Что такое налоговый учет простыми словами. Особенности организации и ведения налогового учета

Что понимается под налоговым учетом в организации, какова его сущность и в чем состоят его функции, мы рассказывали в . О порядке ведения налогового учета расскажем в этом материале.

Ведение налогового учета

Мы отмечали, что в основном своем значении под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Именно в этом смысле термин «налоговый учет» используется в НК РФ. Однако на практике налоговый учет ведется не только по налогу на прибыль, но и иным налогам, сборам, страховым взносам. Так, организации ведут налоговый учет, к примеру, по НДС и УСН, ЕНВД и НДФЛ.

При этом применяемые организацией принципы ведения налогового учета должны обеспечивать полноту и достоверность определения налогооблагаемых показателей с учетом требования рациональности.

Конкретные варианты ведения налогового учета устанавливаются организацией в том случае, когда отдельные вопросы не урегулированы на должном уровне либо действующим налоговым законодательством предусмотрена вариативность. Выбранные правила организации учета по налогам и сборам утверждаются в налоговой Учетной политике, которая может быть как частью общей Учетной политики организации, так и отдельным документом - Учетной политикой для целей налогообложения.

Поскольку налоговый учет и налоговое планирование в организации находятся в тесной взаимосвязи, анализ применяемых способов и правил налогового учета может вести к их пересмотру и утверждению новых. Однако необходимо учитывать ограничения, которые накладывает налоговое законодательство на изменение применяемых организацией способов и правил в налоговом учете. Так, к примеру, переход с нелинейного метода начисления амортизации основных средств на линейный метод допускается не чаще 1 раза в 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

Налоговый учет в организации на примере

Когда конкретные способы и формы ведения налогового учета не предусмотрены, организация вправе выбирать самостоятельно наиболее удобные для нее с учетом специфики деятельности и особенностей функционирования. При этом, к примеру, для целей ведения налогового учета по налогу на прибыль организация может воспользоваться Рекомендациями МНС РФ «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

Примеры того, чтобы надо закрепить в налоговой Учетной политике, можно найти в нашем .

Каждое предприятие обязано вести бухгалтерский и налоговый учет. Такое требование обуславливается введенной с 1 января 2002 г. главой 25 НК. Рассмотрим далее, как осуществляется налоговый учет в организации.

Классификация

Согласно законодательству, действующему сегодня, налоговый учет в организации может вестись:

  1. Автономно.
  2. Интегрированно.

Первый способ предполагает необходимость формирования специальной службы. На нее возлагается выполнение всех задач, касающихся налогообложения. К ним в том числе относят вопросы по определению финансовой политики и взаимодействию с контрольными инстанциями. Специалисты этой службы координируют все денежные операции предприятия. Поскольку в их функции входит налоговый учет, основное требование к служащим этого отдела состоит в наличии соответствующего опыта и знаний. При этом они могут не разбираться в тонкостях ПБУ, отражения информации на счетах, не знать правил двойной записи и пр.

Сотрудники службы должны знать, что собой представляют регистры налогового учета, как они формируются. Для обеспечения реализации возложенных на них задач на предприятии должны присутствовать дополнительные экземпляры первичной документации. Автономный вариант ведения отчетности также предполагает установление взаимосвязи между налоговым и бухгалтерским учетом, внутреннего контроля тождественности сведений, отраженных в них. Это, в свою очередь, потребует дополнительных расходов. Второй вариант предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета. Этот способ ведения финансовых дел используется большинством предприятий. При этом варианте формирование регистров налогового учета осуществляется сотрудниками бухгалтерии.

Проблема выбора

Рассматривая тот или иной вариант ведения учета, руководство организации должно принимать во внимание финансовые возможности предприятия. Однако значение будут иметь не только они, но и прочие существенные факторы. К ним, например, относят:

  1. Отраслевую принадлежность.
  2. Организационную структуру компании.
  3. Наличие внешних и внутренних пользователей информации.
  4. Специфику работы предприятия.
  5. Уровень автоматизации и объем потоков информации между подразделениями.
  6. Состояние системы бухучета, внешнего и внутреннего контроля.

Финансовая политика

Она необходима каждому предприятию. Учетная политика представляет собой комплекс способов ведения учета хозяйственных операций, имущества, расходов и доходов. Она необходима для формирования достоверных сведений о прибыли предприятия в декларации. Финансовая политика должна отражать подходы компании к решению таких вопросов, как:


Ключевые аспекты

Чтобы вести налоговый учет налогов, необходимо установить и обосновать методические и технические направления этой деятельности. В частности, должны предусматриваться следующие аспекты:

  1. Порядок организации учета.
  2. Принципы и правила отчетности по всем видам деятельности, которые осуществляет хозяйствующий субъект.
  3. Формы регистров.
  4. Технология обработки данных.
  5. Методы ведения учета.

Разъяснения

К финансовой политике прилагаются аналитические регистры, имеющие определенную форму. В них в обязательном порядке указываются такие реквизиты, как:

  1. Название.
  2. Период, за который составляется документ.
  3. Измерители операции.
  4. Название действия.
  5. Подпись ответственного за оформление документа лица.

Разработанная и принятая финансовая политика предприятия утверждается приказом директора. Налоговый учет налогов должен вестись только теми способами, которые выбрало предприятие. Они используются последовательно от одного периода к другому. В финансовую политику могут вноситься корректировки, если имели место изменения:


Доходы и затраты

С 1 января 2002 г. предприятия должны аккумулировать информацию о поступлениях от продажи продукции, реализации работ/услуг, имущественных прав и материальных ценностей, а также внереализационной прибыли. Аналогично обобщаются и расходы в налоговом учете. Согласно положениям гл. 25 НК, предприятие может самостоятельно классифицировать поступления и траты от:

  1. Сдачи в аренду/субаренду имущества.
  2. Предоставления прав на продукты интеллектуальной деятельности в пользование.

Налоговый учет относит эти поступления и затраты к внереализационным. При предоставлении интеллектуальной собственности и имущества во владение на время или постоянное пользование за плату, они включаются в реализационные доходы и издержки.

Признание убытков

По ст. 283 НК, хозяйствующий субъект может вести налоговый учет потерь не только в текущем, но и в будущих периодах. Это позволяет сгладить ряд противоречий в отчетной документации. Данное положение особенно актуально для тех предприятий, которые в соответствии с налоговой отчетностью понесли убыток, а по бухгалтерским документам – прибыль.

Перенос потерь

Он осуществляется при соблюдении следующих условий:

  1. Сумма убытка не должна быть выше 30% от базы по налогу на доход.
  2. Переносить убыток допускается в течение не больше 10 л.

Предприятие, которое несет потери более чем в одном периоде, относит их на будущее по очередности получения, то есть после покрытия соответствующих затрат.

Амортизационные начисления

Они осуществляются линейным либо нелинейным методом. Предприятие выбирает наиболее подходящий вариант начисления и закрепляет его в учетной политике. При расчете амортизации по основным средствам могут использоваться коэффициенты – понижающие либо повышающие. Последние устанавливаются в отношении ОС:

  1. Эксплуатируемых в условиях повышенной сменности или в агрессивной среде.
  2. Выступающих в качестве предмета соглашения финансового лизинга.

Понижающие коэффициенты могут применяться к любому амортизируемому имуществу, перечень которого утвержден руководством компании.

Создание резервов

Налоговый учет предполагает равномерное включение будущих издержек в затраты предприятия. Для этого формируются резервы по:

  1. Сомнительной задолженности.
  2. Гарантийному ремонту и обслуживанию.

Сомнительной признается дебиторская задолженность, непогашенная в срок, установленный в договоре, и не обеспеченная гарантией банка, залогом, поручительством. В процессе принятия решения о формировании резерва, следует четко понимать различия между правилами, по которым предприятие ведет налоговый учет, и ПБУ. В случае возникновения сомнительного долга меньше чем за 45 дн. до завершения предыдущего периода, запас не формируется. Суммы отчислений, осуществляемых в резервы, входят во внереализационные расходы только у тех предприятий, которые используют метод начисления. Запас формируется по каждому долгу в соответствии с результатами инвентаризации. Размер отчислений должен равняться:


Резервы, использованные предприятием не полностью, могут переноситься на следующий период. Сумма вновь сформированных запасов должна корректироваться на величину остатка следующим образом:

  1. Положительная разница, образовавшаяся между остатком предыдущего резерва и новым запасом включается во внереализационные доходы прошлого периода.
  2. Отрицательная разница относится равномерно на внереализационные расходы.

Списание товаров и материалов

Величина расходов может устанавливаться путем оценки:

  1. Себестоимости 1 ед. запасов.
  2. Средней начальной цены.
  3. Затрат на первые по времени приобретенные объекты (метод ФИФО).
  4. Себестоимости последних купленных товаров/материалов (метод ЛИФО).

Периодичность выплаты отчислений с прибыли

Общая сумма налога устанавливается по завершении календарного года. На протяжении этого периода в бюджет вносятся авансовые платежи. Периодичность отчисления устанавливается предприятием и фиксируется в учетной политике. Ст. 286 НК предусматривает два способа внесения платежей:

  1. Поквартально.
  2. Ежемесячно.

Первый вариант должны использовать:

Ежемесячные авансы рассчитываются в соответствии со ставками налога и величины дохода, полученного с начала месяца до его завершения, с учетом ранее начисленных сумм.

Постановка на учет в налоговом органе

Она является обязательной для всех хозяйствующих субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность. При этом не имеет значения наличие обстоятельств, с которыми законодательство связывает возникновение обязательства вести налоговый учет и отчислять обязательные платежи в бюджет. Регистрация плательщиков производится:

  1. По адресу нахождения предприятия или обособленных подразделений.
  2. По месту проживания физлица.
  3. По адресу расположения транспортных средств или имущества, являющихся объектами обложения и принадлежащих гражданам или юрлицам.

Важный момент

Постановка на налоговый учет предприятия, в составе которого присутствуют обособленные подразделения, находящиеся в пределах РФ, а также имеющего недвижимые объекты, подлежащие обложению, осуществляется как в ФНС по адресу своего расположения, нахождения своих филиалов и принадлежащего ему имущества.

Документы

Учет налогов в налоговых органах производится только в отношении лиц, сведения о которых внесены в Единый реестр. Для этого субъекту необходимо предоставить:

  1. Св-во о госрегистрации.
  2. Учредительные и прочие документы, которые необходимы для регистрации.
  3. Бумаг, подтверждающие формирование представительств и филиалов.
  4. Заявление.

Контрольная инстанция обязана поставить субъекта на учет в пятидневный срок. В этот же период ИФНС выдает соответствующее уведомление.

Организация системы налогового учета включает в себя следующие компоненты:

Определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы;

Определение критериев их систематизации в регистрах налогового учета;

Определение порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

1) обособленный учет - при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;

2) объединенный учет - этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;

3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных 8 бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль». Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок

МОДЕЛИ ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

В настоящее время выделено три модели ведения налогового учета. Рас-

смотрим каждую из них.

Модель 1. Данная модель предусматривает использование самостоя- тельных аналитических регистров налогового учета, при этом налоговый учет

ведется параллельно с бухгалтерским (рис.1).

Рис. 1. Схема заполнения налоговой декларации (модель 1)

Модель 2. В основу этой модели положены данные, формируемые в сис- теме бухгалтерского учета. При этом регистры бухгалтерского учета дополня- ются реквизитами, необходимыми для определения налоговой базы. Тем самым формируются комбинированные регистры, используемые для налогового учета (рис. 2).

Модель 3. В данной модели используются регистры и бухгалтерского, и налогового учета. В том случае, если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения не отличается от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета, целесообразно применять бухгалтерские регистры. Налоговые регистры вообще можно не вести.

При различных правилах учета целесообразно наряду с бухгалтерскими регистрами применять аналитические регистры налогового учета (рис. 3).

Рис. 3. Схема заполнения налоговой декларации (модель 3)

3. Понятие и виды аналитических регистров налогового учета

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового кодекса, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Это разработочные таблицы, ведомости, журналы, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров (Методические рекомендации МНС России от 27 декабря 2001 г). Использовать эти образцы необязательно, но на их основе можно разработать собственные формы регистров, которые должны обязательно включать:

· наименование регистра;

· период (дату) составления;

· измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

· наименование хозяйственных операций;

· подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров (ст. 313 Налогового кодекса РФ).

Правила ведения регистров:

· заполняются в хронологическом порядке;

· ведутся в виде форм (самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов), на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде;

· исправление ошибок допускается только сотрудником, ответственным за ведение регистра, заверяется подписью последнего (с указанием даты) и письменно обосновывается

Группа регистров промежуточных расчетов наиболее обширна по количеству регистров и регистров-расчетов. Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, которые необходимы для формирования налогооблагаемой прибыли. Для того чтобы объяснить функцию регистров промежуточных расчетов, разработчикам системы налогового учета потребовалось ввести еще одно понятие. Промежуточными показателями названы те, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в налоговой декларации, то есть их значения участвуют в формировании отчетных данных либо не в полном объеме (через специальные расчеты) либо в составе иного, обобщающего, показателя. То есть, промежуточные показатели являются рабочим материалом и используются в разработочных таблицах исключительно в качестве дополнительных данных, для удобства расчетов.

1. Регистр-расчет Формирование стоимости объекта учета.

2. Регистр-расчет Учет амортизации нематериальных активов.

3. Регистр-расчет стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).

4. Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).

5. Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде.

6. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

7. Регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.

8. Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

9. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.

10. Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.

11. Регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.

12. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.

13. Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.

14. Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.

15. Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.

16. Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

В регистрах учета состояния единицы налогового учета систематизируется информация о состоянии показателей объектов учета, которые используются более одного отчетного (налогового) периода. Регистры должны вестись таким образом, чтобы можно было обеспечить отражение данных о состоянии объектов учета на каждую текущую дату и их изменении во времени. Содержащаяся в регистрах информация используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые влияют на величину налоговой базы в конкретных периодах. В отношении этих объектов разработчики предложили налогопла- тельщикам самостоятельно сформировать дополнительные налоговые регистры. В то же время, хозяйственные операции в предлагаемой системе налогового учета непосредственно связаны только с фактом изменения права собственности (его утратой или получением) на объекты гражданских прав.

Группа регистров учета целевых средств некоммерческими организациями содержит регистры: - регистр поступлений; - регистр учета их использования; - регистр нецелевого использования. Регистры формирования отчетных данных, как следует из названия группы, содержат информацию и служат инструментом получения значений, непосредственно заносимых в конкретные строки налоговой декларации.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам)

К разглашению налоговой тайны относится использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа налоговой полиции, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

За причинение убытков налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям в результате совершения неправомерных действий, а также утрату документов, содержащих налоговую тайну, налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами. Статья 183 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. В соответствии с ч. 2 данной статьи незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказывается: - штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; - лишением свободы на срок до трех лет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Налог на прибыль организаций

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Водный налог

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Налог на имущество организаций

Налог на игорный бизнес

Транспортный налог

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

Земельный налог

Торговый сбор

Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество
физических лиц 2016

ОТРАСЛЕВЫЕ НАЛОГОВЫЕ СБОРЫ И ПЛАТЕЖИ

Сборы за пользование объектами животного мира

Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов

50. Налоговая документация, ее состав. Сроки хранения налоговой документации. Налоговая тайна.

НАЛОГОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ - совокупность документов установленной формы, используемых в процессе налогообложения, где фиксируется последовательность начисления налога, сумма налога, а также размер налогового обязательства. К Н.д. относятся четыре разновидности документов: отчетно-расчетная Н.д.; сопутствующая Н.д.; учетно-налоговые регистры; извещения. Особенность Н.д. в отсутствии специальных первичных налоговых документов: основанием для ведения Н.д. являются, как правило, первичные бухгалтерско-учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Отчетно-расчетная документация (налоговые расчеты и декларации) - документация, в которой фиксируется сумма налогового

