Церковь Трёх Крестов. Церковь трех крестов Церковь трех крестов алвар аалто

Церковь "Трех крестов" построена в 1957г. архитектором Алваром Аалто. Она представляет собой, пожалуй, самое необычное и притягательное сооружение, выполненное в лучших архитектурных традициях того времени.

Свое название церковь получила благодаря трем крестам, изображенным на алтаре и символизирующим кресты на знаменитой горе Голгофе.

Несмотря на то что здание выстроено из обычного бетона, внутреннее убранство церкви поражает воображение своей благородной скромностью: итальянский мрамор, восточнокарельские породы древесины и отделка из льняной ткани. Уникальность церкви также заключается в поистине удивительной игре света и тени. Из сотни необычных окон только два будут идентичны. Колокольня церкви имеет форму стрелы, направленной ввысь. На ней установлены 3 колокола, один из которых родом из Яски.

Первостепенной целью создания такой церкви, расположенной в тихом и уютном месте и окруженной березами и соснами, являлось обеспечение общения меду Богом и прихожанами. Таким образом, ничто здесь не отвлекает человека от его намерений.

Церковь открыта для посещения в любое время, вход свободный.

Церковь трех крестов, Иматра, Финляндия June 5th, 2014

Много раз я бывал в Иматре, но никак не добирался до второй (после порога) местной достопримечательности - знаменитой церкви Трех крестов постройки Алвар Аалто. В позапрошлые выходные, после соревнований под Выборгом и осмотра , мы туда заехали. Аалто - самый знаменитый финский дизайнер 20 века, и один из самых знаменитых в мире. Кроме того, что он был выдающимся дизайнером, он был еще и архитектором, который построил в Финляндии и за ее пределами десятки зданий, которые являются настоящими образцами “функционализма”. Одна из его работ находится в Иматре:

Найти ее несложно, от Иматры надо поехать по 6 трассе в сторону Йоэнсуу, второй съезд будет на Вуоксенниску (Vuoksenniska). Далее надо держаться указателей на Kolmen Ristin Kirkko. Сторо говоря, церковь не в Иматре, а в поселке Вуоксенниска. Но административно Вуоксенниска давно вошла в черту “города Иматра”. Здание построено в 1957 году. Похоже? Это очень необычная архитектура. В России этот период развития архитектуры практически не представлен. У нас в то время победил “сталинский ампир”.

Архитектура Аалто для людей, поэтому для того, чтобы понять, о чем идет речь - надо попасть внутрь. К сожалению, церковь была закрыта и половину впечатления я не получил. В здании 103 окна и только 2 из них имеют одинаковую форму.

Большинство из окон расположены в верхней части здания, поэтому свет из окон создает удивительную игру светотеней, которая меняется в зависимости от времени суток.

Высоченная колокольня доминирует над зданием.

В 1957 году церковь не была скрыта от дороги за деревьями, но это же Финляндия, здесь деревья не трогают. Конечно, без деревьев она смотрелась немного по-другому:

В церкви есть три “пространства”, которые могут быть разъединены с помощью раздвижных стен.

За неимением своих, фотографии внутреннего убранства церкви я взял вот здесь: http://alvaraaltosarchitecture.blogspot.ru/2013/02/alvar-aalto-in-imatra.html .
Здесь видны те самые раздвижные стены:


фото сайта alvaraaltosarchitecture.blogspot.ru


фото сайта alvaraaltosarchitecture.blogspot.ru


фото сайта

В прошлое воскресенье я принял участие в экскурсии "Финский модерн по обе стороны границы ". Но, должен признаться, когда я решил поехать на эту экскурсию, меня интересовал совсем не модерн. Дело в том, что в Вуоксенниске, одном из пригородов Иматры, располагается церковь, построенная Алваром Аалто - архитектором, фанатом которого я являюсь. Поэтому и и решил не упускать этот шанс и отправился в поездку, а теперь предлагаю совершить виртуальную экскурсию по этому шедевру финского функционализма.


Церковь эта была построена в 1956-1958 годах.

Издалека видна колокольня храма с завершением необычной формы, напоминающим оперение стрелы:



Такая форма совершенно не случайна. Как писал сам Аалто: "В основу композиции положен мотив троицы; колокольня также состоит из трех частей, расширяющихся кверху. Подобной формой автор стремился достичь максимального отличия колокольни от заводских труб, которые господствуют над местностью ".

