова говорят после представления? (Очень приятно, рад знакомству, приятно познакомиться)
- Далее, согласно этикету, представленным друг другу людям необходимо обменяться хотя бы несколькими предложениями. Проявляйте интерес к личности человека, с которым только что познакомились. Слушайте его и вызывайте на разговор. Вам так же следует рассказать немного о себе, если собеседник поинтересуется. При разговоре чаще называйте по имени нового знакомого, это позволяет расположить его к вам.
- Это были основные правила знакомства. Давайте еще раз кратко их перечислим.
1) Представиться по имени и обменяться рукопожатием или поклоном.
2) Использовать вежливые слова: очень приятно, рад знакомству, приятно познакомиться.
3) Обменяться с новым знаком несколькими предложениями.
4) Интересоваться личностью собеседника, внимательно слушать.
5) Рассказать о себе, если собеседник попросит.
6) Улыбаться, смотреть в глаза собеседнику, чаще называть его по имени.
(Карточки с правилами на доске)
б) Игра «Вымышленное знакомство».
- Итак, основные правила знакомства вы запомнили. Но эти правила действуют только в привычных, обыденных условиях. А если предстоит невероятное знакомство и нужно преодолеть языковой барьер? Как тогда вести себя?
- Поиграем в игру «Вымышленное знакомство». Вам требуется инсценировать знакомство:
космонавтов с инопланетянами;
охотников со снежным человеком;
нового владельца замка с обитающими в нем привидениями;
моряка, выброшенного после кораблекрушения на берег, с племенем людоедов.
- Чему вас научила эта игра? (Располагать к себе собеседника, производить хорошее впечатление)
в) Игра «Интервью».
- При знакомстве очень важно уметь красноречиво рассказывать о себе. Это и создает о себе хорошее впечатление. Чтобы отработать этот навык, сыграем в игру «Интервью».
Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае педагог роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».
- Какие навыки вы приобрели в процессе этой игры? (Рассказывать о себе, производить хорошее впечатление)
3. Итог занятия, рефлексия.
- Итак, какая была тема занятия?
- Почему очень важно соблюдать правила знакомства?
- Какие правила знакомства вы запомнили?
- Чему вас научили игры «Вымышленное знакомство» и «Интервью»?
- Какие у вас впечатления остались после нашего занятия?
- Посмотрите на доску. Это дерево рефлексии. Если вы считаете, что вы научились знакомиться, наклейте на дерево зеленое яблоко. Если думаете, что вам еще следует потренироваться в знакомстве с новыми людьми, приклейте красное яблоко. Яблочки возьмите на первой парте.
- Какое красивое дерево у нас получилось!
- Спасибо вам за занятия, вы все молодцы!

План - конспект внеурочного занятия
Тема: «Встреча с другом».
Цели:
1. Научить детей поддерживать разговор при встрече со знакомыми.
2. Формировать доброжелательное отношение к людям.
3. Научить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.
Оборудование: карточка с темой занятия, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент, постановка темы занятия.
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
- Ребята, какая главная мысль этого стихотворения? (При встрече нужно здороваться, желать доброго утра, дня и т.д., это заряжает хорошим настроением обоих собеседников на весь день)
- Сегодня мы проведем еще одно занятие в рамках клуба «Искусство общения». Тема занятия: «Встреча с другом». (Тема занятия открывается на доске)
- На этом занятии вы научитесь использовать вежливые слова при встрече со знакомыми, поддерживать разговор и правильно вежливо выходить из контакта.
2. Работа по теме занятия.
а) Беседа.
- Вспомните, когда вы случайно встретите друга, родственника или знакомого, как вы ведете себя? О чем говорите с ним?
- Как вы думаете, существуют ли правила этикета при встрече со знакомым? (Да)
- Что первым делом нужно сделать, если вы увидели знакомого человека? (Поздороваться)
- Какие слова приветствия вы знаете? (Привет, здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер)
- Вместе со словами приветствия рекомендуется обращаться к собеседнику по имени. Например: Привет, Ира! Здравствуйте, Людмила Ивановна!