обязательства. Документация подписывается руководителем и главным бухгалтером (декларация о совокупном годовом доходе - физическим лицом) и сдается в налоговую инспекцию поместу нахождения (или жительства) налогоплательщика. За непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган расчетных документов предусмотрен штраф. Сопутствующая документация - документы, содержащие не основные данные, необходимые для исчисления налога, которые обосновывают и расшифровывают данные налоговых расчетов За некоторыми исключениями ответственность за непредставление сопутствующих документов налоговым законодательством не предусматривается. Учетно-налоговые регистры представляют собой сводные формы Н.д. на предприятии. Информация, содержащаяся в первичных документах бухгалтерского учета и необходимая для отражения в Н.д., должна накапливаться и систематизироваться в регистрах Н.д., разрабатываемых и утверждаемых МНС РФ, затем она обобщается за определенный налоговый период и переносится в налоговые расчеты. Примером налогового регистра может служить налоговая карточка физического лица, которую ведут в организациях в соответствии с Приложением № 7 к Инструкции МНС РФ № 35 от 29.06.95 г. по применению закона о подоходном налоге с физических лиц; книга доходов и расходов, которую ведут субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Извещения налоговых органов (требования об уплате налога, уведомление) - документы, вручаемые (высылаемые) налоговыми органами налогоплательщикам и содержащие сведения о сроке и размере налога, который необходимо уплатить. Как правило, такие извещения направляются физическим лица. Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет. К ним относятся данные бухгалтерского и налогового учета, а также документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов и уплату (удержание) налогов. Аналогичное требование установлено для налоговых агентов (подп. 5 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ). Налоговая тайна — право налогоплательщика на неразглашение информации, предоставленной налоговым органам, гарантированное ст. 102 НК. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно МНС, органами государственных внебюджетных фондов и ГТК. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

23.09.2010

В Налоговом кодексе сформулированы лишь общие принципы организации налогового учета. Как конкретно вести его на практике, каждый бухгалтер должен определить самостоятельно.

Что такое налоговый учет

Определение налогового учета дано в статье 313 Налогового кодекса:

«Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом».

Как видно из определения, налоговый учет необходим для того, чтобы исчислить налог на прибыль. Но правила, установленные главой 25 Налогового кодекса, таковы, что сделать это на основании одних лишь данных бухгалтерского учета невозможно.

Главная задача налогового учета - сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.

C 2003 года действует Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Оно требует организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы с его помощью можно было определить налогооблагаемую прибыль. Однако это положение не освобождает фирму от ведения налогового учета.

Из данных налогового учета должно быть ясно:

как определяют доходы и расходы предприятия;

как определяют долю расходов, учитываемых для целей налогообложения в отчетном периоде;

какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;

как формируют сумму резервов;

каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета являются первичные документы, расчет налоговой базы, аналитические регистры налогового учета.

Что такое регистры налогового учета

Регистры налогового учета - это формы, в которые заносится вся информация, необходимая для расчета налога на прибыль (ст. 314 НК РФ). На основании этой информации, систематизированной и обобщенной в регистрах налогового учета, составляют расчет налоговой базы.

Единой формы регистров нет, поэтому каждая фирма должна разработать их самостоятельно. Затем эти регистры необходимо утвердить и приложить к приказу об учетной политике для целей налогообложения.

Каждый регистр должен содержать обязательные реквизиты. Вот они:

наименование;

период (дата) составления;

измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Регистры налогового учета можно вести либо вручную на бумаге, либо в электронном виде на компьютере. Каждый регистр должен быть обязательно подписан лицом, отвечающим за его составление. Им может быть как бухгалтер фирмы, так и специалист, занимающийся непосредственно налоговым учетом.

Как вести налоговый учет

В отличие от бухгалтерского учета, где все регламентировано, в налоговом учете нет жестких стандартов и правил. Налоговый кодекс предоставляет бухгалтеру свободу выбора и предполагает, что фирма самостоятельно решит, как вести налоговый учет.

Существует два способа:

1. Наиболее целесообразно строить налоговый учет на основе бухгалтерского. Для этого прежде всего нужно четко определить, в чем правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, а в чем они различаются.

Затем нужно по возможности максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику: установить одинаковые способы амортизации основных средств и нематериальных активов, списания материально-производственных запасов в производство, определения производственной себестоимости продукции, оценки незавершенного производства и готовой продукции на складе и т. д. Тогда многие операции, отраженные в бухгалтерском учете, будут без изменения участвовать в расчете налога на прибыль.

Однако не забывайте: сближать налоговый и бухгалтерский учет не всегда выгодно. Так, например, если фирма выбирает единый метод начисления амортизации - линейный, то величина износа по сравнению с другими методами уменьшается, а сумма налога на имущество увеличивается.

Карточку счета, оборотную ведомость и другие бухгалтерские документы можно использовать в качестве регистров налогового учета. Налоговый кодекс не запрещает это делать. Если же в регистрах бухгалтерского учета будет содержаться недостаточно информации для определения налоговой базы, то в них можно внести дополнительные реквизиты.

Пример

ЗАО «Актив» занимается производством электрических котлов. В I квартале «Актив» отгрузил ООО «Пассив» электрические котлы на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Право собственности на товары перешло к «Пассиву».

Согласно подпункту «г» пункта 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), для целей бухгалтерского учета главным условием признания выручки является переход к покупателям права собственности на продукцию. Это условие выполнено, поэтому бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

- 18 000 руб. - начислен НДС.

В данном случае условия признания выручки в налоговом учете не отличаются от правил бухгалтерского учета. Поэтому «Актив» для целей налогообложения может определять выручку по данным бухгалтерского учета. Следовательно, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за I квартал «Актив» учитывает выручку в сумме 100 000 руб. (118 000 - 18 000).

Операции по реализации электрокотлов фиксируются в регистре бухгалтерского учета «Карточка счета 90». «Актив» может использовать его в качестве регистра налогового учета. Соответствующую запись нужно сделать в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Ну, а в тех случаях, когда правила бухучета не стыкуются с налоговым законодательством, обороты по счетам для целей налогообложения можно корректировать. Для этого придется составить специальный расчет.

Пример

Изменим условия предыдущего примера. Предположим, что в I квартале ЗАО «Актив» помимо электрических котлов реализовало материалы на 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.). Право собственности на материалы перешло к покупателю.

Доходы от реализации материалов учитывались в составе прочих доходов. В I квартале 2009 года бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91-1

- 59 000 руб. - отражена выручка от реализации материалов;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

- 9000 руб. - начислен НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

- 118 000 руб. - отражена выручка от реализации электрических котлов;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет В«Расчеты по НДСВ»

- 18 000 руб. - начислен НДС.

«Актив» определяет доходы для целей налогообложения методом начисления. Согласно статье 249 Налогового кодекса продажу материалов нужно учитывать в составе доходов от реализации.

Чтобы скорректировать выручку, отраженную в бухучете для целей налогообложения, бухгалтер «Актива» должен составить специальный расчет.

2. Можно организовать отдельный налоговый учет, то есть построить независимую систему налогового учета, никак не связанную с бухгалтерским. В этом случае придется разрабатывать регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции. Одну и ту же операцию нужно будет одновременно фиксировать как в регистрах бухгалтерского, так и в регистрах налогового учета.

Пример

ЗАО «Актив» занимается производством электрических котлов и 17 марта заключило с ООО «Пассив» договор № 12 на их поставку. В этот же день «Актив» отгрузил «Пассиву» электрические котлы на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Право собственности на товары перешло к «Пассиву».

Согласно подпункту «г» пункта 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) для целей бухгалтерского учета главным условием признания выручки является переход к покупателям права собственности на продукцию. Это условие выполнено, поэтому в бухгалтерском учете 17 марта бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

- 118 000 руб. - отражена выручка от реализации электрокотлов;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

- 18 000 руб. - начислен НДС.

Предположим, что «Актив» определяет доходы для целей налогообложения методом начисления. Тогда датой получения выручки считается день, когда право собственности на продукцию перейдет к покупателю (п. 3 ст. 271 НК РФ).