Город где был провозглашен первый крестовый поход. Участники первый крестовы поход

Историки всего мира до сих пор спорят о том, что такое крестовые походы и каких результатов добились их участники. Несмотря на то что прошло уже больше 900 лет со дня первого паломничества, никто не может дать ответ - имели ли они хоть какой-либо смысл? Из данной статьи вы узнаете цели крестовых походов и их результаты. На основании прочитанного вы сами сможете судить о целесообразности таких кампаний.

Причины крестовых походов

В конце десятого века религиозное рвение в Европе достигло своего апогея. Римские папы решили обернуть себе на пользу такие массовые настроения людей. Они стали призывать граждан исполнить свой долг и отправиться на Ближний Восток, дабы освободить Святую землю от мусульман. Всем желающим вступить в отряд были обещаны небесные и земные блага, о которых простой смертный мог только мечтать. Многих прельщала именно награда, но в основной массе все люди были уверены, что идут сражаться за правое дело. Их называли воинами Христовыми, а на одежду нашивались красные нагрудные кресты. За это их и прозвали крестоносцами. Религиозные мотивы сыграли большую роль - мусульмане рисовались как осквернители святынь, и это возымело свое действие на верующих европейцев.

Одной из самых главных целей крестовых походов стало обогащение и завоевание земель. Экономические стимулы внесли свою лепту. Младшие сыновья феодалов не могли претендовать на отцовские земли. Им приходилось самостоятельно искать способы обретения нужных им территорий. Богатый Ближний Восток манил их своими обширными землями и неиссякаемыми полезными ресурсами. Ради этого они собирали отряды и шли бороться с мусульманами. Крестьяне тоже видели в таких походах выгоду для себя - их освобождали от пожизненной крепостной зависимости.

Начало крестовых походов

Первый раз о необходимости начать войну против неверных мусульман заявил папа Урбан II. Перед многотысячной толпой он вещал о творимом в Палестине бесчинстве, обвинял турок в нападении на паломников, об угрозе, нависшей над их братьями-византийцами. Он призвал всех клириков и знать сплотиться во имя богоугодного дела и прекратить все междоусобицы. В награду он пообещал не только завоеванные земли, но и отпущение все грехов. Толпа приняла призыв, и несколько тысяч тут же подтвердили свое намерение уничтожать арабов и турок лозунгом «Deus vult!», что в переводе означало «Бог того хочет!».

Первые крестоносцы

По приказу папы призыв разнесли по всей Западной Европе. Служители церкви агитировали своих прихожан, а проповедники занялись крестьянами. Нередко они добивались таких великолепных результатов, что люди в религиозном экстазе бросали все - работу, хозяев, семьи и устремлялись через Балканы к Константинополю. История крестовых походов в самом начале была окрашена кровью простых людей. Тысячи крестьян рвались в бой, даже не задумываясь о том, какие трудности ожидают их в долгой дороге. Они не имели никаких военных навыков, но были уверены, что Бог не даст им погибнуть, а братья-христиане помогут провизией. Но их ждало горькое разочарование - народ с холодом и презрением относился к ордам странников. Участники крестовых походов поняли, что им здесь не рады, и стали искать другие пути.

Крестьяне были вынуждены начать грабить своих собратьев. Это привело к еще большему отчуждению и настоящим сражениям. Даже добравшись до Константинополя, они не находили там радушного приема. Император Алексей велел селить их за чертой города и как можно быстрее переправлять в Азию. А там первых крестоносцев уже ждала расправа от воинственных турок.

Первый крестовый поход

В 1096 году армии отправились очищать Ближний Восток сразу тремя маршрутами. Главнокомандующие вели свои отряды по морю и по суше. Бароны-феодалы и их армии игнорировали указания папы и действовали собственными методами. Со своими братьями-византийцами они не церемонились - за год они успели разграбить несколько городов. Регулярно возникали стычки между войсками. Император и население Константинополя с ужасом наблюдали, как в их город прибывает 30-тысячное войско. Крестоносцы особо не церемонились с местным населением и вскоре начались конфликты. Борцы за святое дело перестали доверять византийцам-проводникам, так как часто по их вине оказывались в ловушках.

Европейцы не ожидали, что их противники будут устраивать набеги на их армию. Хорошо вооруженная вражеская конница как вихрь врывалась и успевала скрыться до того, как кавалерия в тяжелых доспехах начинала погоню. Помимо этого, все были деморализованы нехваткой провизии и воды. Мусульмане предусмотрительно отравили все колодцы. Несчастное войско с трудом перенесло такие тяготы, но вскоре боевой дух окреп - была одержана победа и взята Антиохия. Первый крестовый поход был вознагражден нахождением великой святыни - копья, которым римлянин пронзил бок Иисуса. Эта находка так вдохновила христиан, что они через год взяли Иерусалим. Все жители были убиты - и мусульмане, и иудеи. Результатом первого крестового похода стало образование сразу трех новых государств - графство Эдесское, княжество Антиохийское и Иерусалимское королевство.

Император Алексей тоже участвовал в завоевании и смог победить армию Кылыч-Арслана I и взять Никею. Недовольные крестоносцы начали протестовать, ведь это именно они ослабили врага. Император был вынужден делиться добычей. Готфрид Бульонский, возглавивший Иерусалимское королевство, получил гордый титул «Охранителя Гроба Господня». Победа и новые земли дали понять всем, что такие крестовые походы будут выгодны с многих сторон. На несколько десятилетий наступило затишье.

Второй крестовый поход. Под защитой церкви

Итогом первого стало заметное усиление позиций католической церкви. 45 лет крестоносцы жили на завоеванных землях и развивали свои государства. Но в 1144 году Мосул захватил Эдесское графство, то стало понятно, что хозяева пришли забирать свои территории. Слух быстро дошел до Западной Европы. Германский император Конрад III и французский король Людовик VII решают совершить второй крестовый поход. Чем такое решение было вызвано, понятно всем, - можно было не только вернуть утраченное, но и захватить новые территории.

Единственным отличием этой кампании стала официальная булла - папа Евгений III гарантировал всем участникам защиту церкви. В общей сложности набралась огромная армия - 140 тыс. человек. Однако продумать план и разработать стратегию никто не удосужился. Войска терпели поражения по всем фронтам. Три года крестоносцы пытались бороться, поражения под Дамаском и Аскалоном вконец уничтожили боевой дух. Французы и немцы были вынуждены вернуться домой ни с чем, и ряды их заметно уменьшились.

3-й крестовый поход. Под началом великих предводителей

В отличие от христианских военачальников, которые регулярно устраивали разборки между собой, мусульмане начали объединяться. Вскоре они образовали одно государство, простиравшееся от Багдада до Египта. Султан Салах-ад-дин смог вернуть Иерусалим и разбить разобщенные христианские поселения. В Европе стали готовиться к третьему крестовому походу. Чем такой поход может закончиться, они уже знали, но это не остановило их стремлений. Ричард I Львиное Сердце, Филипп II Август и Фридрих I Барбаросса возглавили поход. Первым погиб германский император при переправе через реку. Его воины лишь в малом количестве смогли добраться до Святой Земли. Римский император имитировал болезнь, чтобы вернуться домой, и в отсутствии английского короля отобрать у него Нормандию.

Ричард I Львиное Сердце принял на себя все управление кампанией. Несмотря на столь неудачное начало крестового похода, результатом стал захват у мусульман Акры и Яффы. Король совершил немало подвигом, чем навсегда прославил свое имя в легендах. Ему даже удалось заключить договор с султаном о беспрепятственном посещении паломниками святых мест. Самым же крупным достижением стало завоевание Кипра.

4-й крестовый поход. Свершения во имя Господа

Цели и участники менялись, а идейными вдохновителями по-прежнему оставались римские папы. Иннокентий III благословил французов и венецианцев на очередные свершения во имя Господа. Ожидалось, что армия будет насчитывать минимум 30 тыс. человек. Венецианцы взяли на себя обязанность переправить французов к берегам Святой Земли. Помимо этого, они должны были обеспечить их оружием и провиантом. Воины прибыли в количестве 12 тыс. человек, и не смогли оплатить приготовленные запасы. Венецианцы предложили им поучаствовать в войне за город Задар с венграми. Папа запретил французам вступать в чужие разборки, но они ослушались. В результате все участники крестового похода были отлучены от церкви.

Воодушевленные победой над венграми, венецианцы предложили захватить и Константинополь. В награду было обещано хорошее вознаграждение и полное обеспечение на время всего похода. Наплевав на запреты папы, французы вернули трон Исааку II Ангелу. Однако после восстания императора свергли, и обещанной награды воины не увидели. Обозленные крестоносцы еще раз захватили Константинополь, и в течение 13 дней нещадно уничтожали культурные ценности и грабили население. Византийская империя была уничтожена, на ее месте появилась новая - Латинская. Папа сменил гнев на милость. Так и не добравшись до Египта, армия вернулась домой. Венецианцы праздновали - им больше всех повезло в этой кампании.

Детский крестовый поход

Цели, участники и результаты этой кампании до сих заставляют содрогаться. О чем думали крестьяне, благословляя своих детей на это дело? Тысячи подростков были уверены, что невинность и вера помогут им вернуть Святую Землю. Родители не смогли добиться этого оружием, но у них получится сделать это с помощью слова. Стоит отметить, что папа был категорически против такого похода. Но приходские священники сделали свое дело - армия детей под предводительством пастушка Этьена прибыла в Марсель.

Оттуда на семи кораблях он должны были добраться до Египта. Два потонули, а остальные пять были благополучно захвачены. Судовладельцы быстро продали детей в рабство. 2 тыс. немецких детей были вынуждены пешком идти в Италию. Вел их десятилетний Николас. В Альпах две трети детей погибли в условиях невыносимого холода и голода. Остальные добрались до Рима, но власти отправили их назад. На обратном пути погибли все.

Существует и другая версия. Французские дети собрались в Париже, где просили короля снабдить их всем необходимым для похода. Тому удалось отговорить их от затеи, и все разошлись обратно по домам. Немецкие же дети упорно шли в Майнц, где их также уговорили оставить затею. Лишь часть из них дошла до Рима, где папа освободил их от обета. В итоге большая часть детей просто бесследно пропала. Отсюда и берет свои корни история о гаммельском крысолове. Сейчас историки ставят под сомнение масштабы того похода и состав участников.

5-й крестовый поход

В 1215 году Иннокентий III объявляет об очередной кампании. В 1217 году Иоанн Бриенский, номинальный король Иерусалима, возглавил очередной крестовый поход. В это время в Палестине были вялотекущие бои, и помощь европейцев подоспела вовремя. Они быстро захватили египетский город Дамиетту. Султан мгновенно отреагировал и предложил обмен - он отдает Иерусалим, а взамен получает Дамиетту. Но папа отказался о такого предложения, потому что вскоре должен был подойти легендарный «царь Давид». 1221 год ознаменовался неудачным штурмом Каира, и крестоносцы отдали Дамиетту в обмен на возможность отступить без потерь.

6-й крестовый поход. Без жертв

Помимо крестьян, в крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов. Помимо этого, целые рода разорились из-за долгов. В надежде на будущую добычу брались кредиты и закладывалось имущество. Пошатнулся и авторитет церкви. Первые походы, несомненно, укрепили веру в римских пап, но после четвертого всем стало ясно, что можно без потерь нарушать запреты. Во имя выгоды можно было пренебречь распоряжениями, и это существенно снизило авторитет папы в глазах верующих.

Раньше считалось, что крестовые походы стали причиной Возрождения в Европе. Сейчас историки склонны считать это историческим преувеличением. Литература обогатилась множеством легенд, поэтических произведений и сказаний. Ричард Львиное Сердце стал героем «Истории священной войны». Последствия крестовых походов можно назвать сомнительными. Если вспомнить, какое число людей погибло, и сколько средств было затрачено за восемь кампаний.

Крестовые походы на Русь

Об этом историческом факте нужно говорить отдельно. Несмотря на то что на Руси уже два века существовало христианство, в середине 30-го века ливонский орден с помощью союзников-шведов объявил крестовый поход. Крестоносцы знали, в каком бедственном положении находится их враг - государство было раздроблено и побеждено монголо-татарами. Приход крестоносцев мог значительно ухудшить и без того трудное состояние. Немцы и шведы благодушно предложили свою помощь в войне с игом. Но взамен Русь должна была принять католичество.

Новгородское княжество поделилось на две партии. Первая стояла за немцев, а вторая прекрасно понимала, что Ливонские рыцари не смогут одержать победу над монголами. Зато они смогут занять русские земли и осесть, распространяя католичество. Получалось, что в данной ситуации выигрывали все, кроме Руси. Вторая партия победила, и было решено дать бой крестоносцам и отказаться от насаждения чуждой веры. Попросив помощи у суздальского князя. Они сделали верный шаг. Молодой Александр Ярославович разгромил шведов на Неве и навсегда получил прозвище «Невский».

Крестоносцы решили предпринять еще одну попытку. Спустя два года они вернулись и даже смогли занять Ям, Псков и Копорье. Помогла им все та же прогерманская партия, которая в этой области имела большое влияние и вес. Народу пришлось снова просить помощи у Александра Невского. Князь снова встал на защиту земли русской и своих сограждан - знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере закончилось победой его армии.

Однако проблема не исчезла даже после такого отпора западным иноверцам. Перед Александром стоял трудный выбор - платить дань монголам или принять западные правила. С одной стороны, ему импонировали язычники - они не пытались навязать свою веру и им не было дела до колонизации Руси. Но они отравили его отца. С другой стороны - Запад и последствия. Мудрый князь понимал, что европейцы быстро колонизируют земли и будут насаждать свою веру, пока не добьются своего. После тяжелый раздумий он принимает решение в пользу монголов. Если бы тогда он склонился в сторону Запада, то православие русских людей сейчас было бы под большим вопросом. За великие подвиги Александр Ярославович был признан святым и канонизирован.

Последний раз крестоносцы пытались распространить свое влияние в 1268 году. В этот раз отпор им дал уже сын Александра Невского - Дмитрий. Ожесточенная битва закончилась победой, но спустя год Тевтонский орден вернулся, чтобы осадить Псков. Через 10 дней крестоносцы поняли бесполезность своих действий и отступили. Крестовые походы на Русь закончились.


Королевство Франция

Англия

Апулия

Византийская империя
Киликийское царство

Мусульмане :

Сельджукский султанат
Данишмендиды
Фатимидский халифат
Альморавиды
Аббасидский халифат

Командующие Guglielmo Embriaco

Готфрид Бульонский
Раймунд IV Тулузский
Этьен II де Блуа
Балдуин Булонский
Евстахий III
Роберт II Фландрский
Адемар Монтейльский
Гуго Великий
Роберт Нормандский
Боэмунд Тарентский
Танкред Тарентский
Алексей I Комнин
Татикий
Константин I

Кылыч-Арслан I

Яги-Сиян
Кербога
Дукак
Ридван
Гази ибн Данишменд
Ифтихар ад-Даула
Ал-Афдал

Силы сторон Крестоносцы: 30,000 пехоты

Пе́рвый кресто́вый похо́д был организован в 1095 году по инициативе римского папы Урбана II с целью освобождения священного города Иерусалима и Святой Земли от мусульман . Первоначально обращение Римского Папы было адресовано только французскому рыцарству, но впоследствии поход превратился в полномасштабную военную кампанию, а его идея охватила все христианские государства Западной Европы и даже нашла горячий отклик в Польше и княжествах Киевской Руси . Феодалы и простой народ всех национальностей по земле и морю выдвигались на Восток, по пути освободив от власти турок-сельджуков западную часть Малой Азии и устранив мусульманскую угрозу Византии и в июле 1099 года завоевали Иерусалим. Во время 1-го крестового похода было основано Иерусалимское королевство и другие христианские государства , которые объединяются под названием Латинского Востока.

