Когда погиб лех качиньский. Лех Александер Качиньский

Лех Александер Качиньский родился 18 июня 1949г. в Варшаве. Окончил юридический факультет Варшавского и Гданьского университетов.
В 1971-1997 гг. - научный сотрудник Гданьского университета.

В 1977 г. начал политическую карьеру в Комитете защиты рабочих (предшественник профсоюза "Солидарность"), соратник Леха Валенсы.

В 1980 г. - делегат 1-го съезда "Солидарности".

В августе 1980 г. принимал активное участие в забастовочном движении в Гданьске.

В 1983-1984 гг.руководил одной из комиссий "Солидарности", затем являлся представителем этого профсоюза в Гданьске.

В 1988 г. стал секретарем Всепольской комиссии "Солидарности", в 1989 г. - членом президиума этой комиссии, в 1990 году - первым заместителем председателя.

В 1989 г. Лех Качиньский был избран в сенат, а в 1991 г. в сейм.

В 1991 г. возглавил Бюро национальной безопасности в канцелярии президента Польши.

В 1992 г. возглавил Центральную аудиторскую комиссию (до 1995г).

В 1990-х гг. - один из лидеров партии Соглашение центристских сил.

В 2000-2001 гг. занимал пост министра юстиции в правительстве Ежи Бузека.

Весной 2001 г. совместно с братом Ярославом создал политическую партию "Закон и справедливость" (ЗиС), которая в том же году получила на парламентских выборах 9,5% голосов избирателей.

В 2001 г. избран председателем этой партии, однако в 2003 г. на этом посту его сменил Ярослав Качиньский.

С 2002 г. являлся президентом (мэром) Варшавы.

В марте 2005 г. Лех Качиньский официально объявил о своем намерении баллотироваться на пост президента Польши. Предполагалось, что в случае победы ЗиС на парламентских выборах Ярослав станет премьер-министром. Позднее Ярослав заявил о том, что займет пост главы правительства Польши только в том случае, если Лех не будет избран президентом.

После президентских выборов 2005 года критики отмечали, что Польша фактически оказалась под руководством близнецов Качиньских: Лех возглавил государство, а Ярослав как лидер доминирующей партии в сейме мог контролировать законодательную власть и правительство. Позднее, 14 июля 2006 года, президент назначил Ярослава Качиньского премьер-министром. К этому времени наблюдатели отметили значительную напряженность в отношениях Польши с западными партнерами по ЕС. В то же время Польша выступала как преданный союзник США и считалась наиболее вероятным местом размещения американской базы противоракетной обороны. Оказались оправданными и прогнозы об ухудшении польско-российских отношений. 15 ноября 2006 года Качиньский предложил ЕС ввести санкции против России в том случае, если Москва откажется снять запрет на ввоз польского мяса и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, Польша наложила вето на начало переговоров о сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией, которые должны были начаться на саммите Россия-ЕС 24 ноября. В результате переговоры так и не были запущены.

В июле 2007 года Польша столкнулась с политическим кризисом. По настоянию брата Ярослава Лех Качиньский отправил в отставку вице-премьера и министра сельского хозяйства Анджея Леппера (Andrzej Lepper), который якобы был причастен к коррупционному скандалу. Леппер свою вину категорически отрицал. Хотя он пообещал оставить возглавляемую им партию "Самооборона" (Samoobrona) в составе правительственной коалиции, скандал получил дальнейшее развитие, когда СМИ опубликовали сообщения о том, что отставка вице-премьера стала результатом провокации со стороны Ярослава Качиньского.

В октябре 2007 года в Польше состоялись досрочные парламентские выборы, на которых PiS набрала 32,11 процента голосов избирателей и уступила победу "Гражданской платформе" Туска. По мнению экспертов, Туск должен был сменить Ярослава Качиньского на посту главы правительства. 5 ноября 2007 года Ярослав ушел в отставку, и Леху предстояло оставшиеся три года президентского срока руководить страной без поддержки брата-премьера.

10 апреля 2010 поступило сообщение, что самолет, на котором находился Качиньский, разбился . По предварительным данным, самолет, принадлежавший польским ВВС, разбился при заходе на посадку под Смоленском. По данным начальника управления информации МЧС России Ирины Андриановой, катастрофа произошла в 10:56 по московскому времени. Предположительно, самолет задел дерево, выполняя снижение.

Лех Качиньский (польск. Lech Aleksander Kaczyński ; 18 июня 1949, Варшава, Польша - 10 апреля 2010, Смоленская область, Россия) - президент Польши (2005-2010), мэр Варшавы (2002-2005), один из лидеров партии «Право и справедливость».
Качиньский родился в Варшаве 18 июня 1949 года в семье инженера, ветерана Второй мировой войны, офицера Армии крайовой Раймунда и филолога Ядвиги Качиньских, в прошлом активных участников Варшавского восстания 1944 года.

В тринадцать лет, в 1962 году, Лех с братом-близнецом Ярославом сыграли главные роли в популярном в Польше детском фильме-сказке «Двое, укравшие луну» (польск. O dwóch takich, co ukradli księżyc).
Учился на юридическом факультете Варшавского университета, в 1972 году получил степень магистра. В 1979 году защитил докторскую диссертацию в Гданьском университете, с 1990 года - профессор этого университета.

Политическая карьера Качиньского

Начал политическую карьеру в Комитете защиты рабочих (польск. Biuro Interwencji Komitetu Obrony Robotników) в 1977 году, что расценивалось как подпольная деятельность антикоммунистической оппозиции.

В 1980 году был назначен юридическим советником забастовочного комитета Гданьска. После введения в стране чрезвычайного положения на одиннадцать месяцев заключён в тюрьму. После освобождения руководил одной из комиссий профсоюза «Солидарность» . Позже являлся членом сейма и сената.
Возглавлял Бюро национальной безопасности в канцелярии президента Польши, затем Высшую контрольную палату (польск. Najwyższa Izba Kontroli, NIK). Являлся министром юстиции.

Совместно с братом Ярославом в 2001 году создаёт политическую партию «Право и справедливость». Через год побеждает на выборах мэра Варшавы . В числе решений городской администрации под руководством Качиньского является переименование одной из варшавских площадей в Площадь Джохара Дудаева. На выборах в октябре 2005 года избирается президентом Польши. Лейтмотивом его предвыборной кампании стало «моральное обновление» и возврат к «христианским ценностям».

В основном реализовывал проамериканскую линию во внешней политике, однако во внешней политике держался более независимо, чем его предшественники. В вопросе размещения ПРО в Восточной Европе поддержал США несмотря на несогласие абсолютного большинства польских граждан. Ухудшил отношения с Германией, допустив многократные антинемецкие высказывания в духе «вечной вины» за преступления во время Второй мировой войны[источник?]. Пересмотрел польско-украинские отношения, спорным пунктом которых является признание вины украинских националистов за геноцид польского народа во время Второй мировой войны. Сбылись прогнозы и об ухудшении польско-российских отношений .

Смерть Качинского в результате авиакатастрофы

Авиакатастрофа под Смоленском 10 апреля 2010 года привела к трагическому концу.
10 апреля 2010 года служебный самолёт Ту-154М, на борту которого находились 97 человек, преимущественно политическая элита Польши , среди которых был президент Польши Лех Качиньский с супругой, Марией Качиньской , потерпел крушение во время рейса из Варшавы в Смоленск. У семейной четы остались дочь и внучка. Президент с политиками летели почтить память расстрелянных польских военных в Катыни.

По предварительным данным, самолёт разбился при заходе на посадку под Смоленском. По данным начальника управления информации МЧС России Ирины Андриановой, катастрофа произошла в 10:50 по московскому времени. Предположительно, самолёт задел дерево, выполняя снижение, сообщает польское издание Wiadomosci. Есть сообщение, что крушение произошло из-за сильного тумана. В результате катастрофы погибли 89 пассажиров и 8 членов экипажа. Выживших в авиакатастрофе нет.

Семья Качиньских

* Жена - экономист Мария Качиньская (урождённая Мацкевич, 1943-2010), погибла вместе с мужем в авиакатастрофе.
* Дочь - Марта Дубинецкая (род. 1980), после участия в предвыборной кампании Леха Качиньского как образцовая дочь, жена и мать, развелась и вышла замуж за сына политического противника отца Марека Дубинецкого.

Лех Алекса́ндр Качи́ньский (польск. Lech Aleksander Kaczyński; 18 июня 1949, Варшава, Польша - 10 апреля 2010, Смоленская область, Россия) - польский юрист и политик, мэр Варшавы (2002-2005), один из лидеров партии «Право и справедливость». В октябре 2005 года был избран президентом Польши, 23 декабря вступил в должность президента республики. Погиб в авиакатастрофе 10 апреля 2010 года близ российского города Смоленска.

Впервые он попал на страницы российской прессы после того, как в качестве мэра Варшавы поддержал инициативу по присвоению одной из столичных площадей имени Джохара Дудаева.

По мнению покойного польского лидера, Россия видит в Польше не равноправного партнера, а лишь зону влияния. Москва, считал Качиньский, старается всячески унизить Польшу.

За все годы своего президентства он был в России только один раз, в 2007 году, когда посетил кладбище в Катыни, но не ездил в Москву и не встречался с российскими лидерами.

В 2006 году году Качиньский предложил ЕС ввести санкции против России в том случае, если Москва откажется снять запрет на ввоз польского мяса и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, Польша наложила вето на начало переговоров о сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией, которые должны были начаться на саммите Россия-ЕС 24 ноября. В результате переговоры так и не были запущены.

Лех Качиньский всегда настаивал, что в двусторонних отношениях Польши и России предстоит сдвинуть с места три основных камня преткновения: катыньскую тему, оценку итогов Второй мировой войны и проблему строительства Балтийского газопровода.

Польский президент также неоднократно обвинял Москву в том, что она прибегает к энергетическому шантажу, пользуясь зависимостью Европы от поставок нефти и газа из России. Он очень критически относился к Владимиру Путину и его политике. Едва придя к власти, он заявил: "Мы всегда рады видеть президента Путина у себя", намекая на то, что не поедет в Россию, так как российские лидеры реже посещают Польшу, чем польские лидеры - Россию.

А в августе 2008 года он заявил, что целью вторжения российских войск в Грузию было помешать Европе покончить с зависимостью от российских энергоносителей и диверсифицировать источники поставок.

В 2009 году в своей речи на полуострове Вестерплатте близ Гданьска Лех Качиньский напомнил о том, что польские солдаты еще сопротивлялись нацистским агрессорам, когда 17 сентября 1939 г. в восточную часть страны вторглась Советская армия. "В этот день Польша получила удар ножом в спину, и этот удар был нанесен большевистской Россией", - пояснял польский президент.

Лех Качиньский также сравнивал массовый расстрел польских офицеров в Катынском лесу с холокостом и за то, что Польша смогла отразить ее агрессию в 1920 году. Во время той войны в плен к полякам попали десятки тысяч советских солдат, большинство из которых погибли из-за невыносимых условий или были расстреляны.

В этом году необходимость в организации в Катыни отдельной церемонии памяти расстрелянных там польских офицеров возникла у президента Качиньского после того, как он узнал о том, что премьер Дональд Туск откликнулся на приглашение Владимира Путина вместе посетить Катынь. "Рад, что премьер будет в Катыни. Но самым важным представителем Речи Посполитой является президент, и я там тоже буду - надеюсь, визу получу", - неожиданно заявил Качиньский.

После этого протокольным службам пришлось изрядно потрудиться, чтобы найти выход из неловкой ситуации. В итоге в Варшаве решили организовать поездки премьера и президента в разные дни.

Вместе с Лехом Качиньским в Катынь направились около трехсот детей и внуков расстрелянных польских офицеров. Большинство из них поехали туда специальным поездом.

Одним из политических деятелей современного европейского общества, борцом за демократию и справедливость был всеми любимый президент Польши - Лех Качиньский. К сожалению, его жизненный путь как политика не был легким, а преждевременная и трагическая гибель стала настоящим шоком не только для родной страны, но и для широкой общественности. Давайте попробуем проанализировать, как произошла авиакатастрофа под Смоленском. Гибель Леха Качиньского стала для всех большим ударом.

Биографические данные

Лех Качиньский родился в (Варшаве) 18 июня 1949 года в семье прогрессивных деятелей и активистов. Отец был инженером и участвовал во II Мировой войне, а мама, филолог, была активным участником восстания 1944 года в Варшаве. Лех был не единственным ребенком в семье, более того, у него был брат-близнец Ярослав.

Образование

Лех Качиньский всегда был старательным и трудолюбивым, с отличием окончил среднеобразовательную школу и в 1966 году поступил на факультет администрирования и права в Через пять лет успешно его окончил, а еще через год получил степень магистра. Активный юноша никогда не сидел на месте, всегда участвовал в жизни университета и города, ставил цели и добивался их. Так, спустя всего лишь несколько лет защитил докторскую диссертацию и вскоре получил звание профессора.

Политическая карьера

Политическая карьера будущего началась в стенах Гданьского университета, в комитете защиты рабочих. На то время (1977-1978 годы) это была так называемая подпольная антикоммунистическая оппозиция. Лех Качиньский всегда отстаивал свои интересы и помогал это делать другим, поэтому неудивительно, что он был назначен советником комитета «Забастовок Гданьска».

В начале 80-х, когда во всей стране было введено чрезвычайное положение, он был заключен в тюрьму практически на целый год. Но это не сломило борца за справедливость, а, наоборот, казалось бы, придало убеждения, что в его силах изменить страну к лучшему. Наверное, именно тогда и созрел план о построении своей политической карьеры и восхождению к главенствованию страной, ведь только так можно стать полезным обществу и добиться справедливости.

Длительное время он являлся министром юстиции, был во главе Бюро национальной безопасности (при президенте Польши). В 2001 году вместе со своим братом создал и возглавил партию под названием «Право и справедливость» По сути, эти два слова стали лозунгом и основным вектором движения этой политической силы, которая спустя всего лишь год привела Леха сначала к должности мэра Варшавы, а еще через 4 года - к президентству страной. В 2005 году весь мир узнал: «Лех Качиньский - президент Польши».

Основные взгляды и ценности

Новый президент Польши призывал к демократии и всячески ее отстаивал, но в то же время старался вернуть в общественную жизнь христианские начала и древнюю мораль своих предков. Так, будучи еще мэром, он не только открыто был против однополых браков и сексуальных меньшинств, но и неоднократно запрещал проведение подобных парадов в Варшаве. Президент Качиньский также выступал против абортов и эвтаназии, но в то же время поддерживал смертную казнь как меру пресечения для особо опасных преступников.

Многие считали, что после победы на выборах государством стал руководить не один человек, а целая чета Качиньских. И это неудивительно, ведь всегда был рядом брат, который не только возглавил численную политическую партию в Сенате, но и в дальнейшем стал даже премьер-министром.

В современном Европейском обществе фигуру Качиньского многие считают довольно неоднозначной. И это прежде всего обусловлено напряженностью отношений с Российской Федерацией по причине трагедии в Катыне и строительства Балтийского газопровода. Кроме этого, весомым фактором в оценке неоднозначности политики Качиньского, вероятно, послужила оценка им действий Российской Федерации во время событий в Южной Осетии, а также выражение глубокой поддержки правительству Грузии.

Возможно, что определенную роль в Качиньского сыграл момент подписания в 2008 году декларации о принятии Украины и Грузии в НАТО. Кроме этого, Лев Качиньский одобрил размещение на территории Польши систем противоракетной обороны США, чем вызвал недопонимание со стороны Российской Федерации. На тот момент Дмитрий Медведев однозначно пообещал, что РФ разместит на территории Калининградской области систему «Искандеры». И кто знал, как спустя несколько лет погибнет Лех Качиньский. Катастрофа авиалайнера, на котором будет присутствовать вся управляющая элита страны, была полной неожиданностью.

Загадочная гибель

Утром 10 апреля 2010 года случилась страшная авиакатастрофа под Смоленском. Гибель Леха Качиньского стала настоящей трагедией. На борту, кроме президента Польши, находилось еще 95 человек, в том числе его супруга и «верхушка» государства (депутаты и сенаторы). К сожалению, ни одному человеку не удалось выжить.

По официальным данным, самолет упал всего лишь в 300 метрах от взлетно-посадочной полосы одного из военных аэродромов Российской Федерации - Северного. Как предполагается, по неизвестным причинам, в условиях очень плохой видимости из-за туманности самолет был направлен на посадку и при заходе задел дерево, что и послужило причиной его падения. Практически немедленно президентом РФ было отдано распоряжение о создании группы-расследования причин крушения Качиньского.

Как сообщают очевидцы, пожара или какого-либо другого возгорания на борту не было. Но сила удара самолета при падении была настолько велика, что в один момент оторвалась хвостовая часть самолета, не оставляя ни малейшего шанса для спасения пассажиров.

Авиакатастрофа под Смоленском

Довольно загадочно выглядит произошедшая авиакатастрофа в аэропорту Северный. Возможно, именно по этой причине гибель Леха Качиньского стала наиболее обсуждаемым происшествием. В этой катастрофе было больше вопросов, чем ответов. Общественность была в недоумении, как это вообще могло произойти и что или кто на самом деле стоял за этой катастрофой: трагическое стечение обстоятельств или тщательно спланированные действия?

По официальным данным, самолет, на борту которого был президент Польши, не получил разрешения на посадку. В тот день аэропорт Южный был даже закрыт. Экипажу неоднократно рекомендовали посадку в Минске или Москве, но, несмотря на это, борт выполнил несколько заходов на посадку именно в районе аэропорта Смоленска. Произошла катастрофа.

Ввиду сложившейся неблагополучной ситуации, посадку авиалайнера, на борту которого находились первые лица государства, планировалось осуществить на взлетно-посадочную полосу аэропорта города Смоленска «Северный». По словам жителей города, данный аэропорт представляет собой довольно старое стратегическое военное сооружение, которое давным-давно не функционирует. Однако именно сюда после отказа следовать предложенному курсу была предпринята попытка посадки лайнера президента.

По словам «определенных» лиц, этот аэропорт действительно находился в «подвешенном» состоянии. Среди персонала, который принимал участие в обслуживании аэропорта, присутствовало лишь несколько сотрудников, которые занимались поддержанием взлетно-посадочной полосы в надлежащем техническом состоянии. По их словам, несмотря на то, что аэропорт расположен в непосредственной близости к городу, на данную полосу очень редко садились самолеты. А уполномоченные представители Министерства Обороны Российской Федерации в своем официальном заявлении указывали на то, что аэропорт находится в рабочем состоянии и функционирует надлежащим образом. И именно в этот аэропорт прилетал Лех Качиньский в 2007 году для посещения мемориала Катынь.

Похороны

Так погиб Лех Качиньский (фото тела мы по известным причинам публиковать не можем). Но в СМИ процедура погребения была освещена всесторонне. И что интересно. При взгляде на фотографии похоронной процессии однозначно возникает ощущение дежавю. Как же так получается, что Качиньский вроде погиб, а вроде вот он, идет среди похоронной процессии? Это его брат-близнец.

Исторические данные: анализ работоспособности ТУ-154

Давайте рассмотрим, почему погиб Лех Качиньский? Авиакатастрофа, которая произошла над Смоленском - закономерность или совпадение? У части читателей может возникнуть субъективное мнение относительно того, по какой причине возникло крушение авиалайнера. Однако не стоит полагаться и на абсолютную надежность данных машин. Со времен 2001 года данные самолеты сопровождает череда аварий. Примером может служить 2001-й, когда борт, следующий из Тегерана в город Ереван, разбился. По окончательным данным проведенного расследования, погибли все 153 человек, а по заключению экспертов причиной падения самолета стала ошибка пилотов.

Еще три авиакатастрофы произошли в 2001 году. По данным проведенного расследования погибли 145, 136 и 78 человек, включая членов экипажа. При этом, как сообщает новостная лента, причиной падения авиалайнеров в двух случаях стала ошибка экипажа и пилотов, и только в одном случае падение самолета произошло за счет того, что последний был якобы сбит ракетой в ходе учения войск.

В 2002 году произошли две Первая из них произошла, как гласит экспертное заключение, по причине технической неисправности. А вот второе крушение произошло, по видимому, из-за ошибки диспетчеров или автоматики самолетов, так как произошло столкновение с "Боингом" на высоте 12 тысяч метров.

На этом, можно сказать, катастрофы 154-го закончились, если не считать ситуацию, произошедшую при взлете авиарейсов 24 августа 2004 года. В тот момент на борту самолетов, находящихся в воздухе от авиакомпаний «Сибирь» и «Волга - Авиаэкспресс» практически одновременно сработали два взрывных устройства, которые на борт пронесли пассажиры-самоубийцы. В результате катастроф все пассажиры погибли (соответственно 46 и 44 человека).

В 2006 году, по причине вхождения в грозовой фронт упал борт ТУ-154, выполнявший перелет Анапа - Санкт-Петербург. После того как самолет потерял управление, он пошел в плоский штопор и разбился. Все пассажиры рейса погибли (169 человек, из которых 49 детей и 10 членов экипажа).

Конечно, вопрос крушения рейса над Смоленском остается открытым, равно как и то, как умер Лех Качиньский. Катастрофа по результатам полученной первой информации вроде произошла по вине пилотов. Складывается такое впечатление, что пилоты ТУ-154 обладают недостаточной квалификацией и попросту «не умеют» летать на данных машинах, так как все катастрофы произошли именно по вине экипажа. А возможно, управление данными летательными аппаратами достаточно сложно, чтобы простой пилот гражданской авиации мог на них летать? Третий момент, который можно озвучить - возможно, что автоматика самолета недостаточно отрабатывает заложенные в нее алгоритмы управления, или же они являются неэффективными в критических ситуациях.

Память народа

Не стоит думать, что народ, даже и другого государства, сразу забыл политического деятеля и лидера Польши. Спустя четыре дня после произошедшей авиакатастрофы в Украине появилась улица имени Леха Качиньского. Одесса таким образом выразила свое соболезнования произошедшей катастрофе и почтила память лидера польского государства. Необходимо сказать, что это была не показная акция, а практически единогласное решение депутатов Одесского городского совета, которое нашло поддержку в голосах простых граждан - жителей города.

Президент Польши Лех Качиньский известен как человек с твердыми убеждениями, большой патриот своей страны. Многими аналитиками высказывается мнение, что время его правления было периодом возмужания нации и государства. Лех Качиньский своей целенаправленной политикой способствовал тому, что Польше удалось вернуться в семью европейских народов и занять там достойное место.

В апреле 2010 года общественность была потрясена страшной новостью, о которой сообщили СМИ: в субботу 10 апреля под Смоленском потерпел крушение авиалайнер ВС Польши. Погибли все 96 человек, находящиеся на борту, в т. ч. президент Лех Качиньский с женой. Помимо последовавшего официального расследования, в обществе выдвигались различные версии о возможных причинах трагедии, унесшей множество жизней. Люди, близкие к семье президента, хорошо знакомые с особенностями его характера и биографией, не исключают его личной вины в случившемся.

Крушение

Ведущими медиа широко освещалась информация о том, как погиб Лех Качиньский. Согласно официальной версии, президентский авиалайнер выполнял рейс по маршруту «Варшава - Смоленск». При заходе на запланированную посадку на аэродром Смоленск-Северный из-за сильного тумана произошло столкновение самолета с деревьями. Лайнер опрокинулся и рухнул на землю. В результате столкновения с землей самолет разрушился полностью. Все 96 человек (88 пассажиров и 8 членов экипажа), находившиеся на борту, погибли.

Резонанс

В СМИ опубликован список погибших. В их числе: Качиньский Лех Александер, президент Польши, его жена Мария, многие известные польские политики, высшее военное командование страны почти в полном составе, представители парламента и сопровождающие, религиозные деятели, представители различных общественных организаций. Целью их частного визита в РФ было участие в проведении траурных мероприятий по случаю 70-летия Катыньской трагедии.

Авиакатастрофа, в которой погибли польский президент Лех Качиньский и почти вся политическая элита государства, вызвала невиданный резонанс. Внезапно великая трагедия коснулась Польши, - писали посетители форумов. Простые граждане недоумевали: как такое могло быть? Кто допустил, что почти всех видных польских деятелей усадили в один самолет, вопреки логике и нормам безопасности, которые подсказывает здравый смысл? Форумчане приводили в качестве доводов примеры из практики мировых корпораций, которые не отправляют в одну и ту же поездку 5-х сотрудников - просто потому, что в случае непредвиденного (например, авиакатастрофы) бизнес может потерпеть тяжелый ущерб.

Авиакатастрофу 10 апреля многие СМИ называют одной из величайших трагедий Польши и поворотным моментом в истории государства. В одночасье страна лишилась почти всего гражданского руководства и военного командования. Неужели поляки не доросли до соблюдения обычных стандартов безопасности? Как же так случилось, что страна не уберегла свою элиту?

Траур

18 апреля президент Лех Качиньский, тело которого вместе с телом супруги было доставлено в Варшаву польским военным самолётом, был похоронен в усыпальнице кафедрального собора знаменитого замка на Вавеле. Вместе с ним захоронена его супруга Мария. В связи с трагедией в Польше был объявлен общенациональный 7-дневный траур.

По распоряжению президента РФ Дмитрия Медведева, 12 апреля 2010-го (день похорон жертв авиакатастрофы) был официально объявлен в России днем траура. Президент РФ выразил соболезнование польскому народу и лично присутствовал на похоронах его лидера. В связи с гибелью главы правительства Польши соболезнования польскому народу были выражены лидерами многих стран.

Лех Качиньский: биография

Жизнь польского президента, оборвавшаяся так трагически, была яркой и насыщенной. Лех Качиньский (фото представлено в статье) пребывал на посту главы государства с 2005 по 2010 гг. Дата рожд.: 18.06.1949-го. Дата смерти: 10.04.2010-го.

Качиньский Лех Александер родился в Варшаве (столица Польши). Известно, что в детстве ему и его брату-близнецу Ярославу довелось сняться в ставшем популярным фильме-сказке. Окончил факультет права и администрирования в Варшавском университете. В 1980-м, защитив диссертацию, получил степень доктора.

Политическая карьера

Политическая деятельность Леха Качиньского богата и насыщенна. С 1976-го являлся участником подпольного Комитета защиты работников. Принимал активное участие в гданьских забастовках. В 1981-м стал делегатом I съезда «Солидарности», был интернирован, содержался в лагере. С 1988-го входил в Гражданский комитет, руководителем которого был Лех Валенса, в будущем - Президент Польши. До 1990 года являлся фактическим руководителем организации «Солидарность». Начиная с 1989-го, Лех Качиньский избирался в сенат, затем в сейм. Возглавлял Бюро национальной безопасности, Администрацию и Комитет внутренних дел, Верховную контрольную палату, трудился в Совете администрации ООН, в президиуме Европейской организации EUROSAI. С 1995 по 1997 пребывал на одном из руководящих постов в Институте общественных дел.

В 90-е между братьями Качиньскими и Лехом Валенсой произошел разрыв, причиной которого было нежелание Президента удалить коммунистов из руководства страны. После того как главой государства был избран Александр Квасьневский, экс-коммунист (1995), Лех Качиньский возвратился к научной деятельности, работал в университетах Гданьска и Варшавы.

Вернулся в политику в конце 90-х. В 2001 г. Качиньские, Лех и Ярослав, создали партию "Право и справедливость". С 2002-го по 2005 -й трудился на посту мэра Варшавы. В 2005-м стал Президентом Республики Польша.

Взгляды

C начала своей политических деятельности Лех Качиньский призывал к демократизации жизни общества. Был ярым противником абортов, однополых браков и эвтаназии. Активно запрещал гей-парады, выступал сторонником смертной казни. Лех Качиньский призывал к возврату к традиционным ценностям, убеждал, что максимальную роль в жизни общества Польши должна играть католическая церковь.

После победы Качиньского на президентских выборах в 2005-м, как отмечали аналитики, Польшей стали руководить оба брата-близнеца: Лех возглавлял государство, Ярослав - партию, доминирующую в сейме, а затем правительство.

Леха Качиньского аналитики обвиняли в антироссийской политике. Камнями преткновения в отношениях двух государств польский президент считал Катынь, итоги Второй мировой войны и строительство Балтийского газопровода.

В 2008-м, во время Южно-Осетинского конфликта, Л. Качиньским были выражены осуждение действий России и поддержка Грузии. В этом же году вместе с Президентом Литвы Качиньским была подписана совместная декларация с просьбой принять в НАТО Грузию и Украину, а также соглашение с США о размещении на территории Польши системы ПРО. В ответ российским президентом Дмитрием Медведевым было озвучено намерение разместить "Искандеры" в Калининградской области.

Семья

Семья и ближайшее окружение польского президента состояли из брата-близнеца Ярослава Качиньского - известного политического деятеля, жены Марии (по профессии - экономист). У пары осталась дочь Марта с двумя дочерьми: Евой и Мартиной. На содержании у президентской четы были две собаки и кот.

Версии причин трагедии

Непосредственно после катастрофы, в которой погибли Лех Качиньский с женой, в прессе стали появляться различные гипотезы и спекуляции. В частности, в них утверждалось, что катастрофа авиалайнера произошла не случайно, в причинах трагедии усматривали умышленные действия третьих лиц. Обвиняли российскую сторону, указывали также на сговор российской стороны с премьером Польши Дональдом Туском. Подобные утверждения содержались в ряде опубликованных книг.

Версия о теракте как причине крушения самолета, в котором погибли Лех Качиньский и другие видные деятели Польши, представлена также в художественном фильме Smoleńsk (реж. Антоний Краузе), вышедшем в 2016 году.

Непосредственной причиной катастрофы досужие вымыслы чаще всего называют взрыв на борту, а также наличие других внешних факторов, к которым относятся: умышленное введение в заблуждение пилотов, создание искусственного тумана, радиолокационного воздействия и т. п. В качестве мотива выдвигалась версия: Лех Качиньский был устранен политическими противниками, внутренними (к ним относили Дональда Туска) или внешними (в качестве таковых называли руководство РФ и лично В. В. Путина). Достаточной популярностью пользовалась так называемая «теория сговора».

По результатам официального расследования

Официальное расследование, проведенное ведущими специалистами в составе комиссий, созданных российской и польской сторонами, пришло к выводу, что основной причиной трагедии оказался человеческий фактор. В официальных отчетах причиной крушения лайнера называются выявленные недостатки в подготовке экипажа и обеспечении полета. По информации Межгосударственного авиационного комитета, опубликовавшего в 2011-м свой отчет, причиной катастрофы были признаны действия экипажа лайнера: в условиях сильного тумана пилотами было принято решение не уходить на запасной аэродром.

Польским телеканалом TVN24 была опубликована аудиозапись и расшифровка происходящего в кабине пилотов. Отрывки аудиозаписи свидетельствуют, что пилотами были проигнорированы многочисленные предупреждения диспетчеров. Кроме того, в кабину довольно часто заходили посторонние. В ней был слышен неопознанный женский голос, шутки и смех по поводу метеоусловий и предупреждений диспетчеров.

Согласно опросу общественного мнения, проведенному государственным Центром исследования общественного мнения в апреле 2015-го, только 20 % поляков считали причины катастрофы установленными полностью. 53 % были убеждены, что ответственность несут обе стороны, польская и российская. 19 % виновной считали российскую сторону. 8% поляков видели причиной крушения теракт.

В чем обвиняют Качиньского?

В «Комсомольской правде» была опубликована версия, озвученная одним из членов клуба Ветеранов ВДВ. В ней в причине трагедии усматривается исключительно человеческий фактор. Президент Польши опаздывал на запланированные в Смоленске мероприятия. И он мог отказаться лететь до аэропортов Москвы или Минска, как предлагали диспетчеры. Вероятно, трагедия случилась потому, что президент Качиньский в туман приказал пилотам садиться на аэродроме в Смоленске. Выполнить приказ президента пилот был обязан. Ему пришлось осуществлять посадку практически вслепую.

Мог ли Качиньский отдать подобный приказ?

Давление на экипаж со стороны президента допускается многими экспертами. О том, что президентом Лехом Качиньским вполне мог быть отдан такой приказ, свидетельствует один из показательных эпизодов его биографии.

Летом 2008-го, находясь на борту самолета, летевшего в азербайджанский аэропорт Гянджа, польский президент потребовал от пилота изменить курс и приземлиться в Тбилиси. Командир экипажа Петручук Гжегош отказался выполнить приказ президента, так как в условиях происходящей в Южной Осетии войны не хотел рисковать жизнями находящихся на борту людей (кроме Качиньского, в самолете присутствовали президенты Литвы, Эстонии, Украины, а также премьер-министр Латвии). Самолет благополучно совершил запланированную посадку в Гянджи, несмотря на то, что со стороны президента имели место угрозы.

В дальнейшем пилот Петручук от полётов особой важности был отстранен. Один из ведущих авиационных экспертов доктор Т. Шульц (Вроцлавский политехнический университет) считает, что через два года Лех Качиньский вполне мог опять отдать рискованный приказ, а пилоту на этот раз не хватило смелости ему не подчиниться.

«Качиньский сам виноват в крушении самолета»

В том, что Качиньский сам виноват в собственной гибели, также в гибели его многочисленных спутников, уверен бывший глава правительства Польши Л. Валенса. По горячим следам авиакатастрофы в своем Facebook Валенса написал, что командир полета в любой, тем более форс-мажорной ситуации, всегда спрашивает мнения президента. Так должно было происходить и во время того трагического полета. В условиях риска из-за плохих метеоусловий Качиньский должен был не разрешать взлет, а тем более не соглашаться на посадку в тумане. Всю ответственность за произошедшее Валенса возлагает на покойного президента.

«В крушении самолета под Смоленском виновата семья Качиньских»

Бывшим президентом Польши Лехом Валенсой также высказана уверенность, что ответственными за трагедию являются оба брата Качиньские: погибший в авиакатастрофе Лех и его брат-близнец Ярослав. Как написал на своей странице в социальных сетях Валенса, Качиньскими принимались "безответственные решения", поскольку они стремились "использовать Катынь в избирательной гонке".

В чем именно заключается вина брата-близнеца погибшего президента, политик не раскрывает. Считает, что вина Ярослава Качиньского настолько велика, что если правда станет всем известна, он «либо сойдет с ума, либо пустит себе пулю в лоб».

Лех Качиньский: политика и судьба

Братья Качиньские известны как политики, настроенные крайне националистически. Одним из главных постулатов в их идеологии являлось реваншистское отношение к России. Издавна Польшей оспаривается у России пальма первенства в славянском мире. Многие исторические события неоднозначно трактуются в Варшаве и в Москве. Резкие расхождения имеются в трактовке российскими и польскими историками событий Катынской трагедии.

В апреле 2010 года в Польше отмечали 70-летие Катыни. В Смоленских лесах готовились к проведению траурных мероприятий. Участие в них президента Качиньского и его соратников должно было стать для Польши мощной предвыборной акцией. Польское телевидение готовилось вести трансляцию этого торжественного действа. Со стороны РФ не чинилось никакого препятствования. Наоборот, было продемонстрировано показательное уважение, стремление наладить с Варшавой добрые отношения.

Падение занавеса, которым прикрывалась трагедия

В роковой апрельский день 2010-го все увидели, что Смоленск накрыт густым туманом. Российские диспетчеры тщетно пытались уговорить польских пилотов приземлиться на другом аэродроме. Предлагалось лететь под Москву или в белорусский Витебск. Но на лайнере было принято рискованное решение - садиться именно под Смоленском.

Расшифровка переговоров, которые велись в кабине пилотов, предоставляла достаточно информации, из которой можно было понять, что на пилотов оказывалось психологическое воздействие высокопоставленными пассажирами лайнера. Причина подобной спешки была всем понятна: если бы лайнер ушел на другой аэродром, президент и его свита на траурный митинг под Катынью не успели бы. Под угрозой срыва была запланированная предвыборная акция.

Все, кто так или иначе был причастен к расследованию трагедии, прекрасно понимали ее истинные причины. Но политика - «дело тонкое», если не сказать больше. После крушения лайнера правду в Польше старались громко не озвучивать. Гораздо проще было поискать и найти виновных среди диспетчеров или пилотов. Можно было также попытаться «спихнуть» вину на Россию или придумать какие-нибудь ужасы о «теракте».

Бывший президент Лех Валенса сказал правду вслух. И занавес, которым прикрывали истинные причины смоленской трагедии, пал.