- Какие жесты приветствия совершают люди при встрече? (Обмениваются рукопожатием или поклоном)
- А как следует вести себя, если вы увидели знакомого издалека? (Если вы заметили знакомого вдалеке и если заметили вас, следует поприветствовать знакомого кивком головы, взмахом руки, улыбкой, поклоном. Не следует кричать во весь голос.)

Если вы увидели знакомого, который приближается к вам, не нужно кричать "Здравствуйте!" издалека. Необходимо дождаться, когда расстояние сократится до нескольких шагов.
- Представьте, что вы заходите в комнату, где много людей. Вы будете здороваться с каждым в отдельности или со всеми в общем? (Со всеми в общем, следует сказать «Здравствуйте!» всем присутствующим)
- При встрече с другом или знакомым очень важно умение поддержать разговор. О чем можно спросить своего собеседника?
б) Игра «О чем спросить?».
- Для развития умения поддержать разговор проведем игру «О чем спросить?». Сядьте, пожалуйста, в круг.
У педагога - эстафета (мяч). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков - сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает («Как живёте?» - «Хорошо». «Как идут дела?» - «Нормально». «Что нового?» - «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.
- Чему вас научила эта игра? (Поддерживать разговор при встрече)
в) Игра «Передай настроение».
- А как вы думаете, с каким настроением вы должны общаться со знакомым? Какие эмоции ему следует передавать?
- Очень важно общаться с хорошим настроением, улыбаться, искренне интересоваться собеседником, передавать ему положительные эмоции, чтобы он с радостью вспоминал впоследствии вашу встречу. Чтобы научиться этому, нужно поиграть в игру «Передай настроение».
Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Педагог «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (первый круг - веселое, второй круг - тоскливое). Дети, передав настроение воспитателя по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, взрослый ему помогает. Действие детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить настроение.
- Какое же настроение передать проще? (Веселое, хорошее)
- Какие эмоции у вас вызвала эта игра?
г) Игра «До скорой встречи».
- Представьте, что вы уже обменялись парой предложений с другом, и вам пора идти. Что следует сделать в этой ситуации? (Выйти из контакта, вежливо попрощаться)
- Какие слова используются при выходе из контакта? (Пока, до скорой встречи, рад был увидеться, до свидания, всего хорошего, счастливо и т.д.)
- Проведем игру «Прощай».
Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.
- Какой навык вы приобрели в процессе этой игры? (Выходить из контакта, вежливо прощаться)
3. Итог занятия, рефлексия.
- Какие правила нужно соблюдать при встрече со знакомым?
- А как вести себя не стоит?

- Поднимите руки те, кто считает, что усвоил все правила.
- Поднимите руки те, кто думает, что еще нужно самостоятельно изучить правила и потренироваться.

План - конспект внеурочного занятия
Тема: «Поговорим?»
Цели:
1. Развивать навыки поддержки беседы.
2. Развивать внимание к собственной речи и речи собеседника.
3. Сформировать у детей умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения.
Оборудование: карточка с темой занятия, мяч, картинки-смайлики.
Ход занятия
1. Организационный момент, постановка темы занятия.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Это занятие мы проведем вместе. Пусть вам оно принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
- Посмотрите на доску. Это русские пословицы.
Для беседы всякий повод хорош.
Колокольный звон не молитва, крик не беседа.
Красно поле пшеном, а беседа умом.
Беседовать хорошо тогда, когда есть что сказать.
- О чем эти пословицы? (О беседе)
- Пословицы я подобрала не случайно. Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
- Наше занятие называется «Поговорим?».
Тема занятия на доске.
- Предположите, чему вы можете научиться на занятии с таким названием?
- Вы научитесь вести беседу (или диалог) в зависимости от ситуации и участников беседы.
2. Работа по теме занятия.
а) Беседа.
- Человеческое общение подчиняется определенным правилам, зачастую неписаным. Раньше ведение беседы было целым искусством, но сейчас многие забывают об основных правилах ведения разговора. Поговорим о некоторых из них.
- Начнем с самого начала. Если вы начинаете разговор первым, осторожно выбирайте тему: она должна быть интересной для всех (или хотя бы для большинства) присутствующих.
- На какие темы уместно говорить с другом? С малознакомым человеком? Со взрослым? С учителем?
- На какие темы неуместно говорить с другом? С малознакомым человеком? Со взрослым? С учителем?
- Должен ли выбор темы беседы основываться на настроении собеседника? (Да)
- Приведите примеры.
- Послушайте очень важные правила ведения беседы.
1. Когда к вам обращаются с вопросом, не отвечайте односложно (скажем, просто «да» или «нет»). Такие ответы зачастую отбивают у людей всякое желание вести беседу, так как демонстрируют отсутствие интереса с вашей стороны (даже если на самом деле это смущение или усталость). Даже если вам нечего ответить на вопрос, кроме «да» или «нет», постарайтесь немного расширить ответ, чтобы он звучал не так отрывисто.
2. Правильное ведение беседы требует умения не только говорить, но и слушать. В разговоре принимают участие несколько людей, а это значит, что возможность высказаться должна быть у каждого.
б) Игра «Вопрос - ответ».
- Чтобы закрепить эти правила на практике, поиграем в игру «Вопрос-ответ», чтобы научиться вести беседу в определенной ситуации.
Ситуации:
разговор с другом, который сегодня в школе получил двойку;
разговор с человеком, который вчера с вами познакомился;
разговор с мамой после родительского собрания;
разговор с учителем после его похвалы;
разговор с родственником на празднике.
Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос в зависимости от ситуации и т.д. («Какое у тебя настроение?» - «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» - «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» - «Ловишки» и т.д.).
- Чему вас научила эта игра? (Вести беседу в зависимости от ситцации и участников беседы)
- Понравилась ли вам игра?
в) Игра «Кем ты хочешь стать?».
Играют педагог и дети. Педагог начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать... (волшебником, вол­ком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо при­чинам признаться.
Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.
На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять педагог.
- Какие впечатления остались у вас после этой игры?
3. Итог занятия, рефлексия.
- Какая была тема нашего занятия?
- Какие правила нужно соблюдать при ведении беседы?
- От чего зависит выбор темы?
- Чему вы научились на этом занятии?
- Какое настроение у вас осталось после игр?
- У каждого из вас на парте лежат 2 смайлика: грустный и веселый. Если вы считаете, что усвоили правила ведения беседы, научились поддерживать разговор, то прикрепите на доску веселый смайлик. Если вы считаете, что занятие не принесло для вас пользы, прикрепите грустный смайлик.
- Посмотрите, сколько веселых смайликов у нас на доске! Я желаю вам, чтобы вы всегда были в хорошем настроении, и никогда не грустили.
- Спасибо за занятие!

План - конспект внеурочного занятия
Тема: «Похвали меня».
Цели:
1. Научить детей выражать свои положительные эмоции по поводу работ других детей.
2. Развивать умение делать комплименты.
3. Воспитывать доброжелательность и эмпатию.
Оборудование: карточка с темой занятия, фишки, мяч, нарисованный на ватмане цветок.
Ход занятия
1. Организационный момент, постановка темы занятия.
- Здравствуйте, ребята! На ваших столах лежат волшебные коробочки, в них вы увидите самых умных, сообразительных, самых находчивых детей. Откройте потихоньку эти коробочки. Кто же эти дети? (общая фотография учащихся) Давайте улыбнемся друг другу и скажем громко и уверенно: «Мы самые лучшие дети на свете!» С таким приподнятым настроением мы начнем наше занятие.
- Когда я сказала, что вы самые умные и сообразительные, что я таким образом сделала для вас? (Похвалила, сделала комплимент)
- Догадайтесь, какая будет тема нашего занятия? («Похвали меня»)
Тема занятия на доске.
- Сегодня на очередном занятии клуба «Искусство общения» вы научитесь делать и принимать комплименты.
2. Работа по теме занятия.
а) Беседа.
- Вспомните, кто в последний раз делал вам комплимент? За что именно хвалили? Какие чувства вы при этом испытывали?
- Комплименты несомненно вызывают положительные эмоции. Когда нас хвалят, у нас поднимается самооценка.
- А кого и за что в последний раз хвалили вы?
- Восхвалять собеседника – древнее искусство. На Востоке до сих пор невозможно представить общение между партнёрами, коллегами, родственниками и просто знакомыми без красивых фраз и комплиментов. История многих народов говорит нам о том, что умение говорить комплименты дамам, кавалерам, королям часто решало судьбы не только нескольких человек, но и целых стран.
- Как вы думаете, с какой целью люди делают комплименты?
- Целью комплимента может быть всё, что угодно: стремление вызвать симпатию, укрепить репутацию, повлиять на ситуацию и даже манипуляция. Часто комплименты делают для того, чтобы собеседник продолжал делать что-либо в нужном направлении. Например, если ученик стал более старательным в выполнении домашних заданий, следует похвалить его, чтобы он продолжал в том же духе. Важно, чтобы комплимент был сделан в нужное время и заслуженно.
- Комплименты можно делать относительно внешности человека. Например: Ира, ты сегодня хорошо выглядишь. Так же комплименты могут касаться ума. Например: Леша, ты такой сообразительный! Я бы никогда не додумалась до этого. Можно делать комплименты по поводу личностных качеств человека. Например: Катя, ты очень добрая и отзывчивая. Либо по поводу достижений: Анна Витальевна, вы прекрасно справились с заданием.
- Как вы думаете, с каким настроением нужно делать комплименты? (С хорошим, воодушевленным, говорить искренне)
б) Игра «Похвали меня».
- Потренируемся делать и принимать комплименты. Сейчас мы поиграем в игру «Похвали меня».
Детям предлагается нарисовать рисунок на свободную тему по замыслу.
После того, как дети нарисуют рисунки, они делятся на пары и меняются рисунками. Теперь им нужно внимательно рассмотреть рисунок своей пары, найти в нем то, что особенно нравиться и рассказать об этом. Смысл этого задания – так рассказать о рисунке, чтобы тому, кто его рисовал, было приятно.
Каждая пара выступает по очереди, остальные дети слушают рассказы друг друга. У каждого ребенка в руках по фишке, и ее можно отдать только одному рассказчику, тому, кто больше всех понравился (То есть лучше всех, по мнению ребенка, сумел похвалить автора рисунка.). Затем выбирается победитель после подсчета фишек.
- Почему именно…собрал больше всех фишек?
- Какие приему он(а) использовал, чтобы человеку было приятно?
- Чему вас научила эта игра?
- Как нужно принимать комплименты? (Говорить «Спасибо», можно делать ответный комплимент)
в) Игра «Комплименты».
- Потренируемся еще раз. Проведем игру. Для этого вам нужно встать в круг.
Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
- Какие еще слова благодарности вы использовали в игре?
- Какие умения вы приобрели?
3. Итог занятия, рефлексия.
- Какая была тема нашего занятия?
- Как правильно делать комплименты?
- Чему вы научились на этом занятии?
- На доске плакат, на нем изображен цветок. Подойдите и подпишите на лепестках, какие эмоции вы испытывали на этом занятии, что у вас получалось, какие умения вы приобрели.
Вслух зачитываются надписи.
- Спасибо за занятие, вы молодцы!

План - конспект внеурочного занятия
Тема: «Зайку бросила хозяйка».
Цели:
1. Научить детей проявлять сочувствие.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: карточка с темой занятия, повязки для глаз, карточки настроения.
Ход занятия
1. Организационный момент, постановка темы занятия.
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы проведем еще одно занятие в рамках клуба «Искусство общения».
- Как ваше настроение? Готовы к занятию?
- К нам сегодня пришел гость. Будьте очень чутки с ним, он расстроен.
Появляется игровой персонаж Зайка (один из учеников), который плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его бросила хозяйка.
- Ребята, наше занятие называется «Зайку бросила хозяйка». И вы научитесь на этом занятии проявлять сочувствие и поддержку.
Тема занятия на доске.
2. Работа по теме занятия.
а) Беседа.
- Как можно помочь Зайке? (Пожалеть его, приободрить, поддержать)
- К сожалению, в жизни случаются печальные события. Когда с кем-то из знакомых происходят неприятности или кто-то находится в горе, хочется выразить сочувствие, помочь человеку не сломаться, поддержать его в трудную минуту. Но не все умеют и знают, какие слова подобрать для выражения своих чувств, уместно ли это будет и т.д.
- Как нужно выражать сочувствие? (Искренне, от сердца, короткими фразами)
- Если у вашего знакомого случилась беда, выразите готовность помочь ему. Спросите, чем вы можете ему помочь, и сделайте все возможное. Переключайте внимание человека на положительные связи с событием. В разговоре акцентируйте светлые моменты прошлого. Говоря о будущем, старайтесь поддержать уверенность человека в собственных силах. Закрепляйте те моменты, когда человек успокаивается. Чаще фокусируйте его внимание на них. Попробуйте уговорить его пойти куда-нибудь вместе. Это поможет отвлечься от неприятных мыслей.
б) Игра «Пожалей зайку».
- Вы услышали от меня некоторые рекомендации по выражению сочувствия. Поиграем в игру. Сядьте в круг. В центре круга оставьте место для Зайки.
- Вам по очереди нужно сказать по одному предложению, чтобы поддержать Зайку. Помните о рекомендациях.
- Как вы считаете, у кого лучше всех получилось ободрить Зайку?
- Почему? Какие приемы он(а) использовал(а)?
- Сформулируйте еще раз рекомендации по выражению сочувствия.
в) Игра «Старички».
- Моральную поддержку требуется оказывать всем людям, кто в этом нуждается. Сейчас мы поиграем еще в одну игру «Бабушка».
Дети разбиваются на две команды - бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза - они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно от­вести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина. Несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков - не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.
- Справились бы старички без помощников? (Нет)
- Чему вас научила эта игра? (Поддерживать человека в трудной ситуации, помогать)
3. Итог занятия, рефлексия.
- Какая была тема нашего занятия?
- Почему важно поддерживать человека в трудной ситуации?
- Как нужно выражать сочувствие?
- Чему вы научились на этом занятии?
- Что вам понравилось на этом занятии?
- Где и когда вам могут пригодиться полученные знания и умения?
- На доске вы видите карточки со словами. Эти слова передают ваше состояние после урока. Поставьте галочку только на одной карточке, которая наиболее точно описывает ваше состояние.
Раздражительность
Нервозность
Радость
Злость
Равнодушие
Скука
Покой
Уверенность
Воодушевленность
Неуверенность
Наслаждение
- Спасибо за занятие, до скорой встречи!

План - конспект внеурочного занятия
Тема: «Мы-команда».
Цели:
1. Обучить умению договариваться.
2. Способствовать развитию сотрудничества.
3. Воспитывать желание уважать чужую работу, пространство.
Оборудование: карточка с темой занятия, цветные фломастеры, ватман
Ход занятия
1. Организационный момент, постановка темы занятия.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем последнее занятие в рамках клуба «Искусство общения». Вспомните, чему вы научились на занятиях этого клуба?
- Сегодняшнее занятие называется «Мы-команда». Как вы думаете, чему вы можете научиться на занятии с таким названием? (Работать в команде, договариваться, сотрудничать)
Тема занятия на доске.
2. Работа по теме занятия.
а) Игра «Рисуем вместе».
- Сейчас мы будем рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один фломастер, но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом фломастерами.
Рисование проводится на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Педагог наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.
- Посмотрите, какой красивый рисунок у вас получился! Чему вы только что научились? (Договариваться, сотрудничать в команде)
б) Игра «Живая картина».
- А теперь поиграем в игру «Живая картина».
Выбирается водящий игры. Остальные так, чтобы водящий не слышал, договариваются, что они все вместе будут показывать. Дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».