Предыстория конфликта

Одной из причин крестового похода был призыв о помощи, с которым обратился к папе римскому византийский император Алексей I . Сотни лет Византия была для западного христианского мира буферной зоной против воинствующего ислама, но в 1071 году, после поражения при Манцикерте , она утратила большую часть Малой Азии (пределы современной Турции), всегда бывшей жизненно важным источником людских ресурсов и средств. Перед лицом смертельной опасности гордая Византия вынуждена была просить о помощи.

Победителями в битве при Манцикерте были не арабы, а турки-сельджуки - свирепые кочевники, принявшие ислам и ставшие главной силой на Ближнем Востоке. В то время как арабы были относительно терпимы к христианским паломникам, новые правители сразу стали чинить им препятствия. Это стало ещё одной причиной призыва к крестовому походу, с которым выступил в г. в Клермоне папа Урбан II . Помощь византийцам отошла на задний план по сравнению с возвращением Святой земли, где, как объявил Урбан, будут допустимы убийства, грабежи и захват новых владений, поскольку жертвами станут «неверные», которым на большее нечего и рассчитывать.

Призывы папы римского, неистовые проповеди Петра Пустынника и других религиозных фанатиков вызвали небывалый подъем. В разных местах Франции, Германии и Италии наскоро снаряжались походы. Кроме того, тысячи людей стихийно собирались в отряды и двигались вперед, грабя, убивая евреев и сея хаос на своем пути.

На протяжении второй половины I тысячелетия мусульмане завоевали большую часть Северной Африки , Египет , Палестину , Сирию , Испанию и множество других территорий.

Однако ко времени Крестовых походов мусульманский мир был разобщён внутри, между правителями различных территориальных образований шли постоянные междоусобные войны, и даже сама религия претерпела раскол на несколько течений и сект. Этим не преминули воспользоваться внешние враги - христианские государства на Западе и монголы на Востоке.

Христиане Востока

Карта 1-го крестового похода

Хронология событий похода

Крестьянский крестовый поход

Урбан II определил начало крестового похода на 15 августа (праздник Вознесения Богородицы) 1096 года . Однако задолго до этого к Иерусалиму самостоятельно выдвинулась армия крестьян и мелкого рыцарства, возглавляемая амьенским монахом Петром Пустынником , талантливым оратором и проповедником. Масштабы этого стихийного народного движения были огромны. В то время, как Папа (Римский патриарх) рассчитывал привлечь к походу всего несколько тысяч рыцарей, Петр Пустынник в марте 1096 года повел за собой многотысячную толпу - состоявшую, правда, по большей части из безоружных бедняков, которые отправлялись в путь с женами и детьми.

Это огромное (по объективным оценкам всего в Поход выступило несколько десятков тысяч (~ 50-60 тыс.) бедняков несколькими «армиями», из которых в Константинополе сосредоточилось более 35 тыс. чел., а в Малую Азию переправилось до 30 тыс.) неорганизованное полчище столкнулось с первыми трудностями ещё в Восточной Европе . Покидая родные края, люди не успели (а многие просто не смогли из-за своей нищеты) запастись провиантом, так как отправились в путь слишком рано и не застали богатый урожай 1096 года , который уродился в Западной Европе впервые после нескольких лет засухи и голода . Поэтому они рассчитывали, что христианские города Восточной Европы станут бесплатно обеспечивать их едой и всем необходимым (как это было всегда в Средние Века для паломников, шедших в Св. Землю), либо же будут отпускать провиант по разумной цене. Однако Болгария , Венгрия и другие страны, через которые пролегал маршрут бедноты, не всегда соглашались на такие условия, и потому между местными жителями и бесчинствующими ополченцами , силой отнимавшими у них продовольствие, вспыхивали конфликты.

Осада Никеи

Осада Антиохии

Осенью армия крестоносцев достигла Антиохии , которая стояла на полпути между Константинополем и Иерусалимом, и 21 октября 1097 года осадила город.

Осада Иерусалима

Последствия

Военные преступления

Военные преступления противоборствующих сторон

До нас дошли источники сообщающие о жестокой резне, учиняемой победителями, мусульманами равно как и христианами, в захваченных городах. Многие исследователи считают, что термин "военные преступления" не корректен для средневековья, когда не существовало такого понятия. Многие письменные источники не всегда достоверно представляют обьективное положение, и судя по всему сама жестокость крестоносцев была порождением того времени, и мало чем отличалась от жестокости их врагов, да и любого средневекового войска.

Примечания

Крестовые походы в Святую Землю – это 200-летняя эпопея военных компаний и нескончаемых сражений христиан с мусульманами. А начало этому положил Первый крестовый поход (1096-1099), благодаря которому воины Христа закрепились на землях Палестины и образовали там государства. Все эти вновь возникшие христианские земли стали называться Латинским Востоком. А представлял он собой узкую прибрежную полосу земли, достигающую в длину 1200 км. В этих местах были построены замки, ставшие оплотом сопротивления христиан мусульманам.

Начало этим историческим событиям положил конфликт Византийской империи с турками. Ситуация для византийцев стала настолько тяжёлой, что их император Алексей Комнин обратился за помощью к папе римскому Урбану II. Тот не отказался помочь, руководствуясь при этом своими интересами. Глава католической церкви рассчитывал таким образом объединить распавшуюся в 1054 году христианскую церковь и возглавить её.

Урбан II обратился к пастве с проповедью. Случилось это 24 ноября 1095 года в городе Клермоне во Франции. Слуга божий призвал христиан отправиться в Святую Земли и освободить Гроб Господний. Слушавшая папу толка закричала: «Так хочет Бог!». Многие тут же начали рвать платки на полосы, складывать их крестом и нашивать на одежду. А самые экзальтированные выжгли себе кресты на теле. Все эти события и стали прелюдий Первого крестового похода.

Надо сказать, что у этой военной компании не было никой чёткой организации, так как отсутствовало единое командование. Основой всего стал энтузиазм людей, но каждый при этом во главу угла ставил свои личные интересы и цели. Кто-то отправился в далёкие земли из любопытства, чтобы увидеть новые страны. Кого-то погнала нужда, царившая в доме. Некоторые пошли, чтобы сбежать от долгов или избежать наказания за какие-то преступления.

В Святую Землю новоиспечённые крестоносцы двинулись двумя волнами . Первая волна, которую ещё называют Крестьянским крестовым походом, появилась на окраинах Константинополя в начале лета 1096 года. Состояло это воинство из обедневших крестьян и горожан. Оно было кое-как вооружено и состояло не только из мужчин, но и из женщин, и детей. Некоторые отправились завоёвывать Палестину целыми семьями, а поэтому без труда можно представить уровень военной подготовки этих крестоносцев.

Во главе этой толпы, так как армией её назвать нельзя, стояли монах Пётр Пустынник и французский священник Готье Сан-Авуар. Направляясь к Константинополю, эти полунищие крестоносцы промышляли милостыней, грабежами и разбоем. И когда византийский император Алексей Комнин увидел это воинство, то пришёл в ужас. Он окружил неорганизованную толпу отрядами наёмных печенегов и постарался как можно быстрее переправить её на земли Малой Азии.

Насчитывалось этих людей порядка 50 тыс. человек, и большая их часть была уничтожена турками-сельджуками. Те не щадили ни детей, ни женщин, ни стариков. В плен брали только молодых юношей и девушек, чтобы продать их на мусульманских базарах в рабство. Из первой волны крестоносцев в Византию вернулось только несколько десятков человек. Спасся и Пётр Пустынник, а вот священник Готье Сан-Авуар погиб, пронзённый стрелами.

После полного разгрома бедняков в поход отправилась вторая волна крестоносцев, состоящая из профессиональных воинов – рыцарей . Это были отдельные боевые отряды, каждый из которых подчинялся своему командиру. Самыми авторитетными в этом воинстве были младший сын французского короля Гуго Вермандуа, могущественный дворянин с юга Франции Раймунд Сен-Жильский, норманн из Италии князь Боэмунд Тарентский и некоторые другие не менее знатные вельможи. Но ни один европейский монарх в этом походе участия не принимал, так как все они находились под церковным отлучением.

Благородные рыцари в количестве 60 тыс. человек прибыли в Константинополь в начале осени 1096 года. Они принесли присягу византийскому императору, переправились в Малую Азию и двинулись завоёвывать Святую Землю. Это оказалось очень сложной задачей, так как постоянная жара, недостаток воды, отсутствие корма для лошадей, неожиданные нападения турок изнуряли крестоносцев.

Крестоносцы в Иерусалиме

Но, несмотря на все невзгоды и лишения, боевые отряды христиан прошли через Малую Азию и в 1098 году захватили Антиохию, а 15 июля 1099 года взяли штурмом Иерусалим. Однако за победу пришлось заплатить огромным количеством человеческих жизней. В непрерывных боях пало не менее 40 тыс. рыцарей, и только 20 тыс. дошли до конечной цели. Но те, кто остался в живых, стали владельцами обширных земель и замков. Эти люди, пребывавшие в Европе в бедности, на Востоке разбогатели.

Уже после захвата Иерусалима в Святую землю двинулась третья волна крестоносцев. Но она прибыла в Палестину летом 1101 года, когда Первый крестовый поход уже закончился. Это были выходцы из Ломбардии, Франции и Баварии. Они влились в основной рыцарский контингент и укрепили его позиции на завоёванных землях.

Победив мусульман, крестоносцы создали в Палестине свои государства . Главным из них стало Иерусалимское королевство , просуществовавшее до 1291 года. У него в подчинении оказалось несколько вассальных территорий, представлявших собой графства и княжества.

Государства крестоносцев на карте

Помимо королевства возникло Эдесское графство . Оно считается первым государством крестоносцев, возникшим в 1098 году. Просуществовало оно вплоть до 1146 года. Также в 1098 году было основано княжество Антиохия , прекратившее своё существование в 1268 году. Самым молодым государственным образованием стало графство Триполи . Основано оно было в 1105 году, а прекратило своё существование в 1289 году перед падение Иерусалимского королевства.

Таким образом, благодаря Первому крестовому походу, на землях Палестины возник Латинский Восток. Но этот христианский мир оказался в очень тяжёлой политической ситуации, так как со всех сторон был окружён враждебно настроенными мусульманами. Очень скоро он запросил помощи у Европы, что стало причиной новых крестовых походов. А закончилось всё в 1291 году, когда последний оплот христиан крепость Акра была захвачена турками .

Первый крестовый поход был организован в 1096 году. Решение о нем принял папа римский Урбан II. Одной из причин был призыв о помощи, с которым обратился к папе византийский император Алексей I Комнин. В 1071 году армия императора Романа IV Диогена была разбита султаном турок-сельджуков Алп-Арсланом в битве при Манцикерте. Это сражение и последующее свержение Романа IV Диогена привело к началу гражданской войны в Византии, которая не стихала вплоть до 1081 года, когда на престол взошел Алексей Комнин. К этому времени различные вожди турок-сельджуков успели воспользоваться плодами междоусобицы в Константинополе и захватили значительную часть территории анатолийского плато. В первые годы своего правления Алексей Комнин был вынужден вести постоянную борьбу на два фронта — против норманнов Сицилии, которые наступали на западе и против турок-сельджуков на востоке. Балканские владения Византийской империи также подвергались опустошительным набегам половцев.

Призывы папы римского, неистовые проповеди Петра Пустынника и других религиозных деятелей вызвали небывалый подъём. В разных местах Франции, Германии и Италии наскоро снаряжались походы. Кроме того, тысячи людей стихийно собирались в отряды и двигались на Восток.

26 ноября 1095 года во французском городе Клермоне состоялся собор. Папа Урбан II перед лицом знати и духовенства произнёс страстную речь, призвав собравшихся отправиться на Восток и освободить Иерусалим от владычества мусульман. Этот призыв лёг на благодатную почву, так как идеи Крестового похода уже были популярны среди народа, и поход мог организоваться в любой момент. Речь папы лишь обозначила устремления большой группы западноевропейских католиков.

2 Крестьянский крестовый поход

Урбан II определил начало крестового похода на 15 августа 1096 года. Однако задолго до этого к Иерусалиму самостоятельно выдвинулась армия крестьян и мелкого рыцарства, возглавляемая амьенским монахом Петром Пустынником. Папа Урбан II рассчитывал привлечь к походу всего несколько тысяч рыцарей. А Петр Пустынник в марте 1096 года повел за собой многотысячную толпу. Но состояла она по большей части из безоружных бедняков, которые отправлялись в путь с женами и детьми. По объективным оценкам всего в Поход выступило около 50−60 тысяч бедняков несколькими «армиями», из которых в Константинополе сосредоточилось более 35 тыс. чел., а в Малую Азию переправилось до 30 тыс.

Это огромное неорганизованное полчище столкнулось с первыми трудностями ещё в Восточной Европе. Спускаясь по Дунаю, участники похода разграбили и опустошили венгерские земли, за что неподалеку от Ниша их атаковала объединённая армия болгар, венгров и византийцев. Около четверти ополченцев было перебито, но остальные добрались к августу до Константинополя. Там к последователям Петра Пустынника присоединились армии, выдвинувшиеся из Италии и Франции. Вскоре наводнившая город крестоносная беднота начала устраивать в Константинополе беспорядки и погромы, и императору Алексею не оставалось ничего другого, как переправить их через Босфор.

В Малой Азии участники похода подверглись нападению турков-сельджуков. На стороне напавших было значительное преимущество — они были более опытными и организованными воинами и к тому же, в отличие от христиан, отлично знали местность, поэтому вскоре практически все ополченцы были перебиты. Эту 1-ю битву на северо-западе Малой Азии при Дорилеуме, «в долине Дракона», сложно назвать битвой — сельджукская кавалерия атаковала и уничтожила первую меньшую группу крестоносцев-бедняков, а потом обрушилась на их главные силы. Почти все паломники погибли от стрел или сабель. Сельджуки не пощадили никого — ни детей, ни стариков, которых было много среди «горе-крестоносцев» и за которых нельзя было получить хороших денег при продаже на рынке как рабов.

Из примерно 30 тысяч участников «Похода нищих» удалось добраться до владений византийцев всего нескольким десяткам человек, примерно 25−27 тыс. были убиты, а 3−4 тыс., в основном молодые юноши и девушки, попали в плен и были проданы на мусульманских базарах Малой Азии. Военный предводитель «Похода бедняков» рыцарь Вальтер Голяк погиб в бою при Дорилеуме. Духовный лидер «горе-крестоносцев» Петр Пустынник, которому удалось спастись, позже примкнул к главной армии 1-го крестового похода. Вскоре подошедший византийский корпус смог только сложить из тел павших христиан холм высотой до 30 метров и совершить обряд отпевания павших.

После разгрома армии бедняков в августе 1096 года в поход наконец выдвинулось рыцарство под предводительством могущественных дворян из разных регионов Европы. Граф Раймунд Тулузский вместе с папским легатом Адемаром Монтейльским, епископом Ле-Пюи, повел за собой рыцарей Прованса. Норманнов Южной Италии возглавили князь Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред. Братья Готфрид Булонский, Эсташ Булонский и Балдуин Булонский были военачальниками лотарингцев, а воинов Северной Франции повели граф Роберт Фландрский, Роберт Нормандский (старший сын Вильгельма Завоевателя и брат Вильгельма Рыжего, короля Англии), граф Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа (сын Анны Киевской и младший брат Филиппа I, короля Франции).

3 Осада Никеи

Крестоносцы выехали из Константинополя в конце апреля 1097 года. 6 мая у стен города оказался Готфрид Бульонский и осадил город с севера. Затем подошли Боэмунд Тарентский, его племянник Танкред (они разбили лагерь на востоке Никеи), Роберт Нормандский, Роберт Фландрский и остальные участники похода. Последними 16 мая прибыли провансальцы Раймунда Тулузского и блокировали город с юга. Но полностью окружить Никею не удалось. Крестоносцы могли осуществлять контроль только на дорогах. А на озере беспрепятственно ходили корабли Никеи.

21 мая, через неделю после начала осады, к городу подступили сельджуки. Не зная о прибытии графа Тулузского, они собирались атаковать крестоносцев с юга, но неожиданно столкнулись с провансальскими воинами, на помощь которым вскоре подоспели отряды Роберта Фландрского, Боэмунда Тарентского и Готфрида Бульонского. В завязавшемся бою христиане одержали победу, потеряв убитыми около 3000 воинов, а сарацины оставили на поле боя 4000 убитых. Затем, желая запугать противника, крестоносцы «зарядили метательные машины большим количеством голов убитых врагов и перекинули их в город».

На протяжении нескольких недель крестоносцы неоднократно пытались проломить стены Никеи и взять город. Однако ни один штурм не увенчался успехом, несмотря на то, что при атаках они применяли военные машины — построенные под руководством графа Тулузского баллисты и осадную башню. Осадную башню подвели к Гонату — наиболее уязвимой башне Никеи, которая была повреждена ещё во времена императора Василия II. Крестоносцам удалось сильно накренить её — «вместо вынутых камней они заложили деревянные балки» и подожгли их. Но затем мусульмане, которые со стен забрасывали крестоносцев камнями, сумели разрушить осадную башню, и, развалившись, она погребла под своими обломками всех находившихся внутри воинов.

Осада продолжилась, не принося особых плодов. Христианам по-прежнему не удавалось взять под контроль Асканское озеро, по которому у них на глазах осажденным доставляли припасы. Отрезать Никею со стороны воды удалось лишь после того, как император Алексей Комнин отправил в помощь крестоносцам флот в сопровождении отряда под командованием военачальников Мануила Вутумита и Татикия. Суда привезли на повозках 17 июня, спустили на воду и таким образом перекрыли осажденным доступ к озеру. После этого крестоносцы вновь взялись за оружие и с новыми силами начали атаковать город. Противоборствующие армии забрасывали друг друга градом стрел и камней, крестоносцы пытались пробить стену с помощью тарана.

Тем временем Мануил Вутумит по приказу Алексея Комнина договорился с осажденными о сдаче города и сохранил эту договоренность в секрете от крестоносцев. Император не доверял предводителям похода. Он справедливо подозревал, что им будет сложно удержаться от соблазна нарушить данное ему в Константинополе обещание передавать завоеванные города Византии. 19 июня, когда согласно плану императора, Татикий и Мануил вместе с крестоносцами штурмовали стены Никеи, осажденные неожиданно прекратили сопротивление и сдались, пустив в город отряды Мануила Вутумита — со стороны казалось, что победа была одержана только благодаря усилиям византийской армии.

Узнав, что византийцы заняли город и взяли горожан под защиту императора, крестоносцы пришли в негодование, так как рассчитывали разграбить Никею и пополнить тем самым запасы денег и продовольствия. По приказу Мануила Витумита крестоносцам разрешали посещать Никею группами не более чем из десяти человек. Чтобы смягчить гнев крестоносцев, император одарил их деньгами и дал лошадей, но те все равно остались недовольны и полагали, что добыча могла быть гораздо больше, если бы они захватили Никею сами. Также Мануил настоял, чтобы те из них, кто избежал присяги в Константинополе, поклялись Алексею в верности. Танкред Тарентский долго не принимал эти условия, но в конце концов и он, и Боэмунд были вынуждены принести присягу.

Крестоносцы ушли из Никеи 26 июня 1097 года и направились дальше на юг, к Антиохии. В авангарде шли Боэмунд Тарентский, Танкред, Роберт Нормандский и Роберт Фландрский. Замыкали движение Готфрид Бульонский, Раймунд Тулузский, Балдуин Булонский, Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа. Кроме того Алексей Комнин отправил в поход своего представителя Татикия, чтобы тот проследил за соблюдением договора о передаче мусульманских городов Византии.

4 Осада Антиохии

Антиохия стояла в 20 км от побережья Средиземного моря на восточном берегу реки Оронт. Она была одним из наиболее значительных городов Восточного Средиземноморья. В 1085 году Антиохия была завоёвана сельджуками, которые частично перестроили городские укрепления времён Юстиниана I — широкие стены города охраняли теперь 450 башен — и значительно подняли оборонительные способности города, и без того отлично защищённого горами на юго-западе и болотами на северо-западе. С 1088 года Антиохия находилась под властью эмира Яги-Сиана. Осознавая исходившую от крестоносцев опасность, он обратился за поддержкой к соседним мусульманским государствам, но помощь получил далеко не сразу. Готовясь к приходу христиан, Яги-Сиан заключил в тюрьму православного патриарха Антиохии Иоанна Оксита и изгнал православных греков и армян.

В октябре 1097 года крестоносцы вступили в долину реки Оронт. Между трёмя предводителями христиан — Готфридом Бульонским, Боэмундом Тарентским и Раймундом Тулузским — не было согласия относительно того, какие действия предпринимать дальше: Раймунд предлагал сразу штурмовать Антиохию, а Готфрид и Боэмунд настаивали на осаде. В конце концов, 21 октября 1097 года крестоносцы выкопали ров у городских стен, сложили снаряжение и начали осаду города. Во время осады Антиохии Киликийские князья и монахи Чёрной Горы снабжали крестоносцев провиантом.

Отряды Боэмунда заняли позицию на северо-восточной стороне города у ворот Св. Павла. Далее до Собачьих ворот разбили лагерь воины Роберта Нормандского (старшего сына Вильгельма Завоевателя), Роберта Фландрского, Стефана Блуаского и Гуго Вермандуа. Армия Раймунда Тулузского расположилась к западу от Собачьих ворот, а Готфрида Бульонского — у ворот Дюка неподалёку от моста через Оронт. Цитадель на склоне горы Сильпиус на юге и ворота Св. Георгия на северо-западе не были блокированы крестоносцами — они контролировали только четверть от общего периметра крепостной стены, — благодаря чему на протяжении всей осады в Антиохию свободно поступал провиант.

На первых порах осада протекала удачно. К середине ноября к стенам Антиохии прибыл с подкреплением племянник Боэмунда, Танкред Тарентский. Кроме того, на протяжении всей осени крестоносцы не испытывали недостатка в продовольствии — плодородные окрестности Антиохии открывали широкие возможности для обеспечения армии провиантом, а 14 генуэзских кораблей, 17 ноября высадившихся в гавани Св. Симеона, доставили крестоносцам дополнительные запасы еды. С приближением зимы положение начало ухудшаться. В декабре заболел Готфрид Бульонский, запасы продовольствия были на исходе. В конце месяца Боэмунд Тарентский и Роберт Фландрский отправились на фуражировку, а 29 декабря, вскоре после их отбытия, Яги-Сиан и его воины предприняли вооружённую вылазку через ворота Св. Георгия и напали на лагерь Раймунда Тулузского. Хроника анонимного воина, очевидца атаки, рассказывает, что напавшие под покровом ночи мусульмане «убили большое число рыцарей и пехотинцев, которые не были достаточно хорошо защищены». Тем не менее, крестоносцы отбили нападение, но штурмовать город по-прежнему не представлялось возможным.

Тем временем отряд Боэмунда Тарентского и Роберта Фландрского столкнулся с армией Дукака Мелика, правителя Дамаска, направлявшегося на помощь осаждённой Антиохии. 31 декабря 1097 года между христианами и мусульманами состоялось сражение, в результате которого оба противника вернулись на исходные позиции — крестоносцы, так и не успевшие набрать провиант, повернули к Антиохии, а Дукак Мелик возвратился в Дамаск.

С наступлением зимы нехватка продовольствия стала ощущаться всё острее, и вскоре в лагере крестоносцев начался голод. Помимо голода, крестоносцы жестоко страдали от болезней и непогоды.

В феврале лагерь неожиданно покинул византийский легат Татикий, представитель императора Алексея Комнина при армии крестоносцев. Анна Комнина, дочь императора и одна из первых женщин-историков, по-видимому, лично беседовала с Татикием после его прибытия в Византию и узнала обстоятельства побега. Как оказалось, Боэмунд известил Татикия о том, что лидеры крестоносцев подозревают его в сговоре с сельджуками и потому якобы задумали убить его. Татикий и его немногочисленный отряд находились при крестоносцах ради того, чтобы оберегать имперские интересы — согласно клятве, данной императору Алексею, крестоносцы должны были отдавать под власть Византии захваченные у мусульман города. Эта клятва шла вразрез с планами Боэмунда Тарентского, который планировал оставить Антиохию себе. Устранить Татикия физически он не отважился, так как Византия была союзником армии крестоносцев, поэтому был вынужден удалить византийца хитростью. Причина побега Татикия была неизвестна другим лидерам армии христиан, и потому Боэмунд объявил его трусом и предателем, что сказалось на отношении крестоносцев к Византии.

Вскоре после этого происшествия у реки Оронт появилась армия Ридвана, эмира Алеппо, который выдвинулся на помощь своему соседу Яги-Сиану. 9 февраля у крепости Харим между сельджуками и конным отрядом Боэмунда Тарентского состоялся бой, в котором крестоносцы одержали победу.

В марте 1098 года из Константинополя в гавань Св. Симеона прибыл флот бывшего короля Англии Эдгара Этлинга. Англичане привезли материалы для сооружения осадных орудий, которых крестоносцы едва не лишились 6 марта: возвращаясь с ценным грузом в Антиохию, Раймунд и Боэмунд (не доверявшие друг другу, они отправились встречать корабли вдвоём) подверглись нападению отряда Яги-Сиана. В этой стычке сельджуки перебили более пяти сотен христианских пехотинцев, но затем на помощь подоспел Готфрид Бульонский, и нападение было отбито.

Получив необходимые материалы, крестоносцы соорудили осадные башни. В результате чего удалось изолировать от нападения гарнизона Яги-Сиана дорогу, ведущую от гавани Св. Симеона, по которой в лагеря начал поступать провиант.

В апреле в лагерь крестоносцев прибыли послы фатимидского халифа Каира. Они надеялись заключить с христианами союз против сельджуков, своего общего с крестоносцами врага. На встречу с послами направили сведущего в арабском Петра Пустынника. Оказалось, что халиф предлагает крестоносцам заключить соглашение, согласно которому за крестоносцами остаётся Сирия, но в обмен они обязуются не нападать на фатимидскую Палестину. Такие условия были, несомненно, неприемлемы для христиан — ведь главной целью похода был Иерусалим.

Весна подходила к концу, но осада по-прежнему не приносила плодов. В мае 1098 года дошли известия о том, что к Антиохии выдвинулась армия мосульского эмира Кербоги. На этот раз силы мусульман по численности превосходили все предыдущие отряды, отправленные на помощь осаждённому городу: к Кербоге присоединились армии Ридвана и Дукака (эмиров Алеппо и Дамаска), а также дополнительные отряды из Персии и отряды Артукидов из Месопотамии. К счастью для крестоносцев, Кербога перед наступлением на Антиохию отправился к Эдессе, где задержался на три недели в бесплодных попытках отбить её у Балдуина Булонского.

Для крестоносцев было очевидно, что Антиохия должна пасть до прибытия Кербоги. Потому Боэмунд Тарентский вступил в тайный сговор с неким армянином-оружейником Фирузом, который состоял в гарнизоне башни Двух сестёр и держал обиду на Яги-Сиана. Посулив армянину щедрое вознаграждение, Боэмунд получил в ответ обещание обеспечить крестоносцам доступ в город.

Ночью 2 июня Фируз, как было условлено, впустил отряд Боэмунда в башню по лестнице, которая уже была поставлена и прикреплена к городской стене, а ранним утром 3 июня князь приказал подать трубой сигнал к бою. От пронзительного звука пробудился весь город, а затем в Антиохию ворвались крестоносцы. Охваченные жаждой мести за восемь месяцев изнурительной осады, они устроили в городе кровавую резню: было перебито, захвачено и уведено в плен несчётное множество мужчин, женщин и детей.

В сопровождении 30 воинов Яги-Сиан бежал из города, но, удалившись от Антиохии на несколько километров, «стал горевать и сожалеть, что оставил свою семью и детей и всех мусульман». Затем сопровождающие бросили его и поскакали дальше, и в тот же день правитель Антиохии был убит и обезглавлен местными жителями-армянами, которые потом отвезли его голову Боэмунду Тарентскому.

К вечеру 3 июня крестоносцы контролировали большую часть Антиохии за исключением находившейся в южной части города цитадели, которую удерживал Шамс ад-Дин, сын Яги-Сиана. Теперь, когда город практически был завоёван и вскоре должен был отойти Боэмунду, возникла необходимость поддержать иллюзию союза с Византией, и потому властью папского легата Адемара Монтейльского, епископа Ле-Пюи, в правах был восстановлен смещённый Яги-Сианом патриарх Иоанн Оксит.

Через два дня к стенам Антиохии подоспела армия Кербоги. 7 июня Кербога предпринял попытку взять город штурмом, но потерпел неудачу и 9 июня осадил его. Положение христиан было незавидным. Они оказались заперты в Антиохии безо всякой возможности получить военную помощь и провиант и были вынуждены обороняться как от засевших в цитадели сельджуков, так и от окруживших город воинов Кербоги. Ситуация усугублялась тем, что значительная часть крестоносцев вскоре после штурма покинула город и присоединилась к армии Стефана Блуаского в Тарсусе. Стефан, узнав о нападении Кербоги, сделал вывод — и прибывшие из Антиохии беглецы подтвердили его опасения, — что мусульманская армия слишком сильна и удержать город нет никакой возможности.

На пути в Константинополь Стефан встретился с армией императора Алексея, который, пребывая в неведении относительно падения Антиохии и повторной осады, выдвинулся на помощь крестоносцам. Алексей поверил заверениям Стефана в том, что армия Боэмунда Тарентского скорее всего разбита и истреблена, и, получив вдобавок известия о засевших у Анатолии мусульманских войсках, решил не двигаться дальше, дабы, спеша на помощь Антиохии, не потерять и самого Константинополя и вернулся обратно.

10 июня Пьер Бартелеми, прибившийся к крестовому походу монах из Марселя, во всеуслышание рассказал о своём видении — якобы перед ним предстал апостол Андрей и поведал о том, что в Антиохии спрятано копьё, которым было совершено прободение тела Иисуса. Другой монах по имени Стефан Валенский утверждал, что ему являлись Дева Мария и сам Спаситель. А 14 июня в небе над вражеским войском крестоносцами был замечен метеор — его появление было истолковано как добрый знак.

Епископ Адемар скептически отнёсся к рассказам Бартелеми о сокрытом в городе копье, так как ранее лицезрел эту реликвию в Константинополе. Тем не менее предводители крестоносцев поверили в историю монаха, начали поиски в храме Св. Петра и вскоре обнаружили «копьё господне, которое, будучи брошено рукой Лонгина, пронзило бок нашего Спасителя». Раймунд Тулузский расценил находку как божественное свидетельство грядущей победы. Пьер Бартелеми не преминул рассказать об очередной своей встрече с апостолом Андреем, который на сей раз предписал крестоносцам пять дней поститься перед победным рывком — совет был совершенно излишним, так как к тому времени провиант закончился, и христианское войско опять страдало от голода.

27 июня Боэмунд направил Петра Пустынника на переговоры в лагерь Кербоги, но договориться им не удалось, и сражение с мусульманами стало неотвратимым. Перед битвой Боэмунд разделил армию на шесть больших отрядов и возглавил один из них. Остальные части возглавили Готфрид Бульонский, Гуго Вермандуа вместе с Робертом Фландрским, Роберт Нормандский, Адемар Монтейльский и Танкред Тарентский с Гастоном Беарнским. Дабы не потерять контроль над цитаделью сельджуков, в Антиохии оставили больного Раймунда Тулузского с отрядом всего из двухсот человек.

В понедельник 28 июня готовые к бою крестоносцы вышли из города. Фаланги, выстроившись поотрядно, стояли друг против друга и готовились начать сражение, граф Фландрский сошёл с коня и, трижды простёршись на земле, воззвал к Богу о помощи. Затем хронист Раймунд Ажильский пронёс перед воинами Святое копьё. Кербога, решив, что без труда расправится с немногочисленным войском противника, не внял советам своих генералов и решил атаковать всю армию целиком, а не каждую дивизию по очереди. Он пошёл на хитрость и отдал приказ изобразить отступление, чтобы увлечь крестоносцев в более сложную для сражения местность.

Рассредотачиваясь по окрестным холмам, мусульмане по приказу Кербоги поджигали за собой траву и осыпали градом стрел преследующих их христиан, и многие воины были убиты. Однако воодушевлённых крестоносцев было не остановить. Рвение их разгорелось до такой степени, что многим воинам явилось видение святых Георгия, Димитрия и Маврикия, скачущих в рядах христианской армии. Само сражение было коротким — когда крестоносцы наконец нагнали Кербогу, сельджуки запаниковали, передовые конные отряды обратились в бегство.

Вернувшись в город, крестоносцы начали переговоры с защитниками цитадели, этого последнего оплота мусульман в Антиохии после поражения Кербоги. Оборону её возглавлял уже не сын Яги-Сиана, а ставленник Кербоги Ахмед ибн Мерван. Понимая безвыходность своего положения, ибн Мерван сдал цитадель Боэмунду, и тот заявил о своих правах на Антиохию. Епископу Ле-Пюи и Раймунду Тулузскому пришлись не по нраву претензии князя, и они направили в Константинополь Гуго Вермандуа и Балдуина, графа де Эно. Когда стало известно, что Алексей не захотел отправлять посольство в Антиохию, Боэмунд стал убеждать своих товарищей, что император потерял интерес к походу, а значит, они вправе отступиться от данного ему слова. Хотя Боэмунд занял дворец Яги-Сиана совместно с Раймундом, именно он практически единолично управлял городом, и именно его знамя взвилось над побеждённой цитаделью.

В июле в Антиохии вспыхнула эпидемия (вероятно, это был тиф), которая 1 августа унесла жизнь епископа Адемара. 11 сентября крестоносцы отправили послание папе Урбану II, вдохновителю крестового похода, с просьбой стать во главе Антиохии, но тот отказался. Несмотря на нехватку лошадей и еды, осенью 1098 года крестоносцы установили контроль над окрестностями Антиохии. Затем воины из числа простых пехотинцев и мелких рыцарей начали проявлять недовольство тем, что поход затягивается, и стали угрожать отправиться дальше — не дожидаясь, пока их военачальники поделят город. В ноябре Раймунд наконец уступил требованиям Боэмунда, и в начале 1099 года, после того как Боэмунда провозгласили князем Антиохии, армия выдвинулась к Иерусалиму.

5 Осада Иерусалима

Армия христиан практически не встречала сопротивления пока продвигалась по побережью Средиземного моря. Снабжение провиантом осуществлял пизанский флот. Очередная задержка произошла у Триполи, которой был осаждён Раймундом Тулузским. Осада продолжалась более чем полгода и была прекращена по требованию основной массы войска. Далее, чтобы не терять времени, крестоносцы обходили стороной Тир, Акру, Кесарею и другие хорошо укрепленные города. Достигнув Рамлы, военачальники похода опять разошлись во мнениях относительно того, как поступить дальше — напасть на Дамаск или поразить Фатимидов в Каире. Однако было принято решение не отступать от намеченной цели и продолжить наступление на Иерусалим.

Во вторник 7 июня 1099 года крестоносцы добрались до Иерусалима. Всего к городу подошла армия из 40 000 человек, половину из которых составляли пешие воины, и полторы тысячи рыцарей. Многие воины в религиозном порыве опускались на колени, плакали и молились, увидев издалека в рассветных лучах солнца столь желанные стены Священного Города, ради освобождения которого вышли в поход три года назад и прошли многие тысячи километров. Иерусалим находился под властью фатимидского халифа, который отнял его у сельджуков. Эмир Иерусалима Ифтикар ад-Дауланаправил к крестоносцам посольство, предложив им беспрепятственно совершать паломничество к святым местам, небольшими и к тому же невооружёнными группами. Однако, вожди похода ответили на это предложение категорическим отказом, не помышляя оставлять величайшие христианские святыни под властью неверных мусульман.

Роберт Нормандский разбил лагерь с северной стороны около церкви Св. Стефана. Далее расположилась армия Роберта Фландрского. Отряды Готфрида Бульонского и Танкреда Тарентского стояли на западе напротив башни Давида и Яффских ворот, через которые обычно проходили прибывшие из Европы паломники. На юге занял позиции Раймунд Тулузский, укрепившись на горе Сион близ церкви Св. Марии. Армия крестоносцев, согласно хронике Раймунда Ажильского, состояла из 1200—1300 рыцарей и 12 000 пехотинцев (в начале похода их было соответственно около 7000 и 20 000 человек). В дополнение к тому могло быть ещё несколько тысяч воинов из маронитов, немногочисленных местных христиан и остатков христианского ополчения, прибывшего сюда ранее и присоединившегося к Крестоносному войску. Ввиду этого общая численность христиан вполне могла составлять 30 — 35 тысяч человек, что было намного меньше гарнизона и жителей города. Но христианское войско было воодушевлено близостью заветной цели и пребывало в хорошем моральном состоянии.

Осада Иерусалима во многом повторяла историю осады Антиохии. Перед прибытием врага эмир Фатимидов изгнал из Иерусалима местных христиан и укрепил крепостные стены. Крестоносцы же — как и полгода назад — из-за нехватки продовольствия и воды претерпевали большие мучения, нежели осажденные. Мусульмане отравили и загрязнили все окрестные колодцы, поэтому крестоносцам приходилось привозить воду из источника в 10 километрах от города в бурдюках, наскоро сшитых из бычьих шкур.

Понимая, что время дорого и с каждым днём положение будет только усугубляться, 13 июня крестоносцы пошли на штурм крепостных стен. Поднявшись по приставным лестницам, они вступили в жестокую схватку с гарнизоном, однако ввиду высоты и мощи стен, осаждённым удалось отбить атаку. В это время пришло известие, что основные силы генуэзской эскадры, направленной на помощь крестоносцам, были разбиты египетским флотом. Однако, 17 июня в Яффу прибыло шесть уцелевших кораблей с продовольствием, благодаря чему угроза голода на время отступила. Также были доставлены различные инструменты для сооружения военных машин. Понимая, какую важность составляет доставленный груз, Раймунд Тулузский направил в гавань отряд из сотни рыцарей для охраны судов, но те столкнулись с засадой мусульман, и в завязавшемся бою обе стороны понесли потери. В конце июня тревожные слухи стали подтверждаться и до рыцарского войска дошли вести о том, что из Египта на помощь Иерусалиму выдвинулась фатимидская армия.

В начале июля одному из монахов явилось видение епископа Адемара Монтейльского, год назад скончавшегося в Антиохии, который предписал воинам «устроить Бога ради крестное шествие вокруг укреплений Иерусалима, усердно молиться, творить милостыню и соблюдать пост» и тогда на девятый день Иерусалим падёт. 6 июля военачальники и епископы провели совет, на котором решили исполнить предписание Адемара, и в пятницу 8 июля босые крестоносцы в сопровождении своих духовных наставников — Петра Пустынника, Раймунда Ажильского и Арнульфа Шокесского — провели крестную процессию вокруг стен Иерусалима и, распевая псалмы, дошли до Масличной горы, чем вызвали недоумение, страх и ярость мусульман, которые во время чтения епископами молитв, выкрикивали оскорбления в адрес христиан и священных таинств. Последнее и вызвало гнев крестоносцев как в процессе штурма так и в ходе захвата города.

Понимая, что пассивная осада может затянуться надолго, крестоносцы углубились в окрестные земли Самарии, чтобы нарубить деревьев для осадных машин, после чего плотники соорудили две осадные башни, метательные машины и другие военные приспособления. Затем состоялся совет, на котором был отдан приказ готовиться к схватке.

Штурм Иерусалима начался на рассвете 14 июля. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и бросали со стен камни, лили кипяток, сбрасывали утыканные гвоздями просмоленные деревяшки, обертывая их в горящие тряпки. Обстрел камнями, однако, не причинил городу особого вреда, так как мусульмане защитили стены мешками, набитыми хлопком, которые смягчали удар. Под непрекращающимся обстрелом крестоносцы начали придвигать к стенам Иерусалима осадные башни, однако им помешал опоясывающий город глубокий ров, который начали засыпать ещё 12 июля.

Сражение продолжалось весь день, но город держался. Когда наступила ночь, обе стороны продолжали бодрствовать — мусульмане боялись, что последует новая атака, а христиане опасались, что осажденным удастся каким-то образом поджечь осадные орудия. Утро 15 июля, началось с общей молитвы и песнопений, христиане громко пели священные псалмы и подняв сотни знамён, стальными клиньями устремились к стенам. Европейские арбалетчики метко стреляя, пробивали мусульман стрелами насквозь, чем вызывали страх перед этим оружием. И когда ров был засыпан, крестоносцы смогли наконец беспрепятственно приблизить башни к крепостным стенам, лучники подожгли защищающие их мешки и смели со стен защитников. Толпы воинов и рыцарей в священном рвении и экстазе бросились на стены, разя длинными обоюдоострыми мечами и тяжёлыми топорами, переламывая арабские кривые сабли, разбивая кожаные шлемы и чалмы, сметая всё на своём пути. Такого невероятного давления мусульмане не выдержали, защитники дрогнули, и уже ничто не могло больше удержать христиан от вступления в город.

Это стало переломным моментом в атаке — крестоносцы под непрекращающийся рёв и воинственные крики перекинули на стены деревянные мостки и раздавив защитников — толпами устремились за стены. Раймунд Тулузский, армия которого штурмовала город с другой стороны, узнал о прорыве и тоже устремился в Иерусалим через южные ворота. Увидев, что город уже пал, эмир гарнизона башни Давида был сломлен происходящим и открыл Яффские ворота.

После того, как крестоносцы ворвались в город, началась резня. Нападавшие убивали всех подряд. Некоторые из горожан попытались укрыться на крыше храма. Сначала Танкред Тарентский и Гастон Беарнский взяли их под свою защиту, передав в качестве охранного символа свои знамена, однако к утру крестоносцы перебили всех уцелевших. Была сожжена синагога вместе с находившимися там людьми. Так, к утру 16 июля практически все население Иерусалима было перебито. По свидетельству западных хронистов было уничтожено около 10 тысяч жителей, арабские источники приводят цифры в разы больше. Помимо уничтожения жителей, крестоносцы полностью разграбили город. Они врывались в дома и храмы, присваивая себе все ценности, какие только могли найти.

После падения города правителем новообразованного Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский. Готфрид не захотел называться королем в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня. 1 августа был избран первый латинский патриарх Иерусалима. Им стал Арнульф Шокесский, капеллан Роберта Нормандского. 5 августа, допросив нескольких чудом уцелевших горожан, Арнульф узнал местонахождение священной реликвии — Животворящего Креста, на котором распяли Иисуса, что вызвало новый религиозный подъём.

В начале августа Готфрид возглавил поход против приближающейся египетской армии ал-Афдала и 12 августа разбил мусульман при Аскалоне. После этой победы угроза Иерусалиму была ликвидирована и воины Христовы сочли свой долг выполненным, большинство из них вернулось на родину. Первый крестовый поход увенчался успехом, в результате чего на Востоке образовались несколько государств крестоносцев. Эти государства представляли собой плацдарм «Западного мира» во враждебном окружении и требовали постоянной помощи извне, что делало неизбежным последующие крестовые походы.

Кратко о первом крестовом походе 1096-1099 гг. можно сказать, что он стал началом цикла военных кампаний европейцев на Ближнем Востоке. Его участники, ставя целью освобождение Святой земли, обострили отношения между христианами и мусульманами, но одновременно способствовали возрождению международной торговли.

Повод к началу первого похода

В конце XI в. на Ближнем Востоке усилилось исламское влияние. В 1071 г. христиане потерпели серьёзное поражение от мусульман на Востоке Анатолии. Гнев Папы Римского вызвала и весть из Святой земли, что благочестивые паломники-христиане якобы подвергаются издевательствам со стороны «нехристей». Это стало поводом к «вооружённому паломничеству» в Иерусалим и освобождению Гроба Господнего.

Рис. 1. Клермонский собор.

Папа Римский Урбан II на Клермонском церковном соборе в ноябре 1095 года не скупился на слова, ярко описывая все ужасы несчастных христиан в Палестине. Очевидно, что он всё несколько преувеличил. Фактом является то, что мусульманские правители Иерусалима взимали плату «за вход» в город. Христианским паломникам это казалось унизительным. Тем более, что в Иерусалиме действительно разрушались святые места и уничтожались памятники христианства. Положить этому конец - цель первого крестового похода.

Участники похода

В военной кампании участвовали представители всех слоёв населения Европы. Это были:

  • крупные и средние феодалы;
  • мелкие рыцари;
  • крестьяне и городская беднота;
  • ремесленники и торговцы;
  • католическая церковь.

Каждая группа имела свои причины и цели участия в крестовых походах.

Правители и светские феодалы видели в них возможность обогатиться, расширить владения или получить новые, возглавить государства. Купцы и ремесленники считали, что в результате крестовых походов смогут обогатиться за счёт открытия новых торговых путей и рынков сбыта. Крестьяне, городская беднота, мелкие ремесленники стремились обрести свободу, землю или открыть дело. Католическая церковь рассматривала походы как способ распространить влияние на Восток.

Ход событий

Дата 1096 - выступление западноевропейских рыцарей на Восток. Направление первый крестовый поход взял на Святую землю. Боевой дух участников Папа Римский Урбан II пытался поддержать тем, что обещал отпустить все грехи - и те, что были совершены в прошлом, и те, что будут совершены в будущем.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Весной 1096 тысячи крестьян, к которым иногда примыкали группы мелких рыцарей и горожан, соединились в отряды и двинулись на Восток. Не дойдя до Никеи в Малой Азии, были разгромлены сельджуками. Рыцарское войско несколькими колоннами двинулось в путь позже, в августе 1096, под руководством Готфрида IV герцога Бульонского.

За годы похода крестоносцы (их так прозвали за кресты, нашитые на плащи) не раз наталкивались на засады, отбивались от разбойников, страдали от жары. В июле 1099 крестоносцы подошли к Иерусалиму. Рыцари-христиане с криками «Так хочет Бог!» ворвались в город и устроили там кровавое побоище.

Рис. 2. Захват Иерусалима крестоносцами.

Результат и последствия похода

Итоги и последствия похода 1096 1099 годов были неоднозначными.
Их можно представить в виде таблицы.

В результате похода на Ближнем Востоке и в Малой Азии возник ряд государств крестоносцев. Просуществовали они недолго. Появились также несколько духовно-рыцарских орденов: тамплиеры, тевтонцы, госпитальеры и другие.