Дверь в храм (один из излюбленных приемов Аалто - деревянные решетки):

Ручка двери также весьма характерного "аалтовского" типа:

Один из характерных принципов не только функционализма, но и всей архитектуры первой половины прошлого столетия - проектирование "изнутри наружу". И Аалто в полной мере следовал этому принципу. Снаружи храм имеет необычную форму, однако определяется она именно его внутренним строением и требованиями эксплуатации здания.

Сам Аалто писал: "Она [церковь] представляет собой объем, образованный тремя следующими друг за другом залами. Их можно обозначить буквами А, В, С, где А является собственно помещением, в котором совершается таинство обряда. Два других зала соединяются с ним при помощи передвижных стен. В обычных условиях залы В и С служат нуждам прихода. Каждый зал рассчитан на неполные триста мест, в полном объеме около восьмисот мест .
план:

разрез:

макет здания (хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке):

Залы отделяются подвижными стенами (толщиной около 42 см), которые перемещаются с помощью системы подшипников и имеют массу, позволяющую достичь полной звукоизоляции .

...
Служба в лютеранской церкви предусматривает три главных архитектурных элемента: алтарь,

кафедру проповедника

Все три части расположены в главном помещении. Алтарь, будучи центральной частью, остается, как обычно, сбоку от кафедры. Если мы будем считать, что главной и труднейшей акустической проблемой в лютеранской церкви является достижение хорошей слышимости проповеди, то это закономерно приведет нас к проектированию асимметричного пространства. Расположенная напротив кафедры, по диагонали зала, длинная стена отражает звуковые волны гораздо сильнее, чем другие поверхности. Выбор определенной формы стены может способствовать наиболее правильному отражению звука.
Акустическая диаграмма:

В данном случае эта акустическая стена формируется из различных дугообразных и изогнутых частей, а плоскость окон наклонена по отношению к прихожанам.

Изогнутые части передвижных стен соединяются с дугообразными формами стены. В этом сооружении автор стремился одновременно к разрешению двух проблем, первая из которых почти целиком относится к психологической области (акустика), а вторая - к технической (эффективная изоляция залов один от другого)".

Как и обычно, особое внимание Аалто уделяет системе естественного освещения (со светом он всегда работает виртуозно). Алтарь подсвечен направленным фонарем верхнего света:


Также алтарь подсвечивают направленным светом боковые окна:



"Мотив троицы продолжается и внутри церкви в виде трех сводчатых залов. В алтаре этот мотив выражен в виде трех скромных белых крестов"




Аалто, как и обычно в своих проектах выступает в роли не только архитектора, но и дизайнера, проектируя мебель и светильники:







Вестибюль перед входом в зал:



И здесь тот же самый мотив троицы: на скамье три рамки (возможно для библий), подсвеченные верхним светом и с крестообразным декором:

К сожалению, полностью эффект освещения (сам вестибюль освещен довольно слабо, а рамки буквально плавают в столбах света) фотография не передает, так что надеюсь на фантазию читателей:

Теперь, осмотрев здание изнутри, обойдем его вокруг:





Фонари верхнего света крупным планом (без верхнего света не обходится практически ни одна постройка Аалто):

"Всего в церкви пять входов, один из которых расположен отдельно в восточной части здания. Автор счел необходимым устроить специальный вход потому, что церковь, помимо ее основных функций, как правило, используют для проведения собраний прихода, вплоть до собраний молодежных объединений":



Самая эффектная, боковая сторона церкви:

P.S. В субботу, 29 апреля , состоится премьера новой экскурсии "Чрево Петербурга. Вокруг Сенной площади".
Район окрестностей Сенной площади часто называют «Петербургом Достоевского». Он и в самом деле тесно связан с жизнью как самого писателя, так и героев романа «Преступление и наказание», и на нашей экскурсии мы, безусловно, затронем эту тему. Но Достоевский - далеко не единственный деятель русской культуры, жизнь и творчество которого связаны с этими местами, и в ходе нашей экскурсии мы будем говорить о Пушкине и Суворове, Гоголе и членах семьи Бенуа. Также мы увидим многочисленные архитектурные достопримечательности самых разных стилей - от барокко и классицизма, до модерна и сталинской неоклассики.

Узнать подробности и записаться можно здесь: