Идол — образ сотворенный человеком для поклонения. Идолопоклонство - религия, основанная на поклонении многим богам

«Яко вcи бози язык бесове» (Пс. 95; 5)

Слышите, братие, что говорит царь Давид? Говорит, что у язычников боги были бесы, что язычники служили и поклонялись бесам,

духам нечистым, вообще - диаволу. Правда, грубые язычники почитали богами идолов, служили и поклонялись идолам, бездушным истуканам - как богам. Но богодухновенный Царь показывает, какою мыслью руководились те люди, которые решились понаставить идолов для почета и поклонения. Эти люди бесов признали за богов. Идол, - говорит апостол Павел, - ничтоже есть в мире (1 Кор. 8; 4). Истукан - просто изделие человеческое. «Идоли язык, - говорит тот же Давид, - сребро и злато, дела рук человеческих» (Пс. 134; 15). Кому же тут служить и кланяться? Ничему и некому, если бы к тому не присоединялась вера, что действовавшие чрез идолов духи или бесы - суть боги. Идолы языческие были только видимым представлением бесов. Настоящий бог язычников и вообще грешных людей есть диавол. Диавол, отпадши от Бога и Творца и сделавшись противником Ему, захотел сам быть богом и начал от всех требовать себе божеского поклонения. Он обещал достоинство божеское нашим праотцам и, очевидно, хотел их отвратить от Бога, и взять под свою власть, чтобы господствовать над ними и быть их богом. Это же показывает его искушение, с каким дерзнул он приступить к Самому Спасителю нашему Иисусу Христу, нагло требуя от Него себе поклонения. «Сия, - говорил он, - вся (указывая на царство и славу мира сего) Тебе дам, аще пад поклонишимися» (Мф. 4; 9). Вот этому богу, именно - диаволу с его клевретами, главным образом, и служили язычники, исполняли злую волю его, приносили ему жертву по роду страстей своих, над коими властвуют демоны. А как человек есть существо не просто духовное, но вместе и телесное, то диавол захотел, чтобы человек и наружно, телесно служил ему как богу, и вот внушил язычникам наставить видимых, вещественных изображений богов - идолов, и им служить и покланяться, как богам. Таким образом, язычники, поклоняясь и принося жертвы идолам, поклонялись и служили на самом деле злым и нечистым духам, как сказано и о евреях, когда они «поработаша истуканным» (Пс. 105; 36), «пожроша бесовом, а не Богу» (Втор. 32; 17). Значит, бози язычников, действительно, были бесове.

Времена язычества кончились, но кончилось ли идолопоклонство? Свободны ли от идолослужения мы, принявшие закон Христов? - Нет. Кончилось поклонение истуканам, вещественным идолам, но не кончилось поклонение духовным идолам, служение диаволу. Духовные идолы - это страсти греховные. Кто служит, угождает им, тот служит диаволу. Три таких главных идола, которым, к несчастию, и мы, христиане, нередко поклоняемся и служим, - это наше, честолюбие, миролюбие и плотоугодие. «Все, еже в мире, - говорит святой апостол Иоанн, - похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская» (1 Ин. 2; 16). Первый духовный идол есть честолюбие и гордость. Еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк. 16; 15), - говорит Господь. И этому идолу, диаволом измышленному, первым поклонником и служителем сделался сам же диавол, когда отрекся от повиновения Творцу и возмечтал быть богом. Этому идолу по обольщению диавола поклонялись и прародители наши, когда возмечтали быть яко бози. Этому идолу поклоняются и служат все, кто мечтает о своих достоинствах, кто любит честь и славу, кто ищет отличий и преимуществ пред другими. И чего они не приносят в жертву этому идолу! Вот один добивается высокого звания и места, чтобы величаться пред другими и любоваться мыслию: «несмь, якоже прочии человецы» (Лк. 18; 11). Такое гордое расположение есть служение духу гордыни. Другой служит для почестей и наград, несет труды и подвиги, не щадя ни времени, ни сил, ни здоровья своего - для чего? Чтобы получить то или другое отличие. Такое честолюбивое служение есть жертва бесу тщеславия. Третий благотворит, жертвует на богоугодные заведения, строит или украшает даже храмы Божии - да для чего? Для славы своей, для получения похвалы от общества и от начальства. Что же это, как не жертва бесу славолюбия? Иной роскошествует, ведет знакомство с большими и знатными людьми - и все для чего? Для своего тщеславия... Такая тщеславная расточительность своего достояния есть жертва бесу самоугодия. Все эти и подобные им жертвы со стороны человека суть именно жертвы идольские. Ведь рассудите сами, кому в таких случаях служит человек, для кого трудится, кому делает угождение и честь? Богу ли? Нет, своим порочным желаниям и страстям. Стало быть, и служит им, а чрез них - начальнику пороков и страстей диаволу с его клевретами.

Второй идол духовный есть миролюбие. Этому идолу поклоняются и служат преимущественно любостяжатели и сребролюбцы. Апостол Павел любостяжание именно называет идолослужением (Кол. 3; 5). Любостяжатели, как известно, все внимание, все заботы, все труды обращают на то, чтобы приобресть земные сокровища, а приобретенные умножать всякими, какими возможно, способами; сребролюбцы берегут свои сокровища, считая их дороже своей души, и ежели когда одолжают других, то только для своей корысти, чтобы потом взять свое с лихвой. Скажите же, кому они посвящают свои труды и свою жизнь, ежели не имеют в виду ни Бога, ни души своей, ежели только насыщают свою страсть к земным сокровищам и благам? Кому? - Мамоне. Тому же идолу поклоняются и служат и любители щегольства и нарядов, которые приносят этой безумной страсти непрестанные, бесчисленные и самые ценные жертвы. И уж именно служат, как рабы своему господину, как твари своему богу! И»мже бо кто побежден бывает, сему и работен есть», - говорит апостол Петр (2 Пет. 2; 19).

Третий духовный идол есть плотоугодие. Святой апостол Павел служение плоти и чреву считает именно идослужением и говорит, что чрево для чревоугодников есть бог. «Таковии бо, - говорит он, - Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву» (Рим. 16; 18), «имже бог чрево» (Флп. 3; 19). О, какой, в самом деле, великий бог у нас - чрево! Целую жизнь мы служим ему, все достояние свое отдаем в жертву ему, все труды несем, все заботы употребляем, все неприятности переносим для него, как бы только угодить ему. Мало того, что непрестанно заботимся о том, что «яды, или что пием» (Мф. 6; 31), - но еще стараемся наслаждаться пищей, «хотим ясти, пити и веселитися» (Лук. 12; 19). Как же поэтому не бог - чрево наше, ежели мы так усердно служим ему, так заботливо угождаем ему и так много жертвуем ему? Немало и других похотей плоти и даже страстей бесчестия (Рим. 1; 26), которым иные из носящих имя христиан не отказываются служить и жертвовать всем, не оставляя ничего для пользы души, как будто жизнь их только и есть, что на земле...

Так вот видите, братие, - и христиане не все свободны от идолослужения. Значит, и мы должны чаще напоминать себе заповедь Божию: не сотвори себе кумира. А таких духовных кумиров много, так много, что едва не равняется числу бесов, лукавых и нечистых духов. Святой Ефрем Сирин в молитве своей показал, конечно, только часть наших страстей, когда упомянул о духах праздности, уныния, любоначалия и празднословия. И ежели какая страсть, великая ли или малая, для человека есть идол, которому он поклоняется и служит, то какое же должно быть множество этих идолов и у христиан, как скоро они живут в пороках и страстях? Ах, братие! Страшно и подумать о таком идолослужении! А оно, действительно, есть. Действительно, многие, очень многие и христиане боготворят свои страсти, а чрез то совершают духовное идолослужение. И какое богопротивное, душепагубное идолослужение! Ведь христиане вступили в завет с Богом, отреклись сатаны и всех дел его, и сочетались Христу; ведь они должны служить и поклоняться единому Богу, а не врагам своим, исполнять волю Творца своего, а не волю лукавых демонов, ведь душа христианская должна быть храмом Божиим, а не вместилищем страстей.

О, возлюбленные! Позаботимся внести свет христианства в наши умы и сердца, в наши дела и поступки, во всю жизнь нашу. Как отвергнуты нами все кумиры вещественные, идолы языческие, так отвергнем и все плотские и душевные страсти, поставим в душах наших на место их христианские, божественные образы: смирение, веру, повиновение Богу, любовь, благотворение ближнему, воздержание от страстей греховных с соблюдением себя а чистоте души и тела. Так будем служить Богу живу и истинну (Евр. 9; 14), и поклоняться Ему духом и истиною (Ин. 4; 23), и тогда, только тогда мы будем истинными христианами, людьми действительно призванными из тьмы... в чудный Божий свет (1 Пет. 2; 9), и наследницы будем по упованию жизни вечныя (Тит. 3; 7). Боже наш, слава Тебе!

(Из книги "Сеятель благочестия" протоиерея В. Нордова)

Идолопокло́нство (от греч. eidwlon - видение, призрак, видимость, грёза, идеал, кумир) в прямом смысле слова означает поклонение идолам, изображениям богов. В политеистических религиях это выражалось в культе различных идолов-богов (например, в греческой религии: культ Диониса - бога вина и веселья, Афродиты - богини чувственной любви и красоты, и др.). Этим идолам приносились жертвы, иногда даже человеческие.

В переносном смысле идолопоклонство это поклонение таким “похотям”, идеям, кумирам и целям в жизни, которые духовно ослепляют, унижают человека, делают его игрушкой собственной страсти. Идолы-страсти бесчисленны. Идея всемирного господства, культ денег, моральной вседозволенности и произвола под личиной свободы и подобные им идолы служат объектами часто гигантских по своим масштабам жертвоприношений . Идолослужением апостол Павел называет, например, страсть к богатству, “любостяжание” (Кол. 3:5), чревоугодие (“их бог - чрево” - Флп. 3:19). Действительно, когда скупой ни о чем не думает, кроме наживы и денег, а честолюбец - ни о чем, кроме славы и почестей, и все свои силы отдают на достижение цели, то они в полном смысле слова являются идолослужителями. Авва Дорофей указывает на три основных идола, которые порождают всех прочих: “Всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия” .

Идолом для человека может стать любая страсть: телесная, душевная или духовная. И в этом смысле был прав Тертуллиан , когда писал: “Величайшее злодеяние рода человеческого, заключающее в себя все другие злодеяния, злодеяние, составляющее причину осуждения человека, есть идолопоклонство” .

Идолослужителями, т.е. действительными язычниками, могут оказаться люди самых разных мировоззрений и религий: от агностика и атеиста до православного христианина. Ибо верность Богу определяется, в конечном счете, “не словом или языком, но делом и истиною” (1 Ин. 3:18). А Господь предупреждает: “Не можете служить Богу и мамоне” (Мф. 6:24).

Происхождение идолопоклонства

Свт. Игнатий (Брянчанинов) : идолопоклонство - попытка падшего ангела реализовать своё гордое желание стать равным Богу

Сатана не удовлетворился тем, что он покорил человека с землею под власть свою, что держал его в плену, возбуждая в нем различные страсти и ими оковывая его, что служением греху привел его в служение себе. Мысль, обуявшая ангела на небе, не оставляла его и в поднебесной, куда, как в преддверие ада , он низвергнут с неба: мысль соделаться равным Богу . Он привел ее в исполнение введением на земле идолопоклонства. Род человеческий, постепенно размножаясь на земле, вместе с тем более и более переходил от удовлетворения нуждам к удовлетворению прихотей и греховных пожеланий. Несовместно с такою жизнью истинное Богопознание и самопознание! Человеки, потонув в земных попечениях и наслаждениях, соделавшись исключительно плотию, потеряли самое понятие о истинном Боге. Но чувство богопочитання есть чувство неотъемлемое от сердца человеческого, как врожденное и естественное ему: оно не уничтожено падением - лишено правильности. Водимые этим бессознательным чувством, человеки воздали божеское поклонение изобретателю и родителю греха - падшему ангелу и сонмищу его демонов . Человек обоготворил убивший его грех во всех его видах, обоготворил представителей греха - демонов. Он признал божественными наслаждениями удовлетворение всем страстям. И блудодеянию, и пьянству, и воровству, и убийству воздана почесть. Каждая страсть изображалась своим истуканом или идолом. Идол был символом демона, вполне чуждого жизни, вполне мертвого для ощущений духовных. Пред такими идолами совершалось и общественное, и частное или домашнее поклонение; пред идолами закалались и приносились жертвы из животных, а нередко и из людей. Но наружное служение идолам было в сущности служением бесам, как научает нас Божественный

Иерей Андрей Сикоев , клирик храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Берлине (РПЦЗ):

– Сегодня мы видим в мире немало соблазнов, и тут надо понимать, говорим ли мы о людях православных, которые живут церковной жизнью, или о тех, кто церковной жизнью не живет. Между тем идолы нынешние такие же, как и в прежние времена. Сам Господь говорит: не можете служить и Богу, и маммоне. Соответственно, маммона, или имущество, деньги, бытовое благополучие, очень соблазняет людей. Здесь также есть искушение идолов для верующего – он же находится среди окружающих его людей, в обществе, которое большей частью не живет духовной жизнью.

В этом и состоит наша борьба: вновь и вновь осознавать, где пролегает путь надежды и любви, где заложена истина, и находить спасение. Поистине великое утешение и счастье – быть православным и жить в Православной Церкви.

Второй, практически вездесущий, идол нашего времени для многих людей, в том числе для детей и молодежи – это телевизор и Интернет, которые обрушивают буквально вал информации и дезинформации. Пользование ими при неправильном отношении может стать настоящим идолослужением. За примером далеко ходить не надо: посчитайте, сколько времени проводят дети перед «ящиком», засоряя, мягко говоря, мусором свои мозги и сердца!

Третий идол, с которым надо ежедневно бороться, – это все виды удовольствия, все те увлечения, что связаны с самоутверждением материальных благ. Нередко в комнатах подростков и молодых людей можно видеть фотографии и плакаты «звезд» телеэкрана, шоу-бизнеса. Наши дети поклоняются этим лжекумирам, носят их изображения на своей одежде, бездумно растрачивают себя и свое время на их концертах. А что они получают взамен? Лишь душевную пустоту. Если человек пытается найти свое счастье вне Бога, то это не что иное, как идолослужение.

Да, сегодняшний мир насыщен явлениями, связанными с угрозами идолопоклонства. Но в то же время я хочу выразить надежду и радость в связи с тем, что народ православный, наша паства уже начинает это осознавать, проявляя все большее внимание к наставлениям Церкви в данной сфере, ища путь праведный. Особенно молодежь. Еще одним свидетельством тому стал проходивший у нас в этом году Православный молодежный съезд приходов Берлина.

Как только мы находим с молодыми людьми общий тон беседы, они с доверием и открытостью подходят к пониманию проблемы современного идолопоклонства, точно чувствуют, где истина. Ведь стоит только возбудить совесть – и, с помощью Божьей, уже можно начинать новую жизнь – без идолов, заключающих в себе опасность саморазрушения.

Священник Андрей Давыдов , настоятель Христорождественского и Никольского храмов города Суздаля, иконописец:

– Задача любого идола от начала рода человеческого – подменить реальность на что-то такое, чего нет. Единственная реальная жизнь, которая у нас есть, – это та самая минута, которую мы сейчас проживаем. Нам очень непросто это осознать, но на самом деле только это и есть реальность. Однако наше сознание все время пытается куда-нибудь улететь и увлечься чем-то, чего нет.

Истинная реальность проста. Это наша жизнь, это то, что перед нами. Самый важный человек – тот, который стоит прямо перед тобой; самое важное дело – то, которое непосредственно сейчас тебе нужно выполнять. Жизнь дарована нам Господом, и мы должны проживать каждую минуту как можно более полноценно, тогда как идол отвлекает нас на несуществующие реальности.

Такой несуществующей реальностью может быть, например, обладание богатством, которое само по себе не делает человека счастливым или лучшим, но ради которого он растрачивает драгоценные минуты своего существования. Такой несуществующей реальностью может быть власть. Один из появившихся в последнее время идолов – это виртуальная реальность. Интернет – идол в предельно откровенном виде, потому что этой реальности не существует. Тем не менее, мы вовлекаемся в нее и начинаем жить несуществующей жизнью по несуществующим законам, и эта виртуальная жизнь начинает в конце концов обладать нами.

Если заглянуть в Интернет, то 99,99 % его – это абсолютная чушь. Вся система построена на том, что предлагается неважная информация, которая мгновенно вылетает из головы, чтобы ты вложил свои драгоценные силы и энергию во что-то, чего на самом деле нет. Тот же YouTube, который сейчас стремительно развивается, мгновенные sms, Twitter – что-то совершенно иллюзорное…

Виртуальное существование – один из наиболее привлекательных идолов, которые предлагает нам современность. Виртуальное существование в открытом виде – это когда человек начинает проживать не свою жизнь. В результате, подчиняясь сегодняшним идолам, человек становится управляем. Он живет не своей жизнью, в то время как реальная жизнь проходит мимо – в ней он оказывается совершенным ребенком, не способным решить самые простые и насущные вопросы, которые стоят перед нами, – отношения с близкими, коллегами…

В результате современный человек находится в мире каких-то игр и иллюзий, подсунутой ему надуманной информации, а вот духовный мир остается от него в стороне.

Священник Димитрий Березин , настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери с. Молоково (Московская епархия), руководитель журнала для настоящих пап «Батя»:

– Пророк Илия боролся с идолопоклонничеством среди израильского народа, среди народа, забывшего свою историю и забывшего Бога. Поклонение идолам нарушило ту связь, которую люди имели с Богом, и как следствие – между собой. Если корабль следует ошибочным ориентирам, это ведет его к гибели, корабль ли это государства или лодочка души человеческой.

Наше время тоже славится идолопоклонничеством, но это идолопоклонничество гораздо тоньше описываемого в 3-й Книге Царств.

Первый идол – деньги

Незаметно для нас, мы стали жить в обществе потребления, где человек как пылесос всасывает всех и вся. Все стало возможно купить, в том числе и улыбки и уважительное отношение «обслуживающего персонала», независимо оттого, что ты из себя представляешь, – «клиент всегда прав». Когда все покупается и продается, мы чувствуем зависимость только от одного – от денег, которые создают для нас этот земной рай. Поэтому приносим в жертву деньгам все свое время, свой сон, свои увлечения, свои отношения с семьей и друзьями, свое здоровье, - все начинаем измерять в деньгах. И незаметно продаем свою любовь, честность, совесть, мудрость и веру.

Одна страна даже написала на своих банкнотах: In God we trust (англ. Мы верим в Бога).

Если пару десятков лет назад дети мечтали стать космонавтами, учителями, водителями, то сейчас детская мечта звучит примерно так: «Я хочу заработать много денег, купить крутой джип, яхту». Заработать, чтобы купить, а не трудиться, чтобы создавать, исследовать, помогать.

Но ведь деньги – это всего лишь миф, предмет соглашения в обществе. Они имеют очень опосредованное отношение к реальности. Помните пачки «керенок», которыми даже печи топили в деревнях, - ведь тоже деньги когда-то были.

Второй идол – это «Я». Наша гордыня

«Я» - это самое главное, центр мироздания. «Я» всегда прав, «Мое» мнение очень важное, все для «Меня», все «Мои» желания надо исполнять. На человека «Я» смотрит сквозь призму того, выгоден ли он «Мне» или нет, делает «Мне» приятно или нет, поступает ли так, как «Я» хочу, или нет.

Этот идол всеяден.

Третий идол – блуд

Причем не только в телесных, но у духовных проявлениях. О том, что блуд телесный стал считаться чуть ли не подвигом, сказано уже много. И жертв у этих «подвигов» уже предостаточно – в России в жертву этому идолу приносятся каждый день более 4000 младенцев.

На этих трех идолах стоит современный мiр (именно так в церковнославянском пишется слово, означающее мир сей – вы не от м iра сего – Ин. 15:19). И так или иначе они вторгаются в жизнь каждого христианина. Важно осознавать это и стараться, живя в мiре, не увлекаться служением этим идолам и сокрушать их, прежде всего, своим личным примером.

Священник Владимир Воронцов , клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы села Сарымолдаево, Чимкентская епархия (Казахстан):

– Апостол Павел спрашивает: «Какое согласие между Христом и Велиаром?.. Какая совместность храма Божия с идолами?» (2Кор.6,15-16). Идолопоклонство – это прямое противление Истинному Богу, нарушение Его заповеди. Кто будет спорить, что невозможно одновременно прославлять Бога и, вместе с тем, поклоняться и служить идолам. Идолопоклонник отворачивается от Господа и противится Его Святой Воле. В годы пророка Илии идолопоклонство насаждалось нечестивыми правителями по всей земле. Изображениям Валов и Астарт приносились жертвы, им поклонялись и служили люди. Современному христианину сложно порой увидеть, что его окружают идолы.

В современном мире вряд ли мы увидим идола в классическом виде. Враг рода человеческого хитер и лукав. Он всячески пытается замаскировать свою ложь и коварство. Никто теперь не поклоняется истуканам. В качестве идолов выступают такие вещи, которые на первый взгляд могут показаться благими, необходимыми и даже незаменимыми: красота, комфорт, богатство, удовольствие, собственное достоинство… Три причины заставляют человека служить этим идолам: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин.2,16). Указывая на эти причины, преподобный авва Дорофей пишет: «Всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия» («Душеполезные поучения», поучение 9).

Внешняя красота без заботы о состоянии души совсем не является красотой. Красота – это гармония, соразмерность всех частей целого. Когда понятие о человеке подменяется лишь представлением о его внешности – это уродство. Украсили плоть дорогим костюмом и косметикой, а душа в грязи, увы. Ф.М. Достоевский писал о красоте, что «что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским». Такая «красота» есть ничто иное, как «похоть очей», она сопряжена с «похотью плоти» – стремлением к комфорту и удовольствию.

Вместо стремления принести пользу предлагается «принцип удовольствия». В Евангелии Господь говорит, что «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф.6,24). Служение этим идолам губительно. Оно отвращает человека от Бога. Без Бога человек обесчеловечивается, становится неуравновешенным, растерянным. Выбрал «красоту», а за ней скрывается «идеал содомский». Выбрал удовольствие и комфорт и уподобился блудному сыну, который и хотел бы насытиться кормом, предназначенным для свиней, но не мог. Похоть, страсть, по учению святых отцов насыщает бесов, а человека опустошает.

Особенно страшен идол богатства, сребролюбия. Священное Писание прямо говорит о любостяжании, что оно «есть идолослужение» (Кол.3,5). Служение этому идолу делает бессмысленным для человека такие понятия как любовь, милосердие, сострадание. Все покупается и все продается. Общество, отказавшееся от Бога ради идола денег, обречено на погибель, ибо ценности в таком обществе подменены бумагой. Дела заменены стоимостью, сам человек заменен его средствами и его положением в обществе. В таком обществе нет места для Бога, для вечности – только бесчувствие, бессердечие, смерть… О поклонниках этого идола Писание говорит, что «их бог – чрево» (Фил.3,19).

Не менее опасен идол славолюбия – тщеславия, собственное достоинство, самолюбование, гордыня. Апостол пишет: «вы храм Бога живаго» (2Кор.6,16). Служащий идолу собственного достоинства становится храмом мертвого бога. Я САМ живет в его сердце. «Я сам» не пустит ничто благое в сердце и душу. Все, что он будет делать, направлено ни на пользу душе, ни на пользу людям, а к славе человеческой. Пусть даже никто и не узнает (а при удобном случае «я сам» обязательно расскажет всем) о совершенных делах, достаточно «мне самому» гордиться собой и быть довольным собой.

Для поклонника идола славолюбия – «себя самого» важно не то, что необходимо и не то, что полезно и спасительно, а то что я хочу, что мне нравится. «Я хочу служить Богу», – увы, для скольких христиан важна первая часть фразы – «я хочу». Разве спасительно такое служение? Авва Дорофей учит: «тогда только человек видит непорочный путь Божий, когда оставит свою волю» («Душеполезные поучения», поучение 5). Отречение от своей воли есть первое условие следования за Христом: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16,24).

Как часто бывает, что христианин приходит на исповедь, чтобы «промыть перекисью водорода ранки», а в глубине души кроется гной и требуется «серьезная операция», «скальпель». Горько, когда тщеславие не дает человеку покаяться. Тщетными становятся молитвы, посты и подвиги.

Всякий идол рано или поздно будет разрушен. Какой прок в идолопоклонстве? Какая радость служить трухе? Святой Пророк Илия обратил Народ Божий от идолослужения к Истинному Богу. Будем молиться угоднику Божию, да его молитвами Господь вразумит нас узреть идолы, окружающие нас. И отвратит каждого христианина от поклонения истуканам, пускай внешне и привлекательным, но полным скверны.

Святый пророче Божий, моли Бога о нас!

Диакон Сергий Плотницкий , руководитель социального отдела Пинской епархии Белорусского Экзархата:

– Увы, идолопоклонство начинается у нас с детства, когда родители, да и общество в целом, культивируют у своих чад потребительское отношение ко всему окружающему. И потом мы видим горькие плоды, когда молодые ребята, а затем и люди среднего возраста попадают в плен, прежде всего, такого идола, как деньги. Все материальные ценности, которые их окружают: машины, шмотки, дома, становятся самоцелью, превращаясь по сути в тех же истуканов, которые были у язычников. Выйти на улицы и посмотреть вокруг – истуканы заполонили нашу жизнь, мы ходим буквально по языческим капищам…

Современный идолопоклонник постоянно хочет, чтобы сегодня у него было лучше, или, на его языке, «круче», чем вчера, и в этой гонке он забывает о самом главном – о том, что он должен думать о спасении своей души.

И слава Богу, что Господь дал нам такие испытания, как болезни. Это, пожалуй, единственный миг, когда человек может остановиться в той пагубной гонке и задуматься. Наверное, самое страшное – когда заболевает ребенок, потому что мы стали сейчас такие «железобетонные», что порой лишь детские страдания способны привести нас в чувство. Не секрет, что многие люди, особенно в крупных городах, приходят в храм, когда кто-то в семье заболевает, умирает и уже никакие врачи и целители не могут помочь. И вот только тогда, когда нас окружают такие скорби, мы можем посмотреть на свою жизнь здоровыми глазами. И выход здесь один – через Церковь, через осознание пути спасения.

Взять, например, наш небольшой город Пинск – 140 тысяч человек населения. Не потому ли, что столь мощно давит пресс современных идолов и увлечений, размыты духовные связи людей, оскудевают их души? Что уж тут говорить об огромных мегаполисах! И уж если люди вспоминают о Боге лишь когда у них беда, то, несомненно, очень важно, чтобы приходящие в храм люди оставались в нем. И мы должны приложить для этого все усилия, то есть духовно обогреть человека. Если он этого не ощутит, то отправится дальше, в какую-ту секту, где ему всегда «рады».

Могу сказать, что для меня, как священнослужителя, неимоверное счастье – нахождение возле Престола Божиего. С этим не сравнятся никакие материальные блага! Это радость, которая никогда не заканчивается, в отличие от материальных ценностей. Она постоянно наполняет твою душу. Поистине, сад, когда за ним ухаживают, становится прекрасным, благоухает и приносит замечательные плоды.

6 августа в Столенском благочинии Пинской епархии открывается молодежный епархиальный слет. В его насыщенной программе – обмен опытом работы среди делегатов от каждого благочиния, включая приходскую православную молодежь, а также вполне конкретные послушания. Так, ребята, во-первых, будут помогать врачам, медсестрам и санитарам больницы в деревне Бережное, ухаживая за престарелыми и больными людьми. Во-вторых, они займутся восстановлением реабилитационных мастерских для инвалидов в городе Столине. Пройдет также обучение по написанию грантов, связанных с социальной тематикой, – ребятам будет предложено самим написать проект гранта для своего прихода.

Наконец, в ходе слета мы организуем ряд встреч, весьма полезных для молодежи. Так, акушер-гинеколог города Столина расскажет о недопустимости абортов и их разрушительных последствиях как для матерей, так и для семей. А врач-педиатр посвятит свое выступление заботе о здоровье детей, тем более что Столин и Пинск – те города, которые больше всего пострадали во время Чернобыльской аварии, и сегодня там наибольшая распространенность онкологических заболеваний среди детей. Еще будет очень важная встреча делегатов слета с руководителем миссионерского отдела Пинской епархии отцом Иоанном Горбуновым, который раскроет секреты сектантских общин, вербующих в свои ряды молодежь, и расскажет, как с ними бороться. Кстати, мы также планируем пройти крестным ходом через три деревни, где наиболее мощное влияние сект.

Словом, как видите, наш православный молодежный слет – это тоже своего рода инструмент противодействия современным идолам. И глубоко символично, что он пройдет вскоре после празднования памяти пророка Божия Илии, который ревностно сокрушал идолов и был в огненной колеснице .

«Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» 1 Цар. 15:23.

Введение

Тема идолопоклонства является очень важной. Большинство верующих не могут дать определения этому понятию. Если мы спросим у наших братьев и сестер, что такое идолопоклонство, у каждого будет свое понятие, свое определение для этого.

В действительности мы увидим, что идолопоклонство – это очень сложная тема, очень обширная, намного серьезнее, чем поклонение идолам.

Идолопоклонство – это непослушание откровению, что означает оставить проект Божий .

Работа Саула

Идолопоклонство всегда было большим грехом, который сопровождал Израиль в самые важные моменты его истории и который был причиной больших проблем этого народа, потому, что Господь ненавидит идолопоклонство.

Самое главное определение идолопоклонства можно найти именно в Ветхом Завете , в словах, которые Господь повелел Самуилу передать царю Саулу.

Израиль вел войну с амаликитянами, и Саул призвал Самуила (который был пророком и священником во время царствования Саула) для того, чтобы вопросить Господа о том, должны они или нет выступить против врага, а это была решающая битва. Самуил вопросил Господа, и Он сказал «да» , но при одном условии – Саул не должен был брать ничего из трофеев. В то время было принято, что победитель забирает себе все трофеи (ценности побежденного народа).

Саул пошел и победил амаликитян, но взял себе некоторые трофеи. И тогда Господь открыл Самуилу следующее: «Саул не повиновался Мне, и поэтому Я его отвергну» . После чего Самуил отправляется навстречу Саулу.

Царь возвращался домой, он был очень доволен тем, что выиграл войну. И вот Самуил спрашивает его: «А что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу?» Саул отвечает: «Я взял» .Тогда Самуил ему говорит: «Не говорил ли Господь, что ты ничего не должен брать? Почему ты взял?»

Саул снова отвечает: «Я взял, чтобы принести жертву Господу» . И Самуил говорит: «Послушание лучше жертвы. И Господь посылает сказать тебе, что непокорность это такой же грех, что и волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» .

Господь назвал грех Саула – идолопоклонством . Поэтому мы здесь говорим о Работе Саула, т.к. грех, характеризующий падение Саула, был не чем иным, как идолопоклонством.

Теперь еще раз:

  • В чем заключался грех Саула? Это было обычное неповиновение.
  • Чему он не повиновался, словам Самуила? Нет. Он не повиновался откровению свыше.

Таким образом, идолопоклонство – это непослушание откровению . Почему? Потому что откровение объясняет нам проект Бога, и если вы покидаете Его проект, то это называется идолопоклонством .

Идолопоклонство – это когда вы находитесь вне проекта Бога, это неповиновение .

Любить откровение

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» Мф. 10:37 .

Означает ли это то, что Иисус попросил нас бросить семью? Конечно, нет. Мы понимаем, что Иисус Христос – это откровение, посланное свыше, и что Господь Христос хотел сказать следующее: «Кто любит отца или мать, сына или дочь больше, чем откровение, недостоин Его» .

Если вы ставите что-то превыше откровения, какой грех вы совершаете? Идолопоклонство.

Например , у вас есть сын, который записался на семинар, но Господь открывает, что он еще не в том состоянии, чтобы туда ехать. И тут вы возмущаетесь и заявляете, что не будете принимать это откровение, т.к. на ваш взгляд, это предвзятое отношение к вашему сыну. Так что вы сейчас делаете? Вы совершаете идолопоклонство, потому что, делая выбор между сыном и откровением, вы выбрали сына, вы возлюбили сына больше, чем откровение. Вы совершили грех идолопоклонства.

Иногда причиной данного греха может стать жена. К примеру : Одному брату, слуге Божьему, передается откровение: «Господь открыл, что тебе нужно поехать в город А ». Он приходит домой и рассказывает жене, что Господь открыл ему ехать в город „А”. И тут жена заводится: «Куда ты собираешься ехать? Да ни за что в жизни. Ты, что собираешься оставить меня на выходные одну с ребенком? Никуда ты не поедешь».

На следующий день брат приходит к пастору и говорит, чтоникуда не поедет. Пастор удивлен: «Но почему? Ведь Господь открыл…». Брат отвечает: «Да, Господь открыл, но моя жена сказала, что не может остаться дома одна».

Очень часто происходит так, что никакое откровение не может отменить то, что сказала жена. А что она сказала? Она всегда что-то говорит.

Этот брат может быть святым, может быть мужем, о котором все сестры просят Господа, но этот бедняга совершил грех идолопоклонства, т.к. возлюбил жену больше, чем откровение. А Господь требует обратного, поэтому он, никогда не станет диаконом. Слово говорит, что диакон хорошо управляет своим домом. Однако в данном случае не он управляет домом, а братом управляет жена. После этого он может заявлять: «Я уже в работе столько лет...» . Иногда проблема заключается именно в этой ошибке.

Отвергнись себя

« ...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» Мк. 8:34 .

Иногда идолопоклонство – это мы сами. Иисус сказал: «Кто хочет идти за Мною (внимая откровениям), отвергнись себя». Мы просто не можем научиться отвергаться себя, часто заявляя: «Послушайте, все это очень хорошо, но у меня есть свое собственное представление». Ваши мысли отличаются от того, что было открыто? Тогда это тоже идолопоклонство, т.к. ваши представления, вам важнее, чем откровение. И им место только в религии.«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» Ис. 55:8 .

ИДОЛ Мерзость Чужие боги

«Что же я говорю ? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» 1 Кор. 10:19-20 .

Идол – это, то же самое, что и идолопоклонство? Да, потому что Слово говорит: «Не сотвори» , т.е. если у вас есть идолы, вы не повинуетесь Слову. Как Слово определяет идола? Идол – это мерзость перед Господом, это поклонение другим богам .

А как же медный змей, которого Моисей сделал в пустыне? Змей тот был сделан по приказу Господа, и поэтому не был ни идолом, ни идолопоклонством. Но когда Господь сказал убрать его, если бы они его не убрали, какой грех они бы совершили? Идолопоклонство, потому что Господь сказал (откровение) убрать этого змея.

Это касается и двух херувимов, которые были на крышке ковчега, в Святом Святых, только священник видел их.

a) Что является идолом ?

Идол – это мерзость перед Господом, идол – это идолопоклонство.

б) Жертвоприношения идолам

Существует что-то более серьезное в отношении идолов, чем просто то, что это одна из форм идолопоклонства. Коринфянам Павел говорит следующее: «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? » 1 Кор. 10:19 .

Павел, будучи водим Святым Духом, задавал этот вопрос братьям и сестрам в Коринфе: «Идол значит что-нибудь?»

Один брат, который недавно обратился к Господу, выбрасывал идолов с моста в воду. Багажник был полон икон, распятий и других подобных вещей. Самое интересное, что никто из тех идолов не изобразил никакой реакции: никто не начал летать, плавать, никто не убежал, никто не начал звать на помощь. А почему бы и нет? Потому что идол – это ничто, если упадет на пол, разобьется, если бросить его в море, утонет.

Павел еще говорил: « что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу » 1 Кор. 10:20 .

Слово жертва , в греческом языке, значит служение . Таким образом, служение или поклонение идолам – это поколение демонам.

в ) Быть в общении с бесами

И именно здесь все усложняется. Если вы идете на служение, где присутствуют идолы, это служение будет мерзостью для Господа.

Пример : приходит сестра и говорит: «Пастор, мой брат собирается жениться в таком месте, что мне делать? Слово говорит: «Не участвуйте» . Она продолжает: «а если я даже присаживаться там не буду, и все время буду молиться?» Это сложно. Как это можно объяснить? Мы не должны идти и участвовать в этом служении. Есть Слово, и оно говорит, что служение идолам – это служение, которое является мерзостью перед Господом.

Еще пример : подходит другой человек и восклицает: «Слава Богу! Мы тоже переживаем духовное обновление, мы тоже верующие». А у самого на шее крест.

У нас, что разные Библии? Я никогда не видел, чтобы Святой Дух смешивался с идолами, такого не бывает. Харизматическое обновление, крещение Святым Духом, духовные дары, и на шее полно висюлек с идолами? Распятие на стене? Не верю. Если там и есть какой-то дух, то это какой-то другой дух, не от Господа. У этого духа другое имя, его зовут не Дух Святой. И дары их тоже не от Святого Духа, там ничего нет от Бога. Ну, только если моя Библия ошибается. Я не верю этому, эти проявления не от Святого Духа, потому что Он никогда не смешивается с идолами. Напротив, Он ненавидит идолов.

И здесь вы можете сказать: «Постойте, но у меня были переживания с Господом среди тех людей». Если вы ходите в Его свете, то у вас было не только одно какое-то переживание, у вас было и второе переживание, и знаете какое? Когда Господь сказал вам: «Уходи отсюда, потому, что здесь тебе не место».

Если у вас и было переживание с Господом среди таких верующих, то только по милости Господа. С вами действительно первый раз говорил Святой Дух, но второй раз Он вам сказал уйти оттуда.

г) Какого рода это служение ?

«Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» 1 Кор. 10:21 .

Мы либо не угождаем Богу, но угождаем врагу (идолам); либо мы угождаем Господу, но не угождаем врагу. Это по-библейски.

Иисус Христос говорил: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне» Мф. 6:24 .

Самое большое непочтение к учению, открытому в Слове, это, когда вы смешиваете благословение Святого Духа с идолом. Это не угодно Господу, Он чувствует себя оскорбленным подобной неблагодарностью. Это позиция, выраженная в Слове, где Павел провел разделительную черту, потому что нет ничего общего между Богом и идолами.

Ну и какое же это служение? Это чужое служение, где Бога нет . Слово ясно говорит на эту тему и однозначно показывает, какую позицию мы должны занять по этому вопросу.

Идолослужитель

Идолослужитель – это тот, кто поклоняется идолам, и у которого есть идолы. «А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители , и всякий любящий и делающий неправду» Откр. 22:15 .

Даже не нужно поклоняться им, достаточно только иметь идола, чтобы стать идолослужителем, и в итоге оказаться вне небесного города.

a) Идолослужитель является материалистом

У всех идолослужителей есть отличительная характеристика, они материалисты. Почему? Потому что вся работа врага направлена на то, чтобы человек уклонился от проекта Бога (который является духовным проектом ) и искал только материальное. Идолослужитель имеет рациональное представление о Боге и старается познать Бога разумом.

б) Мистицизм и суеверия

Бог сравнил грех Саула с волшебством, потому что все это взаимосвязано, все это является частью поклонения врагу. Именно поэтому идолопоклонство очень суеверно, оно вешает подковы над дверью, оно не проходит под лестницей, боится черных котов, пятницы 13, и многих подобных вещей.

Идолопоклонство подталкивает людей к суевериям, потому что они взаимосвязаны друг с другом, это все работа врага.

Иисус

Существовал ли фотоаппарат во времена Иисуса? Позировал ли Иисус для какого-нибудь знаменитого художника? Сделали ли полицейские Пилата какой-нибудь «словесный портрет подозреваемого» Иисуса? Конечно, нет. Тогда о каком портрете или изображении Иисуса может идти речь?

Иисус не требует, чтобы вы представляли Его в своем разуме, Иисус хочет, чтобы вы чувствовали Его в своем сердце , Он есть Дух.

В одном из музеев Рима есть простыня, которая, как говорят, сохранила отпечаток Иисуса, потому что лежала на его лице после его смерти, и в результате черты его лица отпечатались на ней. Этот предмет называется «святая плащаница» . Уже доказано, что она XI века нашей эры.

Все это обман, и идолопоклонство живет этим, потому что оно материально, оно живет мистицизмом и суевериями.

Изображение двухмерно , реальность многомерна

Изображение имеет только два измерения. Когда вы знакомитесь с человеком, вы видите его полностью, вы видите его во всех измерениях, вы видите реальность. Если вы встретились с Иисусом, вы можете чувствовать Его, а не видеть на кусочке бумаге. Кто так делает, является идолослужителем, это материалист, который верит только в то, что видит.

В качестве примера приведем разговор одного прихожанина и пастора. После занятия к пастору подошел один из прихожан и сказал:

Знаете, из-за Вас я оказался в очень затруднительном положении.

Из-за меня? Почему?

Потому что дома у меня есть одна вещь, которая досталась мне по наследству от прабабушки. Это особенная вещь, крест из слоновой кости, с Христом из золота, весь украшенный драгоценными камнями. Он очень дорогой, стоит много денег.

И что?

Что Вы можете мне посоветовать?

Не знаю . Я привык иметь дело с простыми идолослужителями, у которых кресты из дерева или олова. Я не привык иметь дело с утонченными идолослужителями, а вы идолослужитель высшего класса.

Вы шутите.

Нет, не шучу. Вы идолослужитель первого класса, и оставайтесь идолослужителем. Конечно, Вы можете расплавить золото, продать камни, но если Вы оставите это, вы будете идолослужителем. Будет ли это золото или небольшой кусочек олова, это только вопрос ценности, но значение такое же. В любом случае это будет идолом.

Поклонение

« ...Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» Иоан. 4:23 .

Поклонение – это то, что характеризует работу Давида; это явление совершенно противоположное работе Саула. Самым большим уроком поклонения является разговор Иисуса с самаритянкой.

Иисус перешел иудейскую пустыню и дошел до места называемого Сихарь, которое было частью наследства, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был очень старый колодец, который выкопал Иаков, чтобы поить свой скот. Этот колодец существует до сих пор, и им еще пользуются, там еще есть вода.

Был полдень, Иисус остановился рядом с тем колодцем. Он был уставшим и хотел пить, и вдруг появляется самаритянка. Самаритяне не общались с иудеями, они были врагами, потому что самаритяне поклонялись в Самарии. Они проводили служения похожие на служения иудеев в Иерусалиме.

Эти служения начались во время первого рассеяния, во времена Иеремии. Навуходоносор захватил и разрушил Иерусалим, увел в плен большую часть народа. Некоторые сбежали в Самарию и там возобновили богослужения. Когда Неемия восстановил храм в Иерусалиме, богослужения опять начали проводиться там (до дней Иисуса), но самаритяне продолжали поклоняться в Самарии. Таким образом, во времена Иисуса одна часть поклонялась в Иерусалиме, и другая часть поклонялась в Самарии.

a) Что значит поклоняться в духе и истине?

  • В духе

Общение = Иметь сообща = Тело

Это выражение «в духе » такое же, как и в следующем стихе Библии: «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом » 1 Кор. 14:2 .

Это выражение «в духе» в греческом оригинале обозначает «общение» , что значит иметь сообща, а это ничто иное как тело.

  • В истине

Истина = Иисус = Откровение

Кто есть истина? Это Иисус. Кто есть Иисус? Откровение. Поклонение это действие, которое помогает нам услышать откровение в теле.

Итак, что значили слова Иисуса? Что Он хотел сказать? Он хотел сказать, что истинное поклонение – это понимание откровения в теле. Когда вы понимаете откровение в теле, вы поклоняетесь в духе и истине, это именно то, что хочет Бог,

Бог ищет таких поклонников.

б) Религия не поклоняется в истине, потому что у нее нет откровения

Поклонение это понимание откровения в T еле . А что такое идолопоклонство? Это неповиновение откровению.

Когда вы получаете откровение и исполняете его, вы поклоняетесь в истине. Если бы у нас не было бы откровения, чтобы мы делали сегодня вечером? Я мог бы предложить, например, сыграть в футбол в церкви. Но я не собираюсь делать это, потому что есть откровение, и Святой Дух не согласится с моим предложением. Никто не поддержал бы мою идею.

Религия живет разными идеями, потому что у нее нет откровения. Работа живет переживаниями, откровениями, поэтому Работа поклоняется в истине. И также в духе, потому что она является телом